Апофеоз Луция Вера
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.Инв. № I 867.Вена, Музей Эфеса Фото: И. А. Шурыгин
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.
Инв. № I 867.
Вена, Музей Эфеса.
Происхождение:
Основная часть рельефов памятника Парфянской войне была обнаружена в Эфесе австрийскими археологами в 1897—1901 гг. Приблизительно в это время они были перевезены в Вену с разрешения султана Абдул Хамида II. В 1905 г. некоторые из них были выставлены в Венском музее истории искусства; в 1932 г. они были перемещены в старые конюшни принца Евгения. После многократных перемещений во время Второй мировой войны и в послевоенном периоде рельефы были подвергнуты реставрации и выставлены в отдельном помещении музея Эфеса в Вене. Рельефы с декоративными мотивами хранятся в Эфесе.
Описание:
Цикл рельефов, представляющих т. н. «апофеоз» Луция Вера, представляется очень важным в иконографическом отношении, однако его интерпретация остается спорной. После смерти Луция Вера (169 г.) сенат по предложению Марка Аврелия провозгласил его богом (divus). Большая композиция, посвященная этому событию, состоит из трех отдельных сцен. Первая (составленная по крайней мере из двух плит) изображает Цезаря в лорике на колеснице Гелиоса. Его держит за руку Ника (Виктория), которая правит конями. Создается впечатление, что колесница движется в восходящем направлении. Стоящая пред ней Доблесть (Virtus) является персонификацией мужества императора. Фигура в лучистом венце на заднем плане до последнего времени считалась изображением Гелиоса, однако недавно Oberleitner выдвинул предположение о том, что это Люцифер. Под колесницей лежит женская фигура с рогом изобилия. Возможно, это персонификация места, например, Италии, или Теллус (= земля), либо Мир, приносящий изобилие; в последнем случае ребенок с фруктами рядом с ней — это Плутос. Символизм сцены читается без труда: парфянский триумф Цезаря принес стране мир и процветание.
Источники: