Девять муз, Афина и Аполлон
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Инв. № А 185.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Девять муз, Афина и Аполлон.

Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Инв. № А 185.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:

334. Пере­д­няя сто­ро­на сар­ко­фа­га

с изо­бра­же­ни­ем Апол­ло­на, Минер­вы и девя­ти Муз. II века по Р. Х.

Реста­ври­ро­ва­ны несколь­ко выдаю­щих­ся впе­ред дета­лей релье­фа.

Гре­че­ский мра­мор. — Высота 0,632 м., дли­на 2,072 м.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 159, кат. № 334.

383. Стен­ка сар­ко­фа­га

Из Ака­де­мии Худо­жеств (1851 г.). Высота 0,632 м. Апол­лон, Минер­ва и девять муз.

Новы: мел­кие встав­ки.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 152, кат. № 383.

23. Пере­д­няя сто­ро­на сар­ко­фа­га: музы, Апол­лон и Минер­ва (табл. 51—52).

Инв. № А. 185.
Раз­ме­ры: высота 0,63 м, дли­на 2,07 м.
Мате­ри­ал: белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Про­ис­хож­де­ние: посту­пил в Эрми­таж в 1851 г. из Ака­де­мии искусств1.

Сохран­ность: верх­ний край релье­фа отбит и допол­нен в гип­се. В левом углу нахо­дит­ся новая встав­ка. Рельеф состав­лен из двух частей, линия изло­ма про­хо­дит меж­ду третьей и чет­вер­той фигу­ра­ми. У Поли­гим­нии допол­не­ны нос, руки и левая нога. У Евтер­пы отло­ма­на пра­вая рука. У Талии допол­не­ны голо­ва и часть лиры, у Мель­по­ме­ны — голо­ва, у Эра­то — лицо, часть пра­вой руки, лира и склад­ки одеж­ды спе­ре­ди, у Апол­ло­на — лицо, пра­вая рука, коле­но левой ноги и часть одеж­ды. У Минер­вы добав­ле­на пере­д­няя часть шле­ма, кро­ме того, обе руки и левое коле­но. У гри­фо­на допол­не­ны голо­ва, кры­ло и коготь, у Кал­лио­пы — ниж­няя часть лица и пра­вая рука, у Тер­пси­хо­ры — часть лица, пра­вая рука с пле­чом, левая рука и часть лиры. У Ура­нии отби­та пра­вая рука и допол­не­на левая рука с атри­бу­том. У Клио допол­не­ны ниж­няя часть лица, левая рука и пра­вая рука. Поверх­ность релье­фа стер­та.

Лите­ра­ту­ра:
Г. Кизе­риц­кий, с. 159, № 334, илл.
О. Вальд­гау­ер, с. 152, № 383, илл.
M. Wegner, с. 20—21, № 37, с. 107, 111, 112, 113, 126, 128, 154, 156, табл. 53 b.

Пере­д­няя сто­ро­на сар­ко­фа­га име­ет тра­ди­ци­он­ную ком­по­зи­цию для этой темы: девять муз, Апол­лон и Минер­ва. Апол­лон поме­щен в середине и имел, как мож­но пред­по­ло­жить, чер­ты лица умер­ше­го. Пять муз рас­по­ло­же­ны сле­ва от него, Минер­ва и четы­ре музы — спра­ва. Сим­мет­рич­но­сти ком­по­зи­ции меша­ет фигу­ра Минер­вы. Она сто­ит в позе, повто­ря­ю­щей позу Апол­ло­на, и тем самым центр сме­ща­ет­ся несколь­ко впра­во. Вид­ны следы поли­ров­ки. Свер­ло исполь­зо­ва­лось доволь­но часто: в угол­ках глаз и рта, в зрач­ках и воло­сах. Посред­ст­вен­ная работа.

Воз­мож­но, имен­но невы­со­кое каче­ство испол­не­ния побуди­ло Г. Кизе­риц­ко­го назвать рельеф в сво­ем ката­ло­ге 1896 г. под­дел­кой2 — в новом изда­нии ката­ло­га 1901 г. он отка­зал­ся от это­го мне­ния. В насто­я­щее вре­мя под­лин­ность релье­фа сомне­нию не под­ле­жит.

Рельеф был подроб­но опи­сан М. Вег­не­ром, кото­рый очень убеди­тель­но дати­ро­вал его середи­ной III в.

Рим­ская работа. Середи­на III в.

И. И. Савер­ки­на
1М. Вег­нер (с. 20) оши­боч­но пред­по­ла­га­ет, что рельеф про­ис­хо­дит из кол­лек­ции Кам­па­на.

2Г. Кизе­риц­кий, Импе­ра­тор­ский Эрми­таж. Музей древ­ней скульп­ту­ры, 3-е изд., С. Петер­бург 1896, с. 164, № 334.

Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 49—50, кат. № 23, табл. 51—52.
Пере­вод с нем. С. И. Сос­нов­ско­го.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1901 г. Описание (I): Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 159, кат. № 334.
© 1924 г. Описание (II): Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 152, кат. № 383.
© 1979 г. Описание (III): Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 49—50, кат. № 23, табл. 51—52.
© 2013 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня афина паллада athene athena pallas гриф грифы грифон грифоны грифона gryphus муза музы каллиопа каллиопы musa calliope клио клия clio мельпомена мельпомены полигимния полигимнии полимния полимнии polyhymnia талия талии фалия фалии thalia терпсихора терпсихоры урания урании urania эвтерпа эвтерпы евтерпа евтерпы эрато erato минерва минервы minerva саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о белый греческий мелкозернистый мрамор муз музами 9 девять муса мусы музагет мусагет птица сова змея музыкальный инструмент музыкальные инструменты кифара китара лира музыка музыкант пение женская одежда трагическая маска театральная вощеная табличка дощечка глобус земной шар венок свиток плектр занавес parapetasma пояс кушак коринфский шлем инв № а 185