Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.Инв. № А 185.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Девять муз, Афина и Аполлон.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
334. Передняя сторона саркофага
с изображением Аполлона, Минервы и девяти Муз. II века по Р. Х.Реставрированы несколько выдающихся вперед деталей рельефа.
Греческий мрамор. — Высота 0,632 м., длина 2,072 м.
383. Стенка саркофага
Из Академии Художеств (1851 г.). Высота 0,632 м. Аполлон, Минерва и девять муз.
Новы: мелкие вставки.
23. Передняя сторона саркофага: музы, Аполлон и Минерва (табл. 51—52).
Инв. № А. 185.
Размеры: высота 0,63 м, длина 2,07 м.
Материал: белый мелкозернистый мрамор.
Происхождение: поступил в Эрмитаж в 1851 г. из Академии искусств1.
Сохранность: верхний край рельефа отбит и дополнен в гипсе. В левом углу находится новая вставка. Рельеф составлен из двух частей, линия излома проходит между третьей и четвертой фигурами. У Полигимнии дополнены нос, руки и левая нога. У Евтерпы отломана правая рука. У Талии дополнены голова и часть лиры, у Мельпомены — голова, у Эрато — лицо, часть правой руки, лира и складки одежды спереди, у Аполлона — лицо, правая рука, колено левой ноги и часть одежды. У Минервы добавлена передняя часть шлема, кроме того, обе руки и левое колено. У грифона дополнены голова, крыло и коготь, у Каллиопы — нижняя часть лица и правая рука, у Терпсихоры — часть лица, правая рука с плечом, левая рука и часть лиры. У Урании отбита правая рука и дополнена левая рука с атрибутом. У Клио дополнены нижняя часть лица, левая рука и правая рука. Поверхность рельефа стерта.
Литература:
Г. Кизерицкий, с. 159, № 334, илл.
О. Вальдгауер, с. 152, № 383, илл.
M. Wegner, с. 20—
Передняя сторона саркофага имеет традиционную композицию для этой темы: девять муз, Аполлон и Минерва. Аполлон помещен в середине и имел, как можно предположить, черты лица умершего. Пять муз расположены слева от него, Минерва и четыре музы — справа. Симметричности композиции мешает фигура Минервы. Она стоит в позе, повторяющей позу Аполлона, и тем самым центр смещается несколько вправо. Видны следы полировки. Сверло использовалось довольно часто: в уголках глаз и рта, в зрачках и волосах. Посредственная работа.
Возможно, именно невысокое качество исполнения побудило Г. Кизерицкого назвать рельеф в своем каталоге 1896 г. подделкой2 — в новом издании каталога 1901 г. он отказался от этого мнения. В настоящее время подлинность рельефа сомнению не подлежит.
Рельеф был подробно описан М. Вегнером, который очень убедительно датировал его серединой III в.
Римская работа. Середина III в.
Перевод с нем. С. И. Сосновского.
© 1901 г. Описание (I): Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 159, кат. № 334.
© 1924 г. Описание (II): Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 152, кат. № 383.
© 1979 г. Описание (III): Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 49—50, кат. № 23, табл. 51—52.
© 2013 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.