Портрет Марцелла?
Белый мрамор. 26—25 гг. до н. э.Инв. № CRY. 51. 00. 22.Арль, Музей античности

Портрет Марцелла?

Белый мрамор. 26—25 гг. до н. э.
Инв. № CRY. 51. 00. 22.

Арль, Музей античности.

Происхождение:
Най­ден в Арле в 1952 г., в север­ной гале­рее крип­то­пор­ти­ка.

Описание:

110. ПОРТРЕТ МАРЦЕЛЛА?

26—25 гг. до н. э.
Рис. 84.

Арль, Музей антич­но­го Арля, инв. № CRY. 51. 00. 22.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Белый мра­мор.

Най­де­на в Арле в 1952 г., в север­ной гале­рее крип­то­пор­ти­ка (ср. с порт­ре­том Тибе­рия, кат. № 113).

Раз­ме­ры: общая высота 42 см (до края груди 0,37 см), высота голо­вы 25 см. Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu — R. Lantier, XV, 8752 (Окта­виан); F. Benoît, BSAF, 1950—1, p. 161 (Окта­виан); Id., 1952, p. 33—48, fig. 1—8; H. Schoppa, 1957, p. 47, pl. 1; V. Poulsen, 1962, p. 22; P. Zanker, 1973, p. 50 n. 28 (член семьи Юли­ев-Клав­ди­ев); K. Fittschen, 1977, p. 37—38 (Г. Цезарь); J.-Ch. Balty, 1977, p. 102—118, pl. 25—2, 27—2 (Мар­целл); K. Fittschen, 1977, p. 35, II-2 (наслед­ник из Юли­ев-Клав­ди­ев: Гай Цезарь?); с. 323 J. M. C. Toynbee, 1978, p. 54, fig. 73 (Окта­виан); F. Salviat — D. Terrer, 1981, p. 18—19, 36—37 (fig.) (Окта­виан); H. G. Frenz, 1982, p. 379 n. 36, pl. 39—37 (Окта­виан); P. Gros, 1987b, p. 349, fig. 9 (Гай Цезарь); Z. Kiss, 1975, p. 39, 117, 164—165, fig. 604309 (Август); K. Fittschen, 1977, p. 35 (II2); U. Hausmann, 1981, p. 529, 533 (Окта­виан); H. Jucker, 1981b, p. 294 (Окта­виан); A. K. Massner, 1982, p. 11 n. 58 n° 1, 12 n. 65, 17, 26, pl. 4 c-d, 5 b (Окта­виан, тип B); J. Pollini, 1987, p. 60, 71, n° 30 p. 104, pl. 31 (Гай Цезарь, тип V, нача­ло прав­ле­ния Тибе­рия); P. Gros, 1991, p. 137—138 (Гай Цезарь); D. Boschung, 1993a, p. 51, n. 183 (Гай Цезарь); Cl. Sintès (dir.), 1996, n° 26 p. 50 (Гай Цезарь).

Сохран­ность: Порт­рет почти не повреж­ден: отсут­ст­ву­ет толь­ко часть лево­го уха. Несколь­ко цара­пин на лбу, кон­чи­ке носа, верх­нем левом веке, как и на пряди волос над левым гла­зом. Нако­нец, рядом с макуш­кой отсут­ст­ву­ет доволь­но круп­ный кусок мра­мо­ра.

Опи­са­ние: Этот порт­рет пред­на­зна­чал­ся для встав­ки в тело ста­туи. Раз­рез соеди­ни­тель­ной встав­ки, види­мо, ука­зы­ва­ет, что на тор­се были доспе­хи. Голо­ва чуть повер­ну­та впра­во, лицо вытя­ну­тое и узкое, нос немно­го выгнут, рот с пол­ной ниж­ней губой приот­крыт. Щеки и под­бо­ро­док пок­ры­ты малень­кой бород­кой, выпол­нен­ной тон­ки­ми насеч­ка­ми в фор­ме завит­ков.

Воло­сы выпол­не­ны в доволь­но гра­фи­че­ской мане­ре: за пер­вой груп­пой парал­лель­ных прядей, заче­сан­ных вле­во, в пра­вой поло­вине лба, сле­ду­ет «клеш­ня» над внут­рен­ним углом пра­во­го гла­за, кото­рая под­готав­ли­ва­ет пере­ход ко вто­рой груп­пе из четы­рех прядей, обра­щен­ных впра­во; дру­гие пряди заче­са­ны к вис­ку, созда­вая при этом «вил­ку» над левым гла­зом.

с. 324 Ком­мен­та­рий: Серия реплик, в кото­рой арль­ский порт­рет — одно из луч­ших изо­бра­же­ний, вхо­дит в чис­ло самых спор­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов авгу­стов­ской эпо­хи. После иссле­до­ва­ния О. Брен­де­ля, кото­рый в 1931 г. раз­ра­ботал первую типо­ло­ги­че­скую клас­си­фи­ка­цию того, что он иден­ти­фи­ци­ро­вал как «тип B» ико­но­гра­фии Окта­ви­а­на, дати­ру­е­мый 43—37 гг. до н. э. (Ф. Бенуа сох­ра­нил эту атри­бу­цию, когда был обна­ру­жен арль­ский порт­рет), дис­кус­сия «кри­стал­ли­зо­ва­лась» в основ­ном вокруг двух вер­сий: моло­дой Август и Гай Цезарь.

Одна из немно­гих харак­те­ри­стик это­го бюста, не вызы­ваю­щая сомне­ний, — это пора­зи­тель­ное сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми Авгу­ста типа «При­ма-Пор­та»; в зави­си­мо­сти от того, какая из двух пред­по­ла­гае­мых иден­ти­фи­ка­ций при­ни­ма­ет­ся, ее счи­та­ют либо пред­ве­щаю­щей тип «При­ма-Пор­та», либо про­ис­хо­дя­щей от него. Кро­ме того, если эта серия изо­бра­жа­ет Гая, то сход­ство с прин­цеп­сом может объ­яс­нять­ся дина­сти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми: буду­ще­го пре­ем­ни­ка Авгу­ста стре­ми­лись изо­бра­зить как «ново­го Окта­ви­а­на». Кро­ме того, бород­ка на неко­то­рых экзем­пля­рах, в том чис­ле арль­ском и верон­ском310, объ­яс­ня­ет­ся либо как знак тра­у­ра Окта­ви­а­на после смер­ти Цеза­ря, либо как знак тра­у­ра Гая после смер­ти Луция. Понят­но, что глав­ная труд­ность состо­ит в том, что аргу­мен­ты в поль­зу одной иден­ти­фи­ка­ции точ­но так же могут быть исполь­зо­ва­ны в под­держ­ку дру­гой. Дис­кус­сия зашла в тупик, и в резуль­та­те атри­бу­ция пери­о­ди­че­ски колеб­лет­ся; когда каза­лось, что все участ­ни­ки дис­кус­сии при­шли к отно­си­тель­но­му сог­ла­сию в том, что это Гай, А. К. Мас­снер и позд­нее Б. Грас­си и С. Зани­ни311 (отно­си­тель­но порт­ре­тов из Веро­ны и Акви­леи) вер­ну­лись к иден­ти­фи­ка­ции с Окта­виа­ном, несмот­ря на серь­ез­ную мето­до­ло­ги­че­скую труд­ность, кото­рая состо­ит в том, что тип «При­ма-Пор­та» явно пред­ше­ст­ву­ет реп­ли­кам «типа B» Брен­де­ля312. Тем не менее напра­ши­ва­ет­ся вывод: ни на иден­ти­фи­ка­ции с Гаем, ни на иден­ти­фи­ка­ции с Окта­виа­ном сог­ла­сие не достиг­ну­то. При­ме­ча­тель­но, что чер­ты лица одно­вре­мен­но отли­ча­ют­ся и от реплик Окта­ви­а­на типа «Аль­кудиа», и от порт­ре­та Гая из бази­ли­ки в Корин­фе: лицо более длин­ное и угло­ва­тое, рот более мяси­стый, ску­лы высту­па­ют силь­нее.

В этой дис­кус­сии одно пред­по­ло­же­ние обыч­но обхо­дят мол­ча­ни­ем: Ж. Ш. Бал­ти пред­ло­жил счи­тать эту груп­пу порт­ре­та­ми Мар­цел­ла, пле­мян­ни­ка и пред­по­ла­гае­мо­го наслед­ни­ка Авгу­ста313. Такая иден­ти­фи­ка­ция поз­во­ля­ет одно­вре­мен­но объ­яс­нить и сход­ство с прин­цеп­сом — этот тип был создан почти одно­вре­мен­но с типом «При­ма-Пор­та», — и замет­ные физио­но­ми­че­ские и типо­ло­ги­че­ские рас­хож­де­ния с порт­ре­та­ми Цеза­рей.

Ж. Ш. Бал­ти раз­ли­ча­ет два ико­но­гра­фи­че­ских типа умер­ше­го в моло­дом воз­расте наслед­ни­ка: тип, создан­ный при его жиз­ни, око­ло 26—25 гг., когда опре­де­ли­лась дина­сти­че­ская поли­ти­ка режи­ма, и посмерт­ный тип, с более иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми чер­та­ми, на кото­рые силь­но повли­я­ла зна­ме­ни­тая ста­туя работы Клео­ме­на, хра­ня­ща­я­ся в Лув­ре (инв. № Ma 1207. K. de Kersauson, 1986, n° 18, p. 46—47). Реп­ли­ка из Арля, кото­рая несо­мнен­но отно­сит­ся к пер­вой груп­пе, таким обра­зом доволь­но точ­но дати­ру­ет­ся 26—25 гг. до н. э.: бород­ка под­твер­жда­ет эту вер­сию и ука­зы­ва­ет на дату, пред­ше­ст­ву­ю­щую бра­ку наслед­ни­ка с Юли­ей. На этом эта­пе рас­суж­де­ний мож­но при­ба­вить важ­ное сопут­ст­ву­ю­щее обсто­я­тель­ство: это вновь акту­аль­ная мра­мор­ная копия «щита доб­ле­стей» из рим­ской курии, кото­рая дати­ру­ет­ся этим же вре­ме­нем. Моло­дой наслед­ник вме­сте с Авгу­стом участ­во­вал в войне про­тив кан­та­бров, с. 325 и его воен­ные успе­хи заслу­жи­ли осо­бое про­слав­ле­ние в лите­ра­ту­ре314; мож­но пред­ста­вить, что две эти работы, посвя­щен­ные одним чело­ве­ком, пред­на­зна­ча­лись для того, чтобы почтить доб­ле­сти импе­ра­то­ра и его буду­ще­го зятя.

ПРИМЕЧАНИЯ:

309Инвер­сия рис. 604 и 577 (про­филь порт­ре­та из Инсти­ту­та искусств Дет­рой­та).

310Веро­на, Архео­ло­ги­че­ский музей рим­ско­го теат­ра, 147.

311G. Sena Chiesa (éd.), Augusto in Cisalpina. Ritratti augustei e giulio-claudi in Italia settentrionale, Bologne, 1995.

312D. Boschung, «Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht», JRA, 6, 1993, c. 51: «Уста­нов­лен­ная К. Фит­че­ном зави­си­мость от типа “При­ма-Пор­та”, по мое­му мне­нию, пол­но­стью иск­лю­ча­ет созда­ние спор­но­го вари­ан­та изо­бра­же­ния в 40 г. до н. э.». Встреч­ные аргу­мен­ты за иден­ти­фи­ка­цию с Окта­виа­ном см.: Goette H. R. // JRA, 1993, p. 309.

313J.-Ch. Balty, «Notes d’iconographie julio-claudienne, IV: M. Claudius Marcellus et le type B de l’iconographie d’Auguste jeune», AK, 20, p. 102—118.

314Ссыл­ки на лите­ра­тур­ные источ­ни­ки см. выше, гл. VI, с. 133 и № 79. Един­ст­вен­ная сла­бость этой гипо­те­зы, воз­мож­но, состо­ит в том, что отсут­ст­ву­ют посвя­ще­ния порт­ре­тов Мар­цел­ла.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 322—325, кат. № 110, илл. 84.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus наследник гай цезарь випсаниан g148 caius gaius caesar vipsanianus марк клавдий марцелл g154 marcus claudius marcellus re230 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские голова мрамор бородка инв № cry 51 00 22
free counters