Статуя Августа. Деталь. Тип «Прима-Порта». Посмертная реплика.
Белый мрамор.
Статуя: 20—10 гг. до н. э.
Инв. № 92. 002. 15267.Арль, Музей античности

Статуя Августа. Деталь. Тип «Прима-Порта». Посмертная реплика.

Белый мрамор.
Статуя: 20—10 гг. до н. э.
Инв. № 92. 002. 15267.

Арль, Музей античности.

Происхождение:
Най­де­на в Арле, в ходе рас­ко­пок антич­но­го теат­ра; торс — в 1750 г., голо­ва — в 1834 г.

Описание:

111. СТАТУЯ АВГУСТА.

Ста­туя: 20—10 гг. до н. э.?

Тип «При­ма-Пор­та», посмерт­ная реп­ли­ка, рис. 85—86.
Арль, Музей антич­но­го Арля, инв. № 92. 002. 15267.
Колос­саль­ная ста­туя.
Белый мра­мор и извест­няк.

Най­де­на в Арле, в ходе рас­ко­пок антич­но­го теат­ра; торс — в 1750 г., «при рытье коло­д­ца», голо­ва — в 1834 г., одно­вре­мен­но с мра­мор­ной дра­пи­ров­кой и несколь­ки­ми фраг­мен­та­ми дра­пи­ров­ки из извест­ня­ка.

Раз­ме­ры: высота сох­ра­нив­шей­ся части 2,3 м. Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, III, 1694; XI, 7809; XII, 1694; F. Benoit, 1938, p. 67—80, pl. 4; Id., 1952, p. 63; A. Grenier, 1931, p. 23; P. Zanker, 1973, p. 28; H. G. Niemeyer, 1968, n°71 p. 101, pl. 23; U. Hausmann, 1981, p. 585 n. 268 n° 4 (Август, прав­ле­ние Клав­дия); D. Boschung, 1993a, n° 70, pl. 102; L. Constans, 1921, p. 288; K. Fittschen, BJ, 1970, p. 550 (Август, посмерт­ный порт­рет); F. Salviat — D. Terrer, 1981, p. 21, 38—39; P. Gros, 1987, p. 339—363 (Август); Id., 1991b, p. 37 (fig.) [нача­ло I в. н. э.]; C. Maderna-Lauter, 1993, p. 317, 328, fig. 14 (о типе ста­туи); D. Boschung, 2002, n° 23—1 p. 84, pl. 68—1 (Август, тип «При­ма-Пор­та»; прав­ле­ние Тибе­рия или Клав­дия); C. Carrier, 2006, ожи­да­ет­ся.

Сохран­ность: Сна­ча­ла с мра­мор­ным тор­сом пыта­лись сов­ме­стить ниж­нюю часть сидя­щей ста­туи. Пра­виль­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем мы обя­за­ны Ф. Бенуа: торс, изготов­лен­ный отдель­но, был встав­лен в дра­пи­ров­ку из извест­ня­ка, кото­рая сох­ра­ни­ла следы раз­ных кра­сок315. Рестав­ра­то­ры из Музея антич­но­го Арля недав­но под­твер­ди­ли эту с. 326 гипо­те­зу с помо­щью трех­мер­но­го ком­пью­тер­но­го моде­ли­ро­ва­ния, кото­рое уста­но­ви­ло соот­вет­ст­вие двух частей ста­туи друг дру­гу316.

Ф. Бенуа сооб­ща­ет о суще­ст­во­ва­нии еще одно­го облом­ка этой ста­туи, а имен­но, пере­д­ней части левой ноги; это един­ст­вен­ный дошед­ший до нас эле­мент ниж­них частей тела. Есть так­же силь­но повреж­ден­ная сжа­тая ладонь. Руки и левое пле­чо отби­ты.

Голо­ва хоро­шо сох­ра­ни­лась: отсут­ст­ву­ет толь­ко кон­чик носа и лево­го уха. Д. Бошунг уста­но­вил, что голо­ва и торс, кото­рый обна­жен, не мог­ли быть изва­я­ны из одно­го кус­ка мра­мо­ра; они были собра­ны позд­нее; по его мне­нию, заты­лок был ошту­ка­ту­рен, чтобы скрыть стык. Эту часть сего­дня скры­ва­ет метал­ли­че­ский стер­жень; дан­ная деталь име­ет зна­че­ние для интер­пре­та­ции всей работы.

Опи­са­ние: Импе­ра­тор изо­бра­жен полу­об­на­жен­ным, ниж­няя часть тела зак­ры­та дра­пи­ров­кой. Скол на левом пле­че может объ­яс­нять­ся тем, что пер­во­на­чаль­но на этом месте была дра­пи­ров­ка, тогда как пра­вая рука, верх­няя часть кото­рой сох­ра­ни­лась, опу­ще­на вдоль кор­пу­са и немно­го вытя­ну­та впе­ред. Этот тип ста­туй, кото­рый в немец­ко­языч­ной архео­ло­ги­че­ской тра­ди­ции назы­ва­ет­ся «Hüftmantelstatue» (напо­ло­ви­ну зад­ра­пи­ро­ван­ная ста­туя), был рас­про­стра­нен в прав­ле­ние Юли­ев-Клав­ди­ев (см. выше, с. 102—105): напри­мер, ста­туя Авгу­ста из Фес­са­ло­ник317, в луч­шей сохран­но­сти, где пред­пле­чье импе­ра­то­ра зак­ры­то полой пла­ща.

Лицо немно­го скло­не­но вниз: это может быть объ­яс­нять­ся соеди­не­ни­ем голо­вы с тор­сом, но мож­но и увидеть в этом при­знак того, что ста­туя сто­я­ла высо­ко, в одной из ниш frontis scaenae (зад­ни­ка сце­ны). Лицо и шея осо­бен­но круп­ные, выра­же­ние лица не лише­но некой вяло­сти; носо­губ­ные склад­ки очень глу­бо­кие, длин­ная мор­щи­на пере­се­ка­ет лоб.

Пряди чел­ки на лбу, вис­ки и бакен­бар­ды чет­ко и глу­бо­ко выре­за­ны в доволь­но высо­ком релье­фе, тогда как зад­няя часть голо­вы изготов­ле­на доволь­но небреж­но.

Ком­мен­та­рий: Голо­ва явля­ет­ся реп­ли­кой типа «При­ма-Пор­та»: дей­ст­ви­тель­но, в пра­вой поло­вине лба обна­ру­жи­ва­ет­ся харак­тер­ная после­до­ва­тель­ность «вил­ка — клеш­ня». с. 327 С точ­ки зре­ния испол­не­ния и физио­но­ми­че­ских черт арль­ский порт­рет пора­зи­тель­но похож на голо­ву, обна­ру­жен­ную в теат­ре Воль­тер­ры318: трак­тов­ка лица настоль­ко сход­на — круп­ное лицо, рот со впа­лой верх­ней губой и силь­но под­черк­ну­ты­ми соеди­не­ни­я­ми губ, круг­лый под­бо­ро­док, «стя­ги­ва­ние» на уровне лба и бро­вей, — что их лег­ко мож­но счесть вышед­ши­ми из одной мастер­ской.

Дати­ров­ка порт­ре­та более про­бле­ма­тич­на: этот тип неиз­мен­но вос­про­из­во­дил­ся с 20-х гг. до н. э. до смер­ти Авгу­ста и еще доволь­но дол­го, поэто­му здесь невоз­мож­но най­ти точ­ное хро­но­ло­ги­че­ское ука­за­ние. Так же обсто­ит дело и с кон­тек­стом обна­ру­же­ния: театр в Арле был обу­стро­ен рано, при­мер­но в послед­ние два­дцать лет до рубе­жа эр, но нет дока­за­тельств того, что эта ста­туя с само­го нача­ла вхо­ди­ла в ико­но­гра­фи­че­скую про­грам­му.

Поэто­му оста­ет­ся рас­смот­реть тип ста­туи. Он обыч­но исполь­зо­вал­ся как посмерт­ный для изо­бра­же­ний импе­ра­то­ров и геро­изи­ро­ван­ных наслед­ни­ков импе­ра­тор­ской семьи, начи­ная с прав­ле­ния Тибе­рия, но когда он появил­ся — неиз­вест­но. Это важ­ный вопрос, так как ответ на него поз­во­лил бы понять, мог­ло это геро­изи­ро­ван­ное изо­бра­же­ние быть уста­нов­ле­но при жиз­ни импе­ра­то­ра или же его сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как посмерт­ную почесть.

П. Грос обос­но­вы­ва­ет исполь­зо­ва­ние дан­но­го типа ста­туи тем, что оформ­ле­ние теат­ра во мно­гих отно­ше­ни­ях скло­ня­ет­ся к тема­ти­ке, свя­зан­ной с Апол­ло­ном319. По его мне­нию, Август изо­бра­жен здесь при жиз­ни, habitu ac statu Apollinis (в обра­зе и позе Апол­ло­на), как в одной из пала­тин­ских биб­лио­тек.

Одна­ко неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли соглас­ны в том, что впер­вые этот тип был исполь­зо­ван в офи­ци­аль­ном кон­тек­сте для изо­бра­же­ний Боже­ст­вен­но­го Юлия и затем вновь появил­ся лишь у Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста. Итак, мы виде­ли, что голо­ва была при­креп­ле­на; учи­ты­вая тип ста­туи, это может объ­яс­нять­ся толь­ко ее повтор­ным исполь­зо­ва­ни­ем. Голо­ву Авгу­ста ста­туя полу­чи­ла лишь во вто­рой раз. Пред­став­ля­ет­ся весь­ма прав­до­по­доб­ным, что, как пред­по­ла­га­ет Д. Бошунг, перед нами изо­бра­же­ние Боже­ст­вен­но­го Юлия, кото­рое после 14 г. было пере­де­ла­но в само­го прин­цеп­са; кро­ме того, на осно­ва­нии неза­ви­си­мо­го иссле­до­ва­ния сти­ли­сти­ки немец­кий иссле­до­ва­тель дати­ро­вал реп­ли­ку из Арля прав­ле­ни­ем Тибе­рия. Поэто­му, стро­го гово­ря, голо­ву и тело сле­ду­ет изу­чать отдель­но друг от дру­га.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го не было бы в том, что в пер­во­на­чаль­ное оформ­ле­ние зда­ния была вклю­че­на ста­туя обо­жест­влен­но­го Цеза­ря: раз­ве наз­ва­ние коло­нии, colonia Iulia Paterna Arelate, не напо­ми­на­ет об отце импе­ра­то­ра? В прав­ле­ние Тибе­рия потре­бо­ва­лось изо­бра­зить дина­сти­че­скую пре­ем­ст­вен­ность и леги­тим­ность, и поэто­му ста­тую мог­ли пере­де­лать, чтобы теперь изо­бра­жа­ла дру­го­го чело­ве­ка — Авгу­ста. Нали­чие ниж­ней части колос­саль­ной мра­мор­ной ста­туи пре­крас­ной работы (кат. № 112) поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что суще­ст­во­ва­ли и дру­гие изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров, обо­га­тив­шие скульп­тур­ную про­грам­му зда­ния под зна­ком domus Augusta.

ПРИМЕЧАНИЯ:

315H. G. Niemeyer, 1968, p. 101. Я не могу под­твер­дить эту деталь.

316Archéologie nouvelle. Oct. 1996, p. 53, fig.

317Фес­са­ло­ни­ки, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 1065.

318Воль­тер­ра, Этрус­ский музей Гварнач­чи: D. Boschung, 1993a, cat. 205 p. 192—193, pl. 126. См. выше, табл. 10, с. 161.

319См., нако­нец, вос­со­зда­ние деко­ра­тив­ной про­грам­мы арль­ско­го теат­ра, свя­зан­ной с Апол­ло­ном: D. Boschung, 2002, №№ 23-1—23-5 и Beilage 8.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 325—327, кат. № 111, илл. 85.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор тип прима-порта инв № 92. 002. 15267