Статуя Атланта, держащего небесную сферу (Атлант Фарнезе)
Мрамор. Римская копия греческой скульптуры II в. до н. э.
Выс. 191 см. Диаметр сферы 66 см.
Инв. № 6374.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Статуя Атланта, держащего небесную сферу (Атлант Фарнезе).

Мрамор. Римская копия греческой скульптуры II в. до н. э.
Выс. 191 см. Диаметр сферы 66 см.
Инв. № 6374.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Скульп­ту­ра была обна­ру­же­на в тер­мах Кара­кал­лы в 1546 г. Нахо­ди­лась в кол­лек­ции куп­ца и анти­ква­ра дель Буфа­ло (в саду его двор­ца, рас­по­ло­жен­но­го рядом с фон­та­ном Тре­ви). В 1562 г. была при­об­ре­те­на кар­ди­на­лом Алес­сан­дро Фар­не­зе и пере­ве­зе­на на вил­лу Фар­не­зе в Капра­ро­ле. В 1787 г. была пере­ве­зе­на в Неа­поль Кар­лом III Бур­бо­ном, сыном и наслед­ни­ком Эли­за­бет­ты Фар­не­зе.

Описание:
Ста­туя тита­на Атлан­та, дер­жа­ще­го на пле­чах сфе­ру с 43 созвезди­я­ми, изо­бра­жен­ны­ми низ­ким релье­фом, посту­пи­ла в кол­лек­цию кар­ди­на­ла Алес­сан­дро Фар­не­зе в 1562 г.

Необыч­ность этой скульп­ту­ры, рим­ской копии элли­ни­сти­че­ско­го прото­ти­па, изготов­лен­ной во II в. н. э., обу­слов­ле­на ее уни­каль­но­стью: дру­гих памят­ни­ков, столь же пол­но отра­жаю­щих ико­но­гра­фию небес­ной сфе­ры в пред­став­ле­нии гре­ко-элли­ни­сти­че­ской аст­ро­но­мии, не сох­ра­ни­лось.

Небес­ная сфе­ра изо­бра­же­на так, как она долж­на была видеть­ся наблюда­те­лю, рас­по­ло­жен­но­му за ее пре­де­ла­ми. Поэто­му обра­зы созвездий пред­став­ле­ны «со спи­ны». Все эле­мен­ты — эква­тор, тро­пи­ки, север­ный и южный поляр­ные кру­ги — изо­бра­же­ны низ­ким релье­фом.

На сфе­ре рас­по­ло­же­ны 43 созвездия: на лен­те эклип­ти­ки 12 зна­ков Зоди­а­ка с созвезди­ем Овна в точ­ке рав­но­ден­ст­вия, соот­вет­ст­ву­ю­щей IV веку до н. э.; 17 созвездий в север­ном полу­ша­рии и 14 в южном.

Таким обра­зом, сфе­ра Фар­не­зе явля­ет­ся самым древним дошед­шим до наших дней изо­бра­же­ни­ем звезд­но­го неба, ико­но­гра­фия кото­ро­го, не пре­тер­пев изме­не­ний за мно­гие сто­ле­тия, через работы Пто­ле­мея и араб­ских уче­ных дошла до эпо­хи Воз­рож­де­ния; появ­ле­ние в эту эпо­ху Атлан­та на рын­ке анти­ква­ри­а­та в зна­чи­тель­ной мере спо­соб­ст­во­ва­ло про­буж­де­нию инте­ре­са к изу­че­нию аст­ро­но­мии.


Литература:
Bradley E. Schaefer. The Epoch of the Constellations on the Farnese Atlas and Their Origin in Hipparchus’s Lost Catalogue (http://www.phys.lsu.edu/farnese/JHAFarneseProofs.htm).

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae атлант атланта atlas мрамор держащего небесную сферу небесный свод атлас фарнезе небесная сфера коллекция эллинистическая инв № 6374