Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии
Мрамор. Конец II в.
Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.

Мрамор. Конец II в.
Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).

Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.

Происхождение:
Анто­нио Сан­фе­ли­че в сво­ей кни­ге «De situ et origine Campaniae» сооб­ща­ет, что сар­ко­фаг был най­ден в неболь­шой дере­вень­ке Вил­ла­д­жо Сан­фе­ли­че близ Теа­но Сиди­чи­но. В XVI в. он нахо­дил­ся в капел­ле зам­ка Сан­фе­ли­че и содер­жал остан­ки Джа­ко­мо и Бер­нар­до Сан­фе­ли­че. В 1612 г. Джо­ван­ни Фран­че­ско Сан­фе­ли­че пере­ме­стил его в семей­ную капел­лу Св. Рас­пя­тия (впо­след­ст­вии капел­ла Сан­фе­ли­че ди Баньо­ли) церк­ви Сан­та-Кья­ра в Неа­по­ле, где сар­ко­фаг был вмон­ти­ро­ван в струк­ту­ру гроб­ни­цы Сан­фе­ли­че. В нем были похо­ро­не­ны Джо­ван­ни Бат­ти­ста Сан­фе­ли­че (1632 г.), а так­же Чеза­ре, гер­цог Родос­ский.

В 1910 г. в ходе работ под руко­вод­ст­вом архео­ло­га Джен­на­ро Аспре­но Гал­лан­те сар­ко­фаг был осво­бож­ден от мас­сив­ных гип­со­вых укра­ше­ний, в резуль­та­те чего ста­ли пол­но­стью доступ­ны для осмот­ра релье­фы его тор­цов.
4 авгу­ста 1943 г. при бом­бар­ди­ров­ке Неа­по­ля авиа­ци­ей союз­ни­ков цер­ковь была почти пол­но­стью раз­ру­ше­на взры­ва­ми и пожа­ром. Капел­ла Сан­фе­ли­че была силь­но повреж­де­на, боль­шин­ство гроб­ниц в ней (за иск­лю­че­ни­ем двух) уни­что­же­ны. Сар­ко­фаг был рас­ко­лот, неко­то­рые мел­кие части релье­фов ока­за­лись утра­че­ны. В насто­я­щее вре­мя вос­ста­нов­лен­ный сар­ко­фаг, лежа­щий на мас­сив­ных крон­штей­нах, по-преж­не­му мож­но видеть в капел­ле Сан­фе­ли­че (9-я капел­ла лево­го нефа) церк­ви Сан­та-Кья­ра.

Описание:
Пер­вое опи­са­ние сар­ко­фа­га при­над­ле­жит пад­ре Бер­на­ру де Мон­фо­ко­ну (Bernard de Montfaucon), кото­рый осмот­рел и зари­со­вал его во вре­мя путе­ше­ст­вия по Ита­лии в 1698—1699 г. «Сна­ча­ла он слу­жил гроб­ни­цей неко­ей жен­щи­ны, кото­рая была похо­ро­не­на в нем в те вре­ме­на, когда про­цве­та­ло искус­ство резь­бы по кам­ню. По кра­ям пере­д­ней стен­ки рас­по­ло­же­ны эмбле­мы Солн­ца и Луны. На зад­нем плане сто­ит алтарь с горя­щим на нем огнем для жерт­во­при­но­ше­ний инфер­наль­ным боже­ствам. Зна­че­ние дру­гих фигур неяс­но. Дети, сто­я­щие меж­ду [фигу­ра­ми взрос­лых] на боко­вых поверх­но­стях, ско­рее все­го, явля­ют­ся детьми [покой­ной] жен­щи­ны». Из тек­ста сле­ду­ет, что авто­ру не уда­лось рас­по­знать на релье­фах сюжет мифа о Про­те­си­лае и Лаода­мии. (The Antiquities of Italy. Being the Travels of the Learned and Reverend Bernard de Montfaucon from Paris through Italy, in the Years 1698. and 1699. London. P. 225—226).

В XIX — нача­ле XX вв. сар­ко­фаг был опи­сан несколь­ки­ми италь­ян­ски­ми и немец­ки­ми искус­ст­во­веда­ми, пред­ло­жив­ши­ми раз­ные вари­ан­ты трак­тов­ки сюже­тов. Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ют работы F. T. Welker (1842 г.), Giulio Minervini (1844 г.) и Gasparo Oliverio (1911 г.), вни­ма­тель­но изу­чив­ших релье­фы сар­ко­фа­га in situ и опи­сав­ших неко­то­рые важ­ные дета­ли, впо­след­ст­вии без­воз­врат­но утра­чен­ные в резуль­та­те бом­бар­ди­ров­ки церк­ви. В свя­зи с повреж­де­ни­ем релье­фа во вре­мя вой­ны воз­рас­та­ет зна­че­ние ран­них, к сожа­ле­нию, немно­го­чис­лен­ных его изо­бра­же­ний — от рисун­ка Мон­фо­ко­на до трех фото­гра­фи­че­ских сним­ков Оли­ве­рио, на кото­рых вид­ны неко­то­рые отсут­ст­ву­ю­щие ныне части.


МИФ О ПРОТЕСИЛАЕ И ЛАОДАМИИ.

В антич­ном мире миф о Про­те­си­лае, царе фес­са­лий­ской Фила­ки, герое тро­ян­ской вой­ны, суще­ст­во­вал в несколь­ких вер­си­ях, отли­чав­ших­ся одна от дру­гой как сюжет­но, так и мно­ги­ми мел­ки­ми дета­ля­ми. Италь­ян­ский архео­лог и эпи­гра­фист Гас­па­ре Оли­ве­рио в пуб­ли­ка­ции 1910 г. (это было самое нача­ло его карье­ры) выде­лил две основ­ные тра­ди­ции в опи­са­нии несчаст­ной люб­ви Про­те­си­лая и Лаода­мии: эпи­че­скую (A) и геро­и­че­скую (B).

Про­те­си­лай, соглас­но Геси­о­ду и Гиги­ну, в чис­ле мно­же­ства жени­хов при­ез­жал в Спар­ту сва­тать­ся к Елене. Полу­чив отказ, он впо­след­ст­вии женил­ся на Лаода­мии, доче­ри иолк­ско­го царя Ака­ста. В день свадь­бы Лаода­мия пере­сек­ла порог дома сво­его мужа, не совер­шив поло­жен­но­го жерт­во­при­но­ше­ния (Катулл). Вско­ре (по схо­ли­ям Ари­сти­да и Луки­а­на к Еври­пиду — на сле­дую­щий день после свадь­бы) Про­те­си­лай повел свои 40 кораб­лей на Трою. Ора­кул пред­ска­зал ахей­цам, что воин, пер­вым сошед­ший на берег Трои, пер­вым же погибнет в этой войне. Про­те­си­лай решил, что это пред­ска­за­ние лиша­ет его вои­нов муже­ства, и пер­вым сошел на зем­лю (вари­ант: был хит­ро­стью выма­нен на зем­лю Одис­се­ем), всту­пил в бой с Гек­то­ром и был сра­зу убит (вари­ан­ты: был убит после того как победил четы­рех/мно­гих тро­ян­цев). Этим эпи­зо­дом, соглас­но Гиги­ну, объ­яс­ня­ет­ся имя героя: Πρωτεσίλαος — «пер­вый из вой­ска».

В Цар­стве мерт­вых Про­те­си­лай про­сит Плу­то­на раз­ре­шить ему вер­нуть­ся на зем­лю, чтобы повидать супру­гу (Луки­ан). Вари­ант: Лаода­мия, узнав о смер­ти Про­те­си­лая, обра­ща­ет­ся к Зев­су/богам с прось­бой о свида­нии с ним (Гигин).

Плу­тон/Зевс сжа­лил­ся над супру­га­ми, и при­ка­зал Гер­ме­су при­ве­сти Про­те­си­лая на зем­лю на три часа /на несколь­ко часов/на одну ночь/на один день.

Когда наста­ло вре­мя Про­те­си­лаю воз­вра­щать­ся в Цар­ство мерт­вых, Лаода­мия, не в силах рас­стать­ся с люби­мым, зако­ло­ла себя кин­жа­лом (Луки­ан — Еври­пид). Вари­ант: Лаода­мия изгото­ви­ла вос­ко­вую/мед­ную ста­тую супру­га, поста­ви­ла ее в спальне и ста­ла при­но­сить ей жерт­вы (Гигин). Ее отец, Акаст, желая пре­кра­тить ее муче­ния, при­ка­зал сжечь ста­тую. Лаода­мия, не выне­ся скор­би, зако­ло­ла себя кин­жа­лом/бро­си­лась в костер и сго­ре­ла/бро­си­лась в коло­дец и уто­ну­ла, чтобы вос­со­еди­нить­ся с супру­гом в Аиде.

Суще­ст­ву­ют два совер­шен­но раз­лич­ных в сюжет­ном и ико­но­гра­фи­че­ском пла­нах вари­ан­та изо­бра­же­ния мифа о Про­те­си­лае и Лаода­мии на рим­ских сар­ко­фа­гах: пер­вый пред­став­лен на сар­ко­фа­ге Музеев Вати­ка­на, вто­рой — на сар­ко­фа­ге в неа­по­ли­тан­ской церк­ви Сан­та-Кья­ра.

Сюже­ты релье­фов сар­ко­фа­га церк­ви Сан­та-Кья­ра хоро­шо соот­вет­ст­ву­ют мифу о Про­те­си­лае и Лаода­мии в изло­же­нии псев­до-Апол­ло­до­ра (Эпи­то­ма IV, 3. 30):

Пер­вым из элли­нов сошел с кораб­ля на берег Про­те­си­лай. Убив нема­лое чис­ло вар­ва­ров, он погиб и сам от руки Гек­то­ра. Жена его Лаода­мия про­дол­жа­ла любить мужа и после его смер­ти: она изгото­ви­ла ста­тую, похо­жую на Про­те­си­лая, и обща­лась с ней. Боги пожа­ле­ли ее, и Гер­мес вывел Про­те­си­лая из Аида на зем­лю. Увидев его, Лаода­мия обра­до­ва­лась, решив, что он вер­нул­ся из Трои; но когда его обрат­но отве­ли в Аид, она покон­чи­ла жизнь само­убий­ст­вом.


Литература:
The Antiquities of Italy. Being the Travels of the Learned and Reverend Bernard de Montfaucon from Paris through Italy, in the Years 1698. and 1699. London. P. 225-226.

Protesilao e Laodamia. Annali Dell Instituto Di Corrispondenza Archeologica. Anno 1842. Volume Unico. P. 32-37.

Giulio Minervini. Sarcofago con Protesilao e Laodamia in Napoli. Bullettino Archeologico Napoletano. N. XXII, 1844. P. 39-40; N. XXIII, 1844. P. 45-48; N. XLIII, 1845.

Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.

James Reeson. Ovid Heroides 11, 13 and 14: A Commentary (Mnemosyne, Bibliotheca Classica Batava Supplementum) BRILL, 2001 P. 114-116.

Life, Death and Representation: Some New Work on Roman Sarcophagi. Jaś Elsner,Janet Huskinson (eds.) De Gruter, 2010. P. 197-199.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Происхождение, описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes богиня персефона персефоны dea persephone kore kora core бог плутон плутона deus pluto pluton dis pater эрот эроты эрос эрота eros луны луна селена мене selene luna гелий гелиос гелия гелиоса helios helius геката гекаты hecata hecate hekate протесилай протесилая протесилае protesilaus protesilaos лаодамия лаодамии laodamia laodameia аид гадес hades саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о церковь санта-кьяра капелла санфеличе