Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).Неаполь, Церковь Санта-Кьяра Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Размеры саркофага: длина 1,76 м / ширина в основании 0,54 м / высота 0,43 м (замеры Гаспаре Оливерио, 1910 г.).
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
В 1910 г. в ходе работ под руководством археолога Дженнаро Аспрено Галланте саркофаг был освобожден от массивных гипсовых украшений, в результате чего стали полностью доступны для осмотра рельефы его торцов.
4 августа 1943 г. при бомбардировке Неаполя авиацией союзников церковь была почти полностью разрушена взрывами и пожаром. Капелла Санфеличе была сильно повреждена, большинство гробниц в ней (за исключением двух) уничтожены. Саркофаг был расколот, некоторые мелкие части рельефов оказались утрачены. В настоящее время восстановленный саркофаг, лежащий на массивных кронштейнах, по-прежнему можно видеть в капелле Санфеличе (9-я капелла левого нефа) церкви Санта-Кьяра.
В XIX — начале XX вв. саркофаг был описан несколькими итальянскими и немецкими искусствоведами, предложившими разные варианты трактовки сюжетов. Особый интерес представляют работы F. T. Welker (1842 г.), Giulio Minervini (1844 г.) и Gasparo Oliverio (1911 г.), внимательно изучивших рельефы саркофага in situ и описавших некоторые важные детали, впоследствии безвозвратно утраченные в результате бомбардировки церкви. В связи с повреждением рельефа во время войны возрастает значение ранних, к сожалению, немногочисленных его изображений — от рисунка Монфокона до трех фотографических снимков Оливерио, на которых видны некоторые отсутствующие ныне части.
МИФ О ПРОТЕСИЛАЕ И ЛАОДАМИИ.
В античном мире миф о Протесилае, царе фессалийской Филаки, герое троянской войны, существовал в нескольких версиях, отличавшихся одна от другой как сюжетно, так и многими мелкими деталями. Итальянский археолог и эпиграфист Гаспаре Оливерио в публикации 1910 г. (это было самое начало его карьеры) выделил две основные традиции в описании несчастной любви Протесилая и Лаодамии: эпическую (A) и героическую (B).
Протесилай, согласно Гесиоду и Гигину, в числе множества женихов приезжал в Спарту свататься к Елене. Получив отказ, он впоследствии женился на Лаодамии, дочери иолкского царя Акаста. В день свадьбы Лаодамия пересекла порог дома своего мужа, не совершив положенного жертвоприношения (Катулл). Вскоре (по схолиям Аристида и Лукиана к Еврипиду — на следующий день после свадьбы) Протесилай повел свои 40 кораблей на Трою. Оракул предсказал ахейцам, что воин, первым сошедший на берег Трои, первым же погибнет в этой войне. Протесилай решил, что это предсказание лишает его воинов мужества, и первым сошел на землю (вариант: был хитростью выманен на землю Одиссеем), вступил в бой с Гектором и был сразу убит (варианты: был убит после того как победил четырех/многих троянцев). Этим эпизодом, согласно Гигину, объясняется имя героя: Πρωτεσίλαος — «первый из войска».
В Царстве мертвых Протесилай просит Плутона разрешить ему вернуться на землю, чтобы повидать супругу (Лукиан). Вариант: Лаодамия, узнав о смерти Протесилая, обращается к Зевсу/богам с просьбой о свидании с ним (Гигин).
Плутон/Зевс сжалился над супругами, и приказал Гермесу привести Протесилая на землю на три часа /на несколько часов/на одну ночь/на один день.
Когда настало время Протесилаю возвращаться в Царство мертвых, Лаодамия, не в силах расстаться с любимым, заколола себя кинжалом (Лукиан — Еврипид). Вариант: Лаодамия изготовила восковую/медную статую супруга, поставила ее в спальне и стала приносить ей жертвы (Гигин). Ее отец, Акаст, желая прекратить ее мучения, приказал сжечь статую. Лаодамия, не вынеся скорби, заколола себя кинжалом/бросилась в костер и сгорела/бросилась в колодец и утонула, чтобы воссоединиться с супругом в Аиде.
Существуют два совершенно различных в сюжетном и иконографическом планах варианта изображения мифа о Протесилае и Лаодамии на римских саркофагах: первый представлен на саркофаге Музеев Ватикана, второй — на саркофаге в неаполитанской церкви Санта-Кьяра.
Сюжеты рельефов саркофага церкви Санта-Кьяра хорошо соответствуют мифу о Протесилае и Лаодамии в изложении псевдо-Аполлодора (Эпитома IV, 3. 30):
Первым из эллинов сошел с корабля на берег Протесилай. Убив немалое число варваров, он погиб и сам от руки Гектора. Жена его Лаодамия продолжала любить мужа и после его смерти: она изготовила статую, похожую на Протесилая, и общалась с ней. Боги пожалели ее, и Гермес вывел Протесилая из Аида на землю. Увидев его, Лаодамия обрадовалась, решив, что он вернулся из Трои; но когда его обратно отвели в Аид, она покончила жизнь самоубийством.
Protesilao e Laodamia. Annali Dell Instituto Di Corrispondenza Archeologica. Anno 1842. Volume Unico. P. 32-37.
Giulio Minervini. Sarcofago con Protesilao e Laodamia in Napoli. Bullettino Archeologico Napoletano. N. XXII, 1844. P. 39-40; N. XXIII, 1844. P. 45-48; N. XLIII, 1845.
Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.
James Reeson. Ovid Heroides 11, 13 and 14: A Commentary (Mnemosyne, Bibliotheca Classica Batava Supplementum) BRILL, 2001 P. 114-116.
Life, Death and Representation: Some New Work on Roman Sarcophagi. Jaś Elsner,Janet Huskinson (eds.) De Gruter, 2010. P. 197-199.