Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
САРКОФАГ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МИФА О МЕЛЕАГРЕ.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Салерно, Дуомо, атрий, восточная сторона. Pigonati (1767 г.) сообщал, что в 1767 г. саркофаг хранился в аббатстве св. Бенедикта.
ПРОИЗВОДСТВО: местное.
МАТЕРИАЛ: проконнесский мрамор.
РАЗМЕРЫ (м): a. Саркофаг: выс. 0,76 м; дл. 2,25 м; шир. 0,70 м. b. Крышка: дл. 2,15 м; шир. 0,90 м.
СОХРАННОСТЬ:
a. Саркофаг: хорошая. По краям сохранились следы скоб: справа три отверстия, из них два квадратной формы по сторонам от фигуры (выс. 6 мм; дл. 7 мм), а третье у основания, частично заходит на полосу окантовки. Слева имеется одно квадратное отверстие (выс. 6 мм; дл. 4 мм), заполненное цементом. Еще одно отверстие неправильной формы у основания саркофага, вероятно, служило водостоком. Поверхность саркофага была реставрирована летом 1998 г.
b. Крышка: от другого саркофага, была использована для закрытия данного саркофага в Средние века. На тимпанах имеются отверстия для скоб. На патере левого тимпана вырезан геральдический знак. Из-за того, что крышка оказалась короче саркофага, она была дополнена тимпаном, который ныне хранится в приходском музее (Museo Diocesano). Тимпан был соединен с правой стороной крышки скобами (сохранилась фотография).
ОПИСАНИЕ:
a. Саркофаг прямоугольной формы, с трех сторон украшен рельефами. На фронтальном рельефе, снизу и сверху ограниченном листелями, изображена охота Мелеагра на Калидонского вепря. Миф представлен двумя сценами, разделенными невысоким пилястром. В первой сцене показан совет участников перед началом охоты; во второй — собственно охота.
У левого края первой сцены на троне сидит женская фигура, изображенная в профиль. У ее ног виднеются олененок и собака с ошейником, сидящая на задних лапах. Женщина одета в хитон с высоким поясом. Ее волосы собраны в виде шиньона на затылке; на голове диадема. На спине висит колчан, в левой руке она держит лук, от которого сохранились только фрагменты. По перечисленным атрибутам ее можно идентифицировать как Диану, и, видимо, именно ей посвящен большой храм, находящийся на заднем плане за ее головой. К полуоткрытым двустворчатым воротам храма ведут четыре ступени; две изогнутые колонны (одна из которых утрачена) поддерживают фронтон с акротериями по краям и венком с лентами (corona lemniscata). Справа от богини стоит старик, повернувшийся к ней лицом. Правой рукой он поддерживает подбородок. По скипетру в левой руке его можно определить как Ойнея, царя этолийского города Калидона, отца Мелеагра. Рядом с ним изображены в профиль Аталанта и Мелеагр, взгляды которых устремлены вправо, на сцену охоты. Аталанта одета в тунику с высоким поясом; ее прическа относится к типу «Melongfrisur». Нижняя часть ее туловища показана фронтально, тогда как верхняя повернута к зрителю боком. В нетерпении она положила правую руку на плечо Мелеагра. Герой изображен фронтально, с копьем в руке; его голова повязана лентой, он смотрит в сторону главной сцены. Спина покрыта накидкой, заколотой на правом плече, которая образует складки на предплечье и частично скрывает пилястр, разделяющий сцены. Правее Мелеагра виднеется намеченный низким рельефом профиль персонажа, смотрящего на героя. На голове его надета шапочка с рожками-выступами. Предполагается, что это педагог Мелеагра.
Во второй сцене представлена охота на Калидонского вепря. Рядом с Диоскурами стоит, обернувшись назад, бородатый охотник, покрытый шкурой пантеры, вооруженный обоюдоострым топором. Братья Диоскуры представлены в героической наготе, лишь прикрытые со спины хламидой. На их головах видны круглые войлочные шапки, увенчанные звездой. Первый из братьев изображен на заднем плане на коне. Видна только его голова, а тело скрыто за корпусом второго коня. Фигура другого Диоскура обращена к зрителю; в руке он держит меч на ремне. Следующая часть сцены посвящена собственно охоте. На заднем плане виднеется женский профиль с прической типа «Melonfrisur»; женщина смотрит вверх, выражая отчаяние. Ее тело скрыто за фигурой Мелеагра, изображенного в три четверти. Герой показан в момент, когда он ранит вепря: правая рука отведена вверх и назад в готовности нанести смертельный удар. У ног участников находятся собаки с поднятыми вверх мордами; их фигуры подчеркивают многоплановость сцены. Рядом с Мелеагром стоит Аталанта в одеянии охотницы. Складки ее одежды находятся в движении в решающий момент схватки со зверем. Огромный вепрь выскакивает из своего логова. Борозды на морде и корпусе создают рисунок грубой колючей шерсти. Собака, подбежавшая справа, впивается зубами в брюхо зверя. Справа сцену замыкают три охотника, атакующие вепря. Первый, бородатый, в тунике с длинными рукавами, с прической типа Flammenhaarstil, наносит удар сверху; второй, также бородатый и с длинными волосами, с обнаженным телом, прикрытым со спины хламидой, достает меч из ножен. Сцену завершает третий охотник с поднятой рукой, готовый нанести удар.
На боковых сторонах саркофага изображены охотники с сетью. На левой стороне можно видеть фигуру охотника, обернувшегося назад. Он одет в короткую тунику, доходящую до уровня колен; на ногах сапожки. Он ведет собаку на поводке и несет на плечах сеть. На правой стороне похожая мужская фигура с сетью на спине и с посохом в руке идет в сторону дерева.
b. Крышка выполнена в виде двускатной крыши с четырьмя акротериями по углам, из которых два фронтальных имеют форму театральных масок с вьющимися волосами.
ИСТОРИЯ:
В 1127 г. в саркофаге были захоронены останки Гульельмо (Вильгельма), последнего правителя Салерно, племянника Роберта Гвискара, что соответствовало обычаю норманнов повторно использовать античные саркофаги в качестве гробниц. Данный саркофаг, в числе других с изображением мифа о Мелеагре, исследовал Robert, который считал, что в основе рельефа лежит композиция Полигнота. Впоследствии саркофаг изучил Koch, зафиксировавший наличие в Кампании четырех экземпляров «Meleagersarkophage» и выявивший сходство между саркофагами из Салерно и Кавы, которые, по его мнению, были произведены в одной и той же местной мастерской в конце III в. н. э. и являлись не оригинальными образцами, а копиями, сделанными по распространенной модели, подобно саркофагам с мифом об Ипполите и Федре. В группе из 12 саркофагов с мифом о Мелеагре только эти два несут мотив фигурного пилястра, разделяющего рельеф на две сцены: совет перед охотой и собственно охота. Подобный иконографический способ разделения сюжета на две сцены можно встретить и на саркофагах с мифом об Ипполите. Диана также напоминает Федру, сидящую перед Ипполитом, отправляющимся на охоту. Несмотря на общую модель, саркофаг из Бадии-ди-Кава является более ранней работой и отличается менее утонченным стилем.
Сцена охоты сходна с таковыми на двух саркофагах в Капитолийских музеях; они различаются между собой лишь мелкими деталями. Иконографический мотив изображений охотника с сетью на боковых поверхностях, исполненных низким рельефом, также оказывается общим для группы саркофагов со сценами охоты на вепря, в которую, среди прочих, входят экземпляры из галереи Уффици во Флоренции, из Пизы, из Палаццо Консерваторов в Риме ([1] и [2]), а также фрагмент, хранящийся в депозитарии Остии.
При изготовлении рельефа широко использовался бурав, особенно при обработке причесок и одежд, что позволило достичь высокой пластичности изображения. Композиция, несмотря на наличие нескольких планов, обычно придающих ей живость, осталась статичной, а формы не отличаются натурализмом.
Крышка относится к типу, распространенному среди азиатских саркофагов, у которых маски акротериев играли не только декоративную, но и символическую роль.
D’Henry считает, что саркофаг был изготовлен в городской мастерской в эпоху Галлиена (260 г. н. э.); Koch относит его к местной продукции второй половины
БИБЛИОГРАФИЯ: PIGONATI 1767, tav. 47; STAIBANO 1871, p. 22 n. 22; GUGLIELMI 1885, p. 18; ROBERT, ASR III, 2, p. 309 s. n. 239, tav. LXXXII; M. Gütschow, Ein Kindersarkophag mit Darstellung aus der Argonantesauge, RM 43, 1928, p. 271; CAPONE II, 1929, pp. 31—
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 249—251.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.