Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.

Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.

Салерно, Кафедральный собор.

Описание:
Пред­по­ло­жи­тель­но, в этом сар­ко­фа­ге в 1127 г. был похо­ро­нен Виль­гельм (Гульель­мо) II, гер­цог Апу­лии и Калаб­рии, внук Робер­та Гвис­ка­ра.

САРКОФАГ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МИФА О МЕЛЕАГРЕ.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Салер­но, Дуо­мо, атрий, восточ­ная сто­ро­на. Pigonati (1767 г.) сооб­щал, что в 1767 г. сар­ко­фаг хра­нил­ся в аббат­стве св. Бенедик­та.

ПРОИЗВОДСТВО: мест­ное.

МАТЕРИАЛ: про­кон­нес­ский мра­мор.

РАЗМЕРЫ (м): a. Сар­ко­фаг: выс. 0,76 м; дл. 2,25 м; шир. 0,70 м. b. Крыш­ка: дл. 2,15 м; шир. 0,90 м.

СОХРАННОСТЬ:

a. Сар­ко­фаг: хоро­шая. По кра­ям сох­ра­ни­лись следы скоб: спра­ва три отвер­стия, из них два квад­рат­ной фор­мы по сто­ро­нам от фигу­ры (выс. 6 мм; дл. 7 мм), а третье у осно­ва­ния, частич­но захо­дит на поло­су окан­тов­ки. Сле­ва име­ет­ся одно квад­рат­ное отвер­стие (выс. 6 мм; дл. 4 мм), запол­нен­ное цемен­том. Еще одно отвер­стие непра­виль­ной фор­мы у осно­ва­ния сар­ко­фа­га, веро­ят­но, слу­жи­ло водо­сто­ком. Поверх­ность сар­ко­фа­га была реста­ври­ро­ва­на летом 1998 г.

b. Крыш­ка: от дру­го­го сар­ко­фа­га, была исполь­зо­ва­на для зак­ры­тия дан­но­го сар­ко­фа­га в Сред­ние века. На тим­па­нах име­ют­ся отвер­стия для скоб. На пате­ре лево­го тим­па­на выре­зан гераль­ди­че­ский знак. Из-за того, что крыш­ка ока­за­лась коро­че сар­ко­фа­га, она была допол­не­на тим­па­ном, кото­рый ныне хра­нит­ся в при­ход­ском музее (Museo Diocesano). Тим­пан был соеди­нен с пра­вой сто­ро­ной крыш­ки ско­ба­ми (сох­ра­ни­лась фото­гра­фия).


ОПИСАНИЕ:

a. Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы, с трех сто­рон укра­шен релье­фа­ми. На фрон­таль­ном релье­фе, сни­зу и свер­ху огра­ни­чен­ном листе­ля­ми, изо­бра­же­на охота Меле­а­г­ра на Калидон­ско­го веп­ря. Миф пред­став­лен дву­мя сце­на­ми, разде­лен­ны­ми невы­со­ким пиляст­ром. В пер­вой сцене пока­зан совет участ­ни­ков перед нача­лом охоты; во вто­рой — соб­ст­вен­но охота.

У лево­го края пер­вой сце­ны на троне сидит жен­ская фигу­ра, изо­бра­жен­ная в про­филь. У ее ног вид­не­ют­ся оле­не­нок и соба­ка с ошей­ни­ком, сидя­щая на зад­них лапах. Жен­щи­на оде­та в хитон с высо­ким поя­сом. Ее воло­сы собра­ны в виде шиньо­на на затыл­ке; на голо­ве диа­де­ма. На спине висит кол­чан, в левой руке она дер­жит лук, от кото­ро­го сох­ра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. По пере­чис­лен­ным атри­бу­там ее мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как Диа­ну, и, види­мо, имен­но ей посвя­щен боль­шой храм, нахо­дя­щий­ся на зад­нем плане за ее голо­вой. К полуот­кры­тым дву­ст­вор­ча­тым воротам хра­ма ведут четы­ре сту­пе­ни; две изо­гну­тые колон­ны (одна из кото­рых утра­че­на) под­дер­жи­ва­ют фрон­тон с акро­те­ри­я­ми по кра­ям и вен­ком с лен­та­ми (corona lemniscata). Спра­ва от боги­ни сто­ит ста­рик, повер­нув­ший­ся к ней лицом. Пра­вой рукой он под­дер­жи­ва­ет под­бо­ро­док. По ски­пет­ру в левой руке его мож­но опре­де­лить как Ойнея, царя это­лий­ско­го горо­да Калидо­на, отца Меле­а­г­ра. Рядом с ним изо­бра­же­ны в про­филь Ата­лан­та и Меле­агр, взгляды кото­рых устрем­ле­ны впра­во, на сце­ну охоты. Ата­лан­та оде­та в туни­ку с высо­ким поя­сом; ее при­чес­ка отно­сит­ся к типу «Melongfrisur». Ниж­няя часть ее туло­ви­ща пока­за­на фрон­таль­но, тогда как верх­няя повер­ну­та к зри­те­лю боком. В нетер­пе­нии она поло­жи­ла пра­вую руку на пле­чо Меле­а­г­ра. Герой изо­бра­жен фрон­таль­но, с копьем в руке; его голо­ва повя­за­на лен­той, он смот­рит в сто­ро­ну глав­ной сце­ны. Спи­на пок­ры­та накид­кой, зако­ло­той на пра­вом пле­че, кото­рая обра­зу­ет склад­ки на пред­пле­чье и частич­но скры­ва­ет пилястр, разде­ля­ю­щий сце­ны. Пра­вее Меле­а­г­ра вид­не­ет­ся наме­чен­ный низ­ким релье­фом про­филь пер­со­на­жа, смот­ря­ще­го на героя. На голо­ве его наде­та шапоч­ка с рож­ка­ми-высту­па­ми. Пред­по­ла­га­ет­ся, что это педа­гог Меле­а­г­ра.

Во вто­рой сцене пред­став­ле­на охота на Калидон­ско­го веп­ря. Рядом с Дио­с­ку­ра­ми сто­ит, обер­нув­шись назад, боро­да­тый охот­ник, пок­ры­тый шку­рой пан­те­ры, воору­жен­ный обо­юдо­ост­рым топо­ром. Бра­тья Дио­с­ку­ры пред­став­ле­ны в геро­и­че­ской наго­те, лишь при­кры­тые со спи­ны хла­мидой. На их голо­вах вид­ны круг­лые вой­лоч­ные шап­ки, увен­чан­ные звездой. Пер­вый из бра­тьев изо­бра­жен на зад­нем плане на коне. Вид­на толь­ко его голо­ва, а тело скры­то за кор­пу­сом вто­ро­го коня. Фигу­ра дру­го­го Дио­с­ку­ра обра­ще­на к зри­те­лю; в руке он дер­жит меч на ремне. Сле­дую­щая часть сце­ны посвя­ще­на соб­ст­вен­но охо­те. На зад­нем плане вид­не­ет­ся жен­ский про­филь с при­чес­кой типа «Melonfrisur»; жен­щи­на смот­рит вверх, выра­жая отча­я­ние. Ее тело скры­то за фигу­рой Меле­а­г­ра, изо­бра­жен­но­го в три чет­вер­ти. Герой пока­зан в момент, когда он ранит веп­ря: пра­вая рука отведе­на вверх и назад в готов­но­сти нане­сти смер­тель­ный удар. У ног участ­ни­ков нахо­дят­ся соба­ки с под­ня­ты­ми вверх мор­да­ми; их фигу­ры под­чер­ки­ва­ют мно­го­пла­но­вость сце­ны. Рядом с Меле­а­гром сто­ит Ата­лан­та в оде­я­нии охот­ни­цы. Склад­ки ее одеж­ды нахо­дят­ся в дви­же­нии в решаю­щий момент схват­ки со зве­рем. Огром­ный вепрь выска­ки­ва­ет из сво­его лого­ва. Борозды на мор­де и кор­пу­се созда­ют рису­нок гру­бой колю­чей шер­сти. Соба­ка, под­бе­жав­шая спра­ва, впи­ва­ет­ся зуба­ми в брю­хо зве­ря. Спра­ва сце­ну замы­ка­ют три охот­ни­ка, ата­ку­ю­щие веп­ря. Пер­вый, боро­да­тый, в туни­ке с длин­ны­ми рука­ва­ми, с при­чес­кой типа Flammenhaarstil, нано­сит удар свер­ху; вто­рой, так­же боро­да­тый и с длин­ны­ми воло­са­ми, с обна­жен­ным телом, при­кры­тым со спи­ны хла­мидой, доста­ет меч из ножен. Сце­ну завер­ша­ет тре­тий охот­ник с под­ня­той рукой, гото­вый нане­сти удар.

На боко­вых сто­ро­нах сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны охот­ни­ки с сетью. На левой сто­роне мож­но видеть фигу­ру охот­ни­ка, обер­нув­ше­го­ся назад. Он одет в корот­кую туни­ку, дохо­дя­щую до уров­ня колен; на ногах сапож­ки. Он ведет соба­ку на повод­ке и несет на пле­чах сеть. На пра­вой сто­роне похо­жая муж­ская фигу­ра с сетью на спине и с посо­хом в руке идет в сто­ро­ну дере­ва.

b. Крыш­ка выпол­не­на в виде дву­скат­ной кры­ши с четырь­мя акро­те­ри­я­ми по углам, из кото­рых два фрон­таль­ных име­ют фор­му теат­раль­ных масок с вью­щи­ми­ся воло­са­ми.


ИСТОРИЯ:

В 1127 г. в сар­ко­фа­ге были захо­ро­не­ны остан­ки Гульель­мо (Виль­гель­ма), послед­не­го пра­ви­те­ля Салер­но, пле­мян­ни­ка Робер­та Гвис­ка­ра, что соот­вет­ст­во­ва­ло обы­чаю нор­ман­нов повтор­но исполь­зо­вать антич­ные сар­ко­фа­ги в каче­стве гроб­ниц. Дан­ный сар­ко­фаг, в чис­ле дру­гих с изо­бра­же­ни­ем мифа о Меле­а­г­ре, иссле­до­вал Robert, кото­рый счи­тал, что в осно­ве релье­фа лежит ком­по­зи­ция Полиг­нота. Впо­след­ст­вии сар­ко­фаг изу­чил Koch, зафик­си­ро­вав­ший нали­чие в Кам­па­нии четы­рех экзем­пля­ров «Meleagersarkophage» и выявив­ший сход­ство меж­ду сар­ко­фа­га­ми из Салер­но и Кавы, кото­рые, по его мне­нию, были про­из­веде­ны в одной и той же мест­ной мастер­ской в кон­це III в. н. э. и явля­лись не ори­ги­наль­ны­ми образ­ца­ми, а копи­я­ми, сде­лан­ны­ми по рас­про­стра­нен­ной моде­ли, подоб­но сар­ко­фа­гам с мифом об Иппо­ли­те и Фед­ре. В груп­пе из 12 сар­ко­фа­гов с мифом о Меле­а­г­ре толь­ко эти два несут мотив фигур­но­го пиляст­ра, разде­ля­ю­ще­го рельеф на две сце­ны: совет перед охотой и соб­ст­вен­но охота. Подоб­ный ико­но­гра­фи­че­ский спо­соб разде­ле­ния сюже­та на две сце­ны мож­но встре­тить и на сар­ко­фа­гах с мифом об Иппо­ли­те. Диа­на так­же напо­ми­на­ет Фед­ру, сидя­щую перед Иппо­ли­том, отправ­ля­ю­щим­ся на охоту. Несмот­ря на общую модель, сар­ко­фаг из Бадии-ди-Кава явля­ет­ся более ран­ней работой и отли­ча­ет­ся менее утон­чен­ным сти­лем.

Сце­на охоты сход­на с тако­вы­ми на двух сар­ко­фа­гах в Капи­то­лий­ских музе­ях; они раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой лишь мел­ки­ми дета­ля­ми. Ико­но­гра­фи­че­ский мотив изо­бра­же­ний охот­ни­ка с сетью на боко­вых поверх­но­стях, испол­нен­ных низ­ким релье­фом, так­же ока­зы­ва­ет­ся общим для груп­пы сар­ко­фа­гов со сце­на­ми охоты на веп­ря, в кото­рую, сре­ди про­чих, вхо­дят экзем­пля­ры из гале­реи Уффи­ци во Фло­рен­ции, из Пизы, из Палац­цо Кон­сер­ва­то­ров в Риме ([1] и [2]), а так­же фраг­мент, хра­ня­щий­ся в депо­зи­та­рии Остии.

При изготов­ле­нии релье­фа широ­ко исполь­зо­вал­ся бурав, осо­бен­но при обра­бот­ке при­че­сок и одежд, что поз­во­ли­ло достичь высо­кой пла­стич­но­сти изо­бра­же­ния. Ком­по­зи­ция, несмот­ря на нали­чие несколь­ких пла­нов, обыч­но при­даю­щих ей живость, оста­лась ста­тич­ной, а фор­мы не отли­ча­ют­ся нату­ра­лиз­мом.

Крыш­ка отно­сит­ся к типу, рас­про­стра­нен­но­му сре­ди ази­ат­ских сар­ко­фа­гов, у кото­рых мас­ки акро­те­ри­ев игра­ли не толь­ко деко­ра­тив­ную, но и сим­во­ли­че­скую роль.

D’Henry счи­та­ет, что сар­ко­фаг был изготов­лен в город­ской мастер­ской в эпо­ху Гал­ли­е­на (260 г. н. э.); Koch отно­сит его к мест­ной про­дук­ции вто­рой поло­ви­ны 300-х годов. Срав­не­ние сар­ко­фа­гов из Салер­но и Бадии-ди-Кава при­во­дит к выво­ду, что они были изготов­ле­ны в одной мест­ной мастер­ской, где люби­ли вно­сить неко­то­рое раз­но­об­ра­зие в обще­при­ня­тые схе­мы, не отда­ля­ясь при этом от офи­ци­аль­ной фор­му­лы.


БИБЛИОГРАФИЯ: PIGONATI 1767, tav. 47; STAIBANO 1871, p. 22 n. 22; GUGLIELMI 1885, p. 18; ROBERT, ASR III, 2, p. 309 s. n. 239, tav. LXXXII; M. Gütschow, Ein Kindersarkophag mit Darstellung aus der Argonantesauge, RM 43, 1928, p. 271; CAPONE II, 1929, pp. 31—33; RODENWALDT 1930, p. 262; DE ANGELIS 1937, p. 36 s.; RODENWALDT 1943, p. 15; TURCAN 1966, p. 329; D’HENRY 1968, pp. 101—116 tavv. 44 ss.; BRENNECKE 1970, p. 181; GABELMANN 1973, p. 137; KOCH, ASR VI, pp. 58—62 e pp. 133—134 n. 151 tavv. 119a-b e tavv. 1.


Литература:
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 249—251.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 249—251.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana богиня диана dea diana мелеагр мелеагра meleager аталанта аталанты atalanta калидонский вепрь кабан калидонская охота на калидонского вепря кабана aper calydonius sus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о проконнесский мрамор артемида ойней диоскуры кастор и полидевк поллукс меч копье собака собаки женская одежда обувь колчан для стрел олень олененок ошейник хитон высоким поясом лук храм архитектура двустворчатые ворота венок лентами corona lemniscata скипетр лента волос прическа тип melongfrisur двойная секира двойной топор обоюдоострый бипеннис bipennis хламида туника длинными рукавами flammenhaarstil ножны акротерий театральная маска вильгельм гульельмо ii из салерно герцог апулии калабрии