Около 10 г. н. э. (голова), около 120 г. н. э. (тога).
Высота 216 см.Инв. №№ MA 1212 / MR 100 / N 1577.Париж, Лувр
Портрет Августа в тоге.
Около 10 г. н. э. (голова), около 120 г. н. э. (тога).
Высота 216 см.
Париж, Лувр.
14. Портрет Августа в тоге.
Около 10 г. н. э. (голова), около 120 г. н. э. (тога).
Голова была обнаружена в Веллетри (Италия) в 1777 г.; происхождение тоги неизвестно.
Мрамор. Высота 216 см.
Получен в 1815 г. при обмене, последовавшем за наполеоновской конфискацией, произведенной в 1798 г., ранее хранился в коллекции Ватикана и коллекции Джустиниани (Венеция) (МА 1212 — INV. MR 100; N 1577).
Реставратор: Д. Иблед (D. Ibled), 2006 г.
В границах территории вольсков, примерно в 50 км к юго-востоку от Рима, на Аппиевой дороге расположен город Велитры. Между этой большой дорогой и самим городом в месте, известном как Сан-Чезарео (San Cesareo), имел виллу род Октавиев (отцовский род будущего Августа). Род изначально происходил из Велитр, где Октавиан провел первые месяцы своей жизни (Suetonius, Vita Augusti, I, 1), прежде чем разделить свою юность между Римом, где его отец, Гай Октавий, поселил семью возле Палатина, и Велитрами, с которыми он все еще был связан (CIL X 6618; 6630).
Голова, представленная здесь, была обнаружена в 1777 г.1 в другом загородном поселении, Монтезекко (Montesecco), между Велитрами и озером Неми. Затем голова была добавлена в коллекцию Джустиниани, которая к тому времени была уже рассредоточена; после прохождения через руки британского посредника, Лида Брауна (Lyde Brown) и, возможно, К. Альбачини (C. Albacini), в 1783 г. голова попала в Ватиканские коллекции2. Она была опубликована в 1784 г. Э. Кв. Висконти (E. Q. Visconti), который установил размеры целой статуи во время ее приобретения («[Augusto] alto palmi nove e once cinque» — «Август высотой девять пальм и две унции»), что доказывает, что установка головы на фигуру, одетую в тогу, была проведена до того, как статуя вошла в коллекцию Ватиканских музеев (в музее Пия-Климента).
На этом конкретном типе тоги не хватает sinus (кат. № 41), и он имеет некоторые характеристики, типичные для времени Адриана: край тоги не покрывает левое колено, и ткань не подобрана у правого колена, которое не выдается вперед из материи. Край почти вертикально протянут под umbo, где исчезает; в данном конкретном случае umbo не существует. С другой стороны, изображение тоги не является схематичным, с параллельными складками, типичными для той эпохи. Ткань не тяжелая и не изборожденная складками; она передает анатомию, особенно над правым бедром, и массу тела. Действительно, этот Август носит тогу как греческую одежду, простую драпировку, наброшенную на плечи, что близко соответствует эллинистическому стилю, который был в моде при Адриане. Наличие нескольких изогнутых складок придает статуе определенный динамизм, но на самом деле это не понравилось бы Августу. Согласно Светонию (Vita Augusti, XL, 8), император был возмущен тем, что на форуме тоги заменяли накидками в греческом стиле.
Прическа довольно близка к типу из Примы Порты: широкая прядь волос над носом образует вилку с двумя более мелкими, но явно выделенными локонами над правым глазом. Но черты лица менее вневременные и идеализированные, чем на типе из Примы Порты. Резко заостренные брови сильно изогнуты над глазами; маленькие впадины с каждой стороны носа подчеркивают щеки и придают рту горькое выражение. Эти детали, которые, видимо, объясняются возрастом изображенного, позволяют предположить, что эту статую следует датировать примерно концом правления Августа.
Библиография:
Boschung 1993b, p. 170.
Kersauson (de) 1986, pp. 146—
Visconti 1784, II, p. 92, pl. XLV.
1Piazza 1797; Bonadonna Russo 1983. 2Lanciani 2000, pp. 215—