Портрет Августа в тоге
Мрамор.
Около 10 г. н. э. (голова), около 120 г. н. э. (тога).
Высота 216 см.
Инв. №№ MA 1212 / MR 100 / N 1577.Париж, Лувр

Портрет Августа в тоге.

Мрамор.
Около 10 г. н. э. (голова), около 120 г. н. э. (тога).
Высота 216 см.
Инв. №№ MA 1212 / MR 100 / N 1577.

Париж, Лувр.

Рим, Ватиканские музеи.
Частная коллекция, Джустиниани.
Происхождение:
Голо­ва была обна­ру­же­на в Вел­ле­три (Ита­лия) в 1777 г.; про­ис­хож­де­ние тога­ту­са неиз­вест­но.

Описание:

14. Порт­рет Авгу­ста в тоге.

Око­ло 10 г. н. э. (голо­ва), око­ло 120 г. н. э. (тога).
Голо­ва была обна­ру­же­на в Вел­ле­три (Ита­лия) в 1777 г.; про­ис­хож­де­ние тоги неиз­вест­но.
Мра­мор. Высота 216 см.
Полу­чен в 1815 г. при обмене, после­до­вав­шем за напо­лео­нов­ской кон­фис­ка­ци­ей, про­из­веден­ной в 1798 г., ранее хра­нил­ся в кол­лек­ции Вати­ка­на и кол­лек­ции Джу­сти­ни­а­ни (Вене­ция) (МА 1212 — INV. MR 100; N 1577).
Рестав­ра­тор: Д. Иблед (D. Ibled), 2006 г.

В гра­ни­цах терри­то­рии воль­сков, при­мер­но в 50 км к юго-восто­ку от Рима, на Аппи­е­вой доро­ге рас­по­ло­жен город Велит­ры. Меж­ду этой боль­шой доро­гой и самим горо­дом в месте, извест­ном как Сан-Чеза­рео (San Cesareo), имел вил­лу род Окта­ви­ев (отцов­ский род буду­ще­го Авгу­ста). Род изна­чаль­но про­ис­хо­дил из Велитр, где Окта­виан про­вел пер­вые меся­цы сво­ей жиз­ни (Suetonius, Vita Augusti, I, 1), преж­де чем разде­лить свою юность меж­ду Римом, где его отец, Гай Окта­вий, посе­лил семью воз­ле Пала­ти­на, и Велит­ра­ми, с кото­ры­ми он все еще был свя­зан (CIL X 6618; 6630).

Голо­ва, пред­став­лен­ная здесь, была обна­ру­же­на в 1777 г.1 в дру­гом заго­род­ном посе­ле­нии, Мон­те­зек­ко (Montesecco), меж­ду Велит­ра­ми и озе­ром Неми. Затем голо­ва была добав­ле­на в кол­лек­цию Джу­сти­ни­а­ни, кото­рая к тому вре­ме­ни была уже рас­сре­дото­че­на; после про­хож­де­ния через руки бри­тан­ско­го посред­ни­ка, Лида Бра­у­на (Lyde Brown) и, воз­мож­но, К. Аль­ба­чи­ни (C. Albacini), в 1783 г. голо­ва попа­ла в Вати­кан­ские кол­лек­ции2. Она была опуб­ли­ко­ва­на в 1784 г. Э. Кв. Вис­кон­ти (E. Q. Visconti), кото­рый уста­но­вил раз­ме­ры целой ста­туи во вре­мя ее при­об­ре­те­ния («[Augusto] alto palmi nove e once cinque» — «Август высотой девять пальм и две унции»), что дока­зы­ва­ет, что уста­нов­ка голо­вы на фигу­ру, оде­тую в тогу, была про­веде­на до того, как ста­туя вошла в кол­лек­цию Вати­кан­ских музеев (в музее Пия-Кли­мен­та).

На этом кон­крет­ном типе тоги не хва­та­ет sinus (кат. № 41), и он име­ет неко­то­рые харак­те­ри­сти­ки, типич­ные для вре­ме­ни Адри­а­на: край тоги не пок­ры­ва­ет левое коле­но, и ткань не подо­бра­на у пра­во­го коле­на, кото­рое не выда­ет­ся впе­ред из мате­рии. Край почти вер­ти­каль­но протя­нут под umbo, где исче­за­ет; в дан­ном кон­крет­ном слу­чае umbo не суще­ст­ву­ет. С дру­гой сто­ро­ны, изо­бра­же­ние тоги не явля­ет­ся схе­ма­тич­ным, с парал­лель­ны­ми склад­ка­ми, типич­ны­ми для той эпо­хи. Ткань не тяже­лая и не избо­рож­ден­ная склад­ка­ми; она пере­да­ет ана­то­мию, осо­бен­но над пра­вым бед­ром, и мас­су тела. Дей­ст­ви­тель­но, этот Август носит тогу как гре­че­скую одеж­ду, про­стую дра­пи­ров­ку, набро­шен­ную на пле­чи, что близ­ко соот­вет­ст­ву­ет элли­ни­сти­че­ско­му сти­лю, кото­рый был в моде при Адри­ане. Нали­чие несколь­ких изо­гну­тых скла­док при­да­ет ста­туе опре­де­лен­ный дина­мизм, но на самом деле это не пон­ра­ви­лось бы Авгу­сту. Соглас­но Све­то­нию (Vita Augusti, XL, 8), импе­ра­тор был воз­му­щен тем, что на фору­ме тоги заме­ня­ли накид­ка­ми в гре­че­ском сти­ле.

При­чес­ка доволь­но близ­ка к типу из При­мы Пор­ты: широ­кая прядь волос над носом обра­зу­ет вил­ку с дву­мя более мел­ки­ми, но явно выде­лен­ны­ми локо­на­ми над пра­вым гла­зом. Но чер­ты лица менее внев­ре­мен­ные и иде­а­ли­зи­ро­ван­ные, чем на типе из При­мы Пор­ты. Рез­ко заост­рен­ные бро­ви силь­но изо­гну­ты над гла­за­ми; малень­кие впа­ди­ны с каж­дой сто­ро­ны носа под­чер­ки­ва­ют щеки и при­да­ют рту горь­кое выра­же­ние. Эти дета­ли, кото­рые, види­мо, объ­яс­ня­ют­ся воз­рас­том изо­бра­жен­но­го, поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что эту ста­тую сле­ду­ет дати­ро­вать при­мер­но кон­цом прав­ле­ния Авгу­ста.

Daniel Roger

Биб­лио­гра­фия:

Boschung 1993b, p. 170.

Kersauson (de) 1986, pp. 146—147.

Visconti 1784, II, p. 92, pl. XLV.

1Piazza 1797; Bonadonna Russo 1983.

2Lanciani 2000, pp. 215—216.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. P. 68, cat. no. 14.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина в тоге тогатус одетая тогу тогах тога togatus togati toga стоящая мрамор свиток volumen rotulus коллекция джустиниани giustiniani верховный великий понтифик pontifex maximus складка изгиб синус sinus инв № ma 1212 mr 100 n 1577