Отдыхающий сатир (Satyrus anapauomenos)
Каррарский мрамор. Римская работа 1-ой пол. II в. н. э. по оригиналу Праксителя 1-ой пол. IV в. до н. э.
Выс. статуи (без основания) 1,78 м, шир. статуи 0,76 м, выс. основания 0,08 м.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи Фото: И. А. Шурыгин

Отдыхающий сатир (Satyrus anapauomenos).

Каррарский мрамор. Римская работа 1-ой пол. II в. н. э. по оригиналу Праксителя 1-ой пол. IV в. до н. э.
Выс. статуи (без основания) 1,78 м, шир. статуи 0,76 м, выс. основания 0,08 м.

Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.

Происхождение:
Сан­та-Мария-Капуя Вете­ре, рас­коп­ки 2002 г. на совр. пл. 1-го Октяб­ря.

Описание:

ОТДЫХАЮЩИЙ САТИР.

Про­ис­хож­де­ние.

Осе­нью 2002 г. в ходе рас­ко­пок в Сан­та-Марии-Капуе Вете­ре был извле­чен на свет щед­рый пода­рок от антич­ной Капуи — хоро­шо сох­ра­нив­ша­я­ся мра­мор­ная ста­туя «Отды­хаю­щий сатир» (т. н. Satiro anapauomenos), кото­рая, по все­об­ще­му мне­нию, явля­ет­ся копи­ей прото­ти­па работы Пра­к­си­те­ля. Ста­туя была обна­ру­же­на на восточ­ном краю пло­ща­ди 1-го Октяб­ря (piazza I Ottobre) при рас­коп­ках бога­то­го жило­го дома (domus) вре­мен импе­рии, сто­яв­ше­го на руи­нах дома рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи. От дома сох­ра­ни­лось несколь­ко поме­ще­ний, полы кото­рых были пок­ры­ты моза­и­ка­ми, а так­же откры­тое про­стран­ство с дву­мя фон­та­на­ми в фор­ме полу­круг­лых ваз. Поза­ди самой боль­шой из ваз были обна­ру­же­ны круп­ные фраг­мен­ты ста­туи, пол­но­стью пок­ры­тые пли­та­ми каррар­ско­го мра­мо­ра; осталь­ные фраг­мен­ты были най­де­ны в окру­жаю­щем грун­те.

Опи­са­ние.

Юный сатир сто­ит на полу­оваль­ном осно­ва­нии, опи­ра­ясь пра­вой рукой на ствол дере­ва. Его строй­ная фигу­ра обна­же­на, муску­ла­ту­ра едва обо­зна­че­на, из кост­ных высту­пов опре­де­ля­ют­ся лишь клю­чи­цы и меж­ре­бер­ные про­ме­жут­ки спра­ва, под­черк­ну­тые изги­бом тела юно­ши, обло­ко­тив­ше­го­ся на опо­ру. На пра­вое пле­чо набро­ше­на шку­ра пан­те­ры, спус­каю­ща­я­ся наис­кось по груди. Пере­д­ние лапы шку­ры свя­за­ны узлом на левом боку. Пере­д­няя часть шку­ры гру­бо обра­бота­на под фак­ту­ру шер­сти, мор­да зве­ря сплю­ще­на из-за отсут­ст­вия чере­па. Сза­ди шку­ра рас­хо­дит­ся вширь и пок­ры­ва­ет всю спи­ну сати­ра, кро­ме лево­го пле­ча.

Левая рука согну­та в лок­те и упи­ра­ет­ся в бед­ро, одно­вре­мен­но при­дер­жи­вая зве­ри­ную шку­ру. Голо­ва слег­ка повер­ну­та впра­во. Без­бо­ро­дое лицо юно­ши име­ет фор­му пол­но­ва­то­го ова­ла, щеки и под­бо­ро­док мяси­стые, пол­но­стью скры­ва­ют под собой кост­ное осно­ва­ние, кото­рое частич­но про­смат­ри­ва­ет­ся лишь в обла­сти лба и над­бров­ных дуг. Губы приот­кры­ты в лег­кой улыб­ке, чуть обна­жая верх­ний ряд зубов. Уши заост­ре­ны и слу­жат един­ст­вен­ным при­зна­ком полу­зве­ри­ной при­ро­ды юно­ши. Они при­кры­ты пыш­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми, обрам­ля­ю­щи­ми лицо.

Меж­ду прядя­ми волос вид­не­ют­ся вет­ки пинии с малень­ки­ми нерас­пу­стив­ши­ми­ся шишеч­ка­ми. Начи­на­ясь на зад­ней сто­роне шеи, они обра­зу­ют две вет­ви гир­лян­ды, разо­мкну­той надо лбом. Сза­ди вет­ви свя­за­ны боль­шим узлом, а спе­ре­ди малым. При­чес­ка над вет­вя­ми не опре­де­ля­ет­ся; заты­лоч­ная часть отли­ча­ет­ся гру­бой обра­бот­кой.

Дати­ров­ка и пред­на­зна­че­ние.

Сатир из Сан­та-Марии-Капуи Вете­ре допол­нил спи­сок реплик «Отды­хаю­ще­го сати­ра», состо­я­щий на сего­дняш­ний день из 113 ста­туй, рас­про­стра­нен­ных по все­му Сре­ди­зем­но­мо­рью, и отно­ся­щих­ся к эпо­хе Адри­а­на и Анто­ни­нов. Неко­то­рые харак­тер­ные дета­ли тех­ни­ки — такие как выде­ле­ние в при­чес­ке круп­ных прядей, разде­лен­ных глу­бо­ки­ми борозда­ми, неза­вер­шен­ная тон­кая отдел­ка участ­ков, обра­ботан­ных бура­вом, широ­кие склад­ки зве­ри­ной шку­ры (pardalis), остат­ки мости­ков меж­ду воло­са­ми — поз­во­ля­ют дати­ро­вать ста­тую пер­вой поло­ви­ной вто­ро­го века н. э.

В это вре­мя Капуя пере­жи­ва­ла пери­од рас­цве­та, про­явив­ший­ся не толь­ко в интен­сив­ном стро­и­тель­стве, кото­рое велось во всем горо­де, — и осо­бен­но в восточ­ной его части, где был завер­шен декор ново­го гран­ди­оз­но­го амфи­те­ат­ра, — но так­же и в изготов­ле­нии и при­об­ре­те­нии заме­ча­тель­ных про­из­веде­ний искус­ства, кото­ры­ми укра­ша­лись жилые дома и дру­гие зда­ния.

Дан­ная ста­туя сати­ра слу­жи­ла деко­ра­тив­ным эле­мен­том сади­ка жило­го дома (domus), где она и была най­де­на. В антич­ные вре­ме­на скульп­ту­ра была гру­бо повреж­де­на, и тогда же отре­ста­ври­ро­ва­на. Ста­туя оста­ва­лась на месте до середи­ны IV в. н. э., пока дом не поки­ну­ли его послед­ние оби­та­те­ли.

Раз­ме­ры, мате­ри­ал, тех­ни­ка изготов­ле­ния.

Высота ста­туи сати­ра без осно­ва­ния состав­ля­ет 1,78 м; высота осно­ва­ния 0,08 м; мак­си­маль­ная шири­на 0,76 м; раз­мер осно­ва­ния 0,6 × 0,46 м.

Ста­туя изготов­ле­на из лун­ско­го мра­мо­ра с вер­ти­каль­ны­ми серы­ми про­жил­ка­ми, осо­бен­но замет­ны­ми на левой поверх­но­сти туло­ви­ща; обра­бот­ка рез­цом и рашпи­лем, склад­ки шку­ры пан­те­ры, пряди волос юно­ши, слез­ные ямки, ямки в углах рта и шишеч­ки гир­лянд сфор­ми­ро­ва­ны бура­вом. Поверх­ность тела спе­ре­ди и до середи­ны боко­вых поверх­но­стей отпо­ли­ро­ва­на, а осталь­ные части в труд­но­до­сти­жи­мых местах лишь сгла­же­ны рашпи­лем, но не отпо­ли­ро­ва­ны. Поверх­ность дере­ва обра­бота­на неров­но и вос­про­из­во­дит фак­ту­ру коры.


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Музейные информационные материалы. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus каррарский мрамор работа по оригиналу праксителя отдыхающий шкура пантеры скульптор пракситель satyrus anapauomenos satiro сосновый венок corona pinea гирлянда ветка пинии с шишечками пиния шишка шишки