Саркофаг с мифом о Пелопе и Эномае
Мрамор.
Конец III в. н. э.
Инв. № 6711.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с мифом о Пелопе и Эномае.

Мрамор.
Конец III в. н. э.
Инв. № 6711.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из Кум.

Описание:
Миф о Пело­пе изве­стен в изло­же­нии псев­до-Аппо­ло­до­ра (Эпи­то­ма II, 3—9):

Ойно­май, цар­ст­во­вав­ший в Писе, имел дочь Гип­по­да­мию, и то ли он сам был влюб­лен в нее, как гово­рят неко­то­рые, то ли он полу­чил ора­кул, в кото­ром ему пред­ска­зы­ва­лась смерть от руки того, кто женит­ся на его доче­ри, но никто не брал ее в жены. Отец Гип­по­да­мии не мог убедить ее сой­тись с ним, жени­хов же он всех уби­вал. Обла­дая ору­жи­ем и коня­ми, кото­рые были пода­ре­ны ему Аре­сом, Ойно­май уст­ра­и­вал состя­за­ния для жени­хов; победив­ший в этих состя­за­ни­ях полу­чал пра­во женить­ся на Гип­по­да­мии. Жених дол­жен был поса­дить Гип­по­да­мию на свою колес­ни­цу и мчать­ся с ней до Коринф­ско­го пере­шей­ка, Ойно­май же пре­сле­до­вал его воору­жен­ный, и если насти­гал жени­ха, то уби­вал на месте. Тот, кого он не смог бы настиг­нуть, мог взять Гип­по­да­мию в жены. Посту­пая таким обра­зом, Ойно­май убил мно­гих жени­хов (неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что их было две­на­дцать). Голо­вы уби­тых Ойно­май отру­бал и при­би­вал гвоздя­ми к сво­е­му двор­цу. При­был и Пелоп, чтобы посва­тать­ся к Гип­по­да­мии. Пора­жен­ная его кра­сотой, Гип­по­да­мия влю­би­лась в него и уго­во­ри­ла Мир­ти­ла, сына Гер­ме­са, помочь Пело­пу. Мир­тил же был воз­ни­чим Ойно­мая. Любя Гип­по­да­мию и желая ей уго­дить, Мир­тил не укре­пил сту­пи­цы колес чека­ми, и это послу­жи­ло при­чи­ной пора­же­ния Ойно­мая. Кони пота­щи­ли его, запу­тав­ше­го­ся в вож­жах, и он погиб. Соглас­но дру­гим источ­ни­кам, его убил Пелоп. Уми­раю­щий Ойно­май, поняв пре­да­тель­ский посту­пок Мир­ти­ла, про­клял его, поже­лав ему погиб­нуть от руки Пело­па. Так Пелоп полу­чил Гип­по­да­мию.

Дио­дор Сици­лий­ский при­во­дит дру­гой вари­ант мифа (Биб­лио­те­ка, 73):

В горо­де Писе на Пело­пон­не­се Арес всту­пил в связь с доче­рью Асо­па Гар­пи­ной, и та роди­ла Эно­мая, (2) у кото­ро­го была един­ст­вен­ная дочь по име­ни Гип­по­да­мия. Эно­май обра­тил­ся к ора­ку­лу с вопро­сом о сво­ей смер­ти, и бог пред­ска­зал, что он умрет, когда его дочь Гип­по­да­мия всту­пит в брак. Опа­са­ясь бра­ка сво­ей доче­ри, Эно­май решил оста­вить ее девой, пола­гая, что толь­ко так и мож­но избе­жать опас­но­сти. Посколь­ку к доче­ри его сва­та­лись мно­гие, жени­хам было пред­ло­же­но участ­во­вать в состя­за­нии, победи­тель в кото­ром дол­жен был женить­ся на девуш­ке, а побеж­ден­ный — погиб­нуть. Нуж­но было про­ехать на колес­ни­це от Писы до жерт­вен­ни­ка Посей­до­на на Ист­ме Коринф­ском, а начи­на­лось состя­за­ние сле­дую­щим обра­зом: пока Эно­май при­но­сил в жерт­ву Зев­су бара­на, соис­ка­тель руки отправ­лял­ся в путь на чет­вер­ной упряж­ке. По окон­ча­нии жерт­во­при­но­ше­ния пус­кал­ся в путь и Эно­май, с копьем пре­сле­дуя жени­ха на колес­ни­це, кото­рой пра­вил воз­ни­чий Мир­тил. Насти­гая пре­сле­ду­е­мую колес­ни­цу, он насмерть пора­жал соис­ка­те­ля копьем. Бла­го­да­ря быст­ро­те сво­их коней, Эно­май неиз­мен­но насти­гал жени­хов и уже убил мно­гих. Пелоп, сын Тан­та­ла, при­был в Пису, увидел Гип­по­да­мию и поже­лал женить­ся на ней. Под­ку­пив воз­ни­че­го Эно­мая Мир­ти­ла, Пелоп с его помо­щью добил­ся победы, при­быв пер­вым к жерт­вен­ни­ку Посей­до­на на Ист­ме. Решив, что про­ро­че­ство испол­ни­лось, ужас­но удру­чен­ный Эно­май покон­чил с собой. Таким обра­зом, Пелоп женил­ся на Гип­по­да­мии и полу­чил цар­скую власть над Писой и, ста­но­вясь все более могу­ще­ст­вен­ным бла­го­да­ря сво­ей доб­ле­сти и бла­го­ра­зу­мию, под­чи­нил боль­шин­ство жите­лей Пело­пон­не­са, назвав Пело­пон­не­сом эту стра­ну от соб­ст­вен­но­го име­ни.

Крат­кие замет­ки о баре­лье­фе из Кум

На листе I дан­но­го Бюл­ле­те­ня мы пуб­ли­ку­ем умень­шен­ное изо­бра­же­ние пере­д­ней поверх­но­сти антич­но­го сар­ко­фа­га, рас­ко­пан­но­го несколь­ко лет назад на терри­то­рии древ­них Кум. Его вла­де­лец, синьор Эуд­же­нио Мар­то­рел­ли из Неа­по­ля, любез­но поз­во­лил мне осу­ще­ст­вить эту пуб­ли­ка­цию. Его раз­ме­ры состав­ля­ют 8 на 2,25 ладо­ни (2,12 × 0,60 м; 1 неа­по­ли­тан­ская ладонь = 0,265 м — И. Ш.); если судить по архи­тек­ту­ре сар­ко­фа­га, стиль и работа, без сомне­ния, рим­ские; одна­ко небреж­ная отдел­ка неко­то­рых частей, преж­де все­го, голов, поз­во­ля­ет в этом усо­мнить­ся. Слож­ное изо­бра­же­ние, укра­шаю­щее пере­д­нюю стен­ку, может быть разде­ле­но на три сце­ны. В пер­вой сцене мы можем видеть, как Пелоп при­бы­ва­ет во дво­рец Эно­мая и про­сит царя всту­пить с ним в состя­за­ние за обла­да­ние Гип­по­да­ми­ей. Обра­ща­ют на себя вни­ма­ние две голо­вы в верх­ней части арки, веду­щей в дом Эно­мая. Это отруб­лен­ные голо­вы несчаст­ных юно­шей, пре­тен­до­вав­ших на руку Гип­по­да­мии и уби­тых Эно­ма­ем, выстав­лен­ные напо­каз как жесто­кое пре­до­сте­ре­же­ние новым смель­ча­кам. Дан­ную деталь мож­но так­же видеть на вели­ко­леп­ной вазе, опи­сан­ной ранее про­фес­со­ром Ричлем (Ritschl) в «Annali dell’Istituto», 1840, с. 181 прим. 1. В юно­ше с копьем, обер­нув­шем­ся назад, мы узна­ем Пело­па, еще не пред­став­ше­го перед царем. Наша иден­ти­фи­ка­ция осно­ва­на на том, что точ­но таким же мечом Пелоп воору­жен в сле­дую­щей сцене ска­чек, к кото­рой мы вско­ре обра­тим­ся. Вто­рой юно­ша в похо­жих одеж­дах, из сви­ты Пело­па, пере­да­ет Эно­маю посла­ние от сына Тан­та­ла с прось­бой ока­зать госте­при­им­ство и выдать за него Гип­по­да­мию. На дру­гих изо­бра­же­ни­ях так­же мож­но видеть Пело­па со спут­ни­ка­ми (см. Brunn в «Annali dell’Ist.», 1846, с. 177, сл., «Mon. dell’Ist.», т. IV, табл. XXX; см. так­же мою работу в «Bull. Arch. nap. an.», VI с. 64 и сл.). Пра­ви­тель Элиды, голо­ву кото­ро­го укра­ша­ет диа­де­ма, с гроз­ным видом выс­лу­ши­ва­ет юно­шу. Отме­тим, что одна из фигур сви­ты помо­га­ет царю, под­дер­жи­вая его тяже­лый ски­петр.

Вто­рая сце­на пред­став­ля­ет гибель Эно­мая и победу Пело­па. Воз­ни­чий Мир­тил пыта­ет­ся поста­вить на ноги коней, спо­ткнув­ших­ся при кру­ше­нии колес­ни­цы, в то вре­мя как ста­рый царь Элиды, упав­ший навз­ничь на зем­лю, пере­жи­ва­ет послед­ние мгно­ве­ния жиз­ни. Две фигу­ры, воору­жен­ные корот­ки­ми копья­ми, одна боро­да­тая, дру­гая без­бо­ро­дая, судя по ужа­су, кото­рый они выра­жа­ют, при­над­ле­жат сви­те Эно­мая. Пелоп же, нао­бо­рот, в стре­ми­тель­ной скач­ке, натя­ги­ва­ет пово­дья левой рукой, и, раз­во­ра­чи­ва­ясь, под­ни­ма­ет пра­вую руку с кну­том, тор­же­ст­вуя три­умф. Пово­дья у него, как и у Эно­мая, свя­за­ны за спи­ной; кста­ти, мож­но пред­по­ло­жить, что скуль­п­тор изо­бра­зил отлич­ный от тра­ди­ци­он­но­го спо­соб, кото­рым Мир­тил сбро­сил с колес­ни­цы сво­его пове­ли­те­ля: рез­ко дер­нул пово­дья, кото­ры­ми был обвя­зан царь; впро­чем, это не более чем мое пред­по­ло­же­ние. Сце­ну замы­ка­ют фигу­ры двух юно­шей, один из кото­рых дует в тру­бу, а дру­гой, сто­я­щий рядом с Пело­пом, дер­жит паль­мо­вую ветвь и венок, кото­рый он соби­ра­ет­ся воз­ло­жить на голо­ву победи­те­лю. Мне кажет­ся, что эти две фигу­ры име­ют рим­ские кор­ни, и отно­сят­ся ско­рее к цир­ку, чем к пале­ст­ре. Звук тру­бы обыч­но соп­ро­вож­дал схват­ки и состя­за­ния. Напри­мер, тру­бач при­сут­ст­ву­ет в сце­нах бит­вы ама­зо­нок и дру­гих баталь­ных сце­нах; так­же и на упо­мя­ну­той вазе один из спут­ни­ков Пело­па тру­бит во вре­мя скач­ки. Отдель­но­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет полу­об­на­жен­ная фигу­ра, лежа­щая на зем­ле, жеста­ми и позой выра­жаю­щая печаль. Я пола­гаю, что это реч­ка Кла­дея, впа­даю­щая в реку Алфей (Пав­са­ний утвер­жда­ет, что гроб­ни­ца Пело­па сто­я­ла на реке Кла­дея) (Mueller Dor. II, с. 458 и далее) или место их сли­я­ния; воз­мож­но так­же, что это река Истм, где, соглас­но Дио­до­ру, закан­чи­ва­лись состя­за­ния (Diodor lib. IV cap. 73.). Мож­но пред­по­ло­жить, что это реч­ное боже­ство скор­бит о гибе­ли пра­ви­те­ля Элиды и Писы.

Третья и послед­няя сце­на, пред­став­ляя Пело­па, обни­маю­ще­го Гип­по­да­мию и целу­ю­ще­го ее, сим­во­ли­зи­ру­ет их союз. Подоб­ная ком­по­зи­ция, изо­бра­жаю­щая Аму­ра и Пси­хею, встре­ча­ет­ся весь­ма часто и име­ет тот же смысл. Рас­смат­ри­вая раз­ви­тие сюже­та в этих трех сце­нах, мы при­хо­дим к выво­ду, что он хоро­шо под­хо­дит для укра­ше­ния сар­ко­фа­га. Пелоп выра­жа­ет пред­на­зна­че­ние мужа, кото­рый в пер­вой сцене гото­вит­ся к состя­за­нию, во вто­рой одер­жи­ва­ет победу (ее сим­во­лы — паль­мо­вая ветвь и венок), а в послед­ней полу­ча­ет наг­ра­ду за свой три­умф. Чере­до­ва­ние этих сцен высту­па­ет в каче­стве явной аллю­зии на тече­ние чело­ве­че­ской жиз­ни, веду­щей к наслаж­де­ни­ям Эли­зи­у­ма, соглас­но неза­мыс­ло­ва­тым и прак­тич­ным пред­став­ле­ни­ям антич­но­сти.

Джу­лио Минер­ви­ни

Литература:
Bulletino Archeologico Napolitano, 1853, N 30, pag. 41—42.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
1853 г. Описание: Giulio Minervini. Bulletino Archeologico Napolitano, 1853, № 30, с. 41—42.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные греческая мифология mythologia graeca саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi пелоп пелопс пелопа пелопса pelops эномай эномая oenomaus мрамор рельеф миф о пелопсе и эномае гипподамия миртил лошадь лошади конь кони упряжь колесница квадрига скачки состязания скипетр инв № 6711