Конец III в. н. э.Инв. № 6711.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с мифом о Пелопе и Эномае.
Конец III в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Ойномай, царствовавший в Писе, имел дочь Гипподамию, и то ли он сам был влюблен в нее, как говорят некоторые, то ли он получил оракул, в котором ему предсказывалась смерть от руки того, кто женится на его дочери, но никто не брал ее в жены. Отец Гипподамии не мог убедить ее сойтись с ним, женихов же он всех убивал. Обладая оружием и конями, которые были подарены ему Аресом, Ойномай устраивал состязания для женихов; победивший в этих состязаниях получал право жениться на Гипподамии. Жених должен был посадить Гипподамию на свою колесницу и мчаться с ней до Коринфского перешейка, Ойномай же преследовал его вооруженный, и если настигал жениха, то убивал на месте. Тот, кого он не смог бы настигнуть, мог взять Гипподамию в жены. Поступая таким образом, Ойномай убил многих женихов (некоторые указывают, что их было двенадцать). Головы убитых Ойномай отрубал и прибивал гвоздями к своему дворцу. Прибыл и Пелоп, чтобы посвататься к Гипподамии. Пораженная его красотой, Гипподамия влюбилась в него и уговорила Миртила, сына Гермеса, помочь Пелопу. Миртил же был возничим Ойномая. Любя Гипподамию и желая ей угодить, Миртил не укрепил ступицы колес чеками, и это послужило причиной поражения Ойномая. Кони потащили его, запутавшегося в вожжах, и он погиб. Согласно другим источникам, его убил Пелоп. Умирающий Ойномай, поняв предательский поступок Миртила, проклял его, пожелав ему погибнуть от руки Пелопа. Так Пелоп получил Гипподамию.
Диодор Сицилийский приводит другой вариант мифа (Библиотека, 73):
В городе Писе на Пелопоннесе Арес вступил в связь с дочерью Асопа Гарпиной, и та родила Эномая, (2) у которого была единственная дочь по имени Гипподамия. Эномай обратился к оракулу с вопросом о своей смерти, и бог предсказал, что он умрет, когда его дочь Гипподамия вступит в брак. Опасаясь брака своей дочери, Эномай решил оставить ее девой, полагая, что только так и можно избежать опасности. Поскольку к дочери его сватались многие, женихам было предложено участвовать в состязании, победитель в котором должен был жениться на девушке, а побежденный — погибнуть. Нужно было проехать на колеснице от Писы до жертвенника Посейдона на Истме Коринфском, а начиналось состязание следующим образом: пока Эномай приносил в жертву Зевсу барана, соискатель руки отправлялся в путь на четверной упряжке. По окончании жертвоприношения пускался в путь и Эномай, с копьем преследуя жениха на колеснице, которой правил возничий Миртил. Настигая преследуемую колесницу, он насмерть поражал соискателя копьем. Благодаря быстроте своих коней, Эномай неизменно настигал женихов и уже убил многих. Пелоп, сын Тантала, прибыл в Пису, увидел Гипподамию и пожелал жениться на ней. Подкупив возничего Эномая Миртила, Пелоп с его помощью добился победы, прибыв первым к жертвеннику Посейдона на Истме. Решив, что пророчество исполнилось, ужасно удрученный Эномай покончил с собой. Таким образом, Пелоп женился на Гипподамии и получил царскую власть над Писой и, становясь все более могущественным благодаря своей доблести и благоразумию, подчинил большинство жителей Пелопоннеса, назвав Пелопоннесом эту страну от собственного имени.
Краткие заметки о барельефе из Кум
На листе I данного Бюллетеня мы публикуем уменьшенное изображение передней поверхности античного саркофага, раскопанного несколько лет назад на территории древних Кум. Его владелец, синьор Эудженио Марторелли из Неаполя, любезно позволил мне осуществить эту публикацию. Его размеры составляют 8 на 2,25 ладони
Вторая сцена представляет гибель Эномая и победу Пелопа. Возничий Миртил пытается поставить на ноги коней, споткнувшихся при крушении колесницы, в то время как старый царь Элиды, упавший навзничь на землю, переживает последние мгновения жизни. Две фигуры, вооруженные короткими копьями, одна бородатая, другая безбородая, судя по ужасу, который они выражают, принадлежат свите Эномая. Пелоп же, наоборот, в стремительной скачке, натягивает поводья левой рукой, и, разворачиваясь, поднимает правую руку с кнутом, торжествуя триумф. Поводья у него, как и у Эномая, связаны за спиной; кстати, можно предположить, что скульптор изобразил отличный от традиционного способ, которым Миртил сбросил с колесницы своего повелителя: резко дернул поводья, которыми был обвязан царь; впрочем, это не более чем мое предположение. Сцену замыкают фигуры двух юношей, один из которых дует в трубу, а другой, стоящий рядом с Пелопом, держит пальмовую ветвь и венок, который он собирается возложить на голову победителю. Мне кажется, что эти две фигуры имеют римские корни, и относятся скорее к цирку, чем к палестре. Звук трубы обычно сопровождал схватки и состязания. Например, трубач присутствует в сценах битвы амазонок и других батальных сценах; также и на упомянутой вазе один из спутников Пелопа трубит во время скачки. Отдельного внимания заслуживает полуобнаженная фигура, лежащая на земле, жестами и позой выражающая печаль. Я полагаю, что это речка Кладея, впадающая в реку Алфей (Павсаний утверждает, что гробница Пелопа стояла на реке Кладея) (Mueller Dor. II, с. 458 и далее) или место их слияния; возможно также, что это река Истм, где, согласно Диодору, заканчивались состязания (Diodor lib. IV cap. 73.). Можно предположить, что это речное божество скорбит о гибели правителя Элиды и Писы.
Третья и последняя сцена, представляя Пелопа, обнимающего Гипподамию и целующего ее, символизирует их союз. Подобная композиция, изображающая Амура и Психею, встречается весьма часто и имеет тот же смысл. Рассматривая развитие сюжета в этих трех сценах, мы приходим к выводу, что он хорошо подходит для украшения саркофага. Пелоп выражает предназначение мужа, который в первой сцене готовится к состязанию, во второй одерживает победу (ее символы — пальмовая ветвь и венок), а в последней получает награду за свой триумф. Чередование этих сцен выступает в качестве явной аллюзии на течение человеческой жизни, ведущей к наслаждениям Элизиума, согласно незамысловатым и практичным представлениям античности.
1853 г. Описание: Giulio Minervini. Bulletino Archeologico Napolitano, 1853, № 30, с. 41—42.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.