Конная статуя Марка Нония Бальба
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.
Инв. № 6104.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Конная статуя Марка Нония Бальба.

Мрамор.
2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.
Инв. № 6104.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум.
Происхождение:
Гер­ку­ла­нум, форум, июнь 1746 г. (по Р. Дж. Аль­ку­бьер­ре).

Описание:
Дан­ная кон­ная ста­туя была пер­вой из двух, най­ден­ных в ходе рас­ко­пок на фору­ме Гер­ку­ла­ну­ма в июне 1746 г. (дата — по Р. Дж. Аль­ку­бьер­ре). На осно­ва­нии над­пи­си, обна­ру­жен­ной вме­сте со ста­ту­ей, всад­ник был иден­ти­фи­ци­ро­ван как Марк Ноний Бальб-млад­ший, пре­тор, про­кон­сул про­вин­ции Крит и Кире­на­и­ка, патрон Гер­ку­ла­ну­ма:

M NONIO M F
BALBO PR PROCOS
HERCVLANENSES

M(arco) Nonio M(arci) f(ilio) / Balbo pr(aetori) proco(n)s(uli) / Herculanenses

Мар­ку Нонию Баль­бу, сыну Мар­ка, пре­то­ру, про­кон­су­лу жите­ли Гер­ку­ла­ну­ма — CIL X, 1426.

Обе ста­туи, сде­лан­ные из цель­ных кус­ков гре­че­ско­го мра­мо­ра, были уста­нов­ле­ны в остек­лен­ных пави­льо­нах в атри­уме королев­ско­го двор­ца в Пор­ти­чи. В свя­зи с королев­ским запре­том, точ­ных изо­бра­же­ний ста­туи в ее изна­чаль­ном виде не оста­лось, име­лись лишь две зари­сов­ки, сде­лан­ные по памя­ти, и крат­кие опи­са­ния, опуб­ли­ко­ван­ные в 1752 г. фло­рен­тий­ским анти­ква­ром Анто­нио Фран­че­ско Гори, а так­же, несколь­ко позд­нее, Иоган­ном Вин­кель­ма­ном. Оба они счи­та­ли, что одна ста­туя явля­ет­ся изо­бра­же­ни­ем Баль­ба-отца, а дру­гая — Баль­ба-сына.

В 1799 г. во вре­мя рево­лю­ци­он­ных собы­тий и втор­же­ния фран­цуз­ских войск дво­рец обст­ре­ли­вал­ся из пушек. Одно из ядер попа­ло в голо­ву ста­туи и раз­би­ло ее на мел­кие части. Впо­след­ст­вии скуль­п­тор Андже­ло Бру­нел­ли, уче­ник Анто­нио Кано­вы, частич­но вос­ста­но­вил лицо из оскол­ков и снял с него мас­ку. По этой мас­ке он изгото­вил и уста­но­вил на фигу­ре Баль­ба новую голо­ву. Одна­ко, несмот­ря на при­ло­жен­ные уси­лия, ему, воз­мож­но, не уда­лось обес­пе­чить порт­рет­ное сход­ство с ори­ги­на­лом, посколь­ку вос­со­здан­ное лицо всад­ни­ка при­об­ре­ло явные юно­ше­ские чер­ты. В резуль­та­те «…полу­чи­лась ско­рее ста­туя эфе­ба, гар­цу­ю­ще­го в пале­ст­ре, чем государ­ст­вен­но­го мужа».


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная марк ноний бальб марка нония бальба marcus nonius balbus мужской мужская мужчины мужчина конная всадник мрамор геркуланум из геркуланума herculaneum портичи marco nonio marci filio balbo praetori proconsuli herculanenses инв № 6104