2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.Инв. № 6104.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Конная статуя Марка Нония Бальба.
2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
M NONIO M F
BALBO PR PROCOS
HERCVLANENSESM(arco) Nonio M(arci) f(ilio) / Balbo pr(aetori) proco(n)s(uli) / Herculanenses
Марку Нонию Бальбу, сыну Марка, претору, проконсулу жители Геркуланума — CIL X, 1426.
Обе статуи, сделанные из цельных кусков греческого мрамора, были установлены в остекленных павильонах в атриуме королевского дворца в Портичи. В связи с королевским запретом, точных изображений статуи в ее изначальном виде не осталось, имелись лишь две зарисовки, сделанные по памяти, и краткие описания, опубликованные в 1752 г. флорентийским антикваром Антонио Франческо Гори, а также, несколько позднее, Иоганном Винкельманом. Оба они считали, что одна статуя является изображением Бальба-отца, а другая — Бальба-сына.
В 1799 г. во время революционных событий и вторжения французских войск дворец обстреливался из пушек. Одно из ядер попало в голову статуи и разбило ее на мелкие части. Впоследствии скульптор Анджело Брунелли, ученик Антонио Кановы, частично восстановил лицо из осколков и снял с него маску. По этой маске он изготовил и установил на фигуре Бальба новую голову. Однако, несмотря на приложенные усилия, ему, возможно, не удалось обеспечить портретное сходство с оригиналом, поскольку воссозданное лицо всадника приобрело явные юношеские черты. В результате «…получилась скорее статуя эфеба, гарцующего в палестре, чем государственного мужа».