Статуя Августа из Прима-Порты
Мрамор.
Последняя четв. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14

Статуя Августа из Прима-Порты.

Мрамор.
Последняя четв. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.

Происхождение:
Най­де­на в 1863 г. на вил­ле Ливии в При­ма Пор­та.

Описание:
Более позд­ние порт­ре­ты Авгу­ста выдер­жа­ны в духе клас­си­ци­зи­ру­ю­ще­го искус­ства. В рас­цве­те вла­сти изо­бра­жен он в зна­ме­ни­той ста­туе из вил­лы Ливии в При­ма Пор­та, най­ден­ной в 1863 году и спра­вед­ли­во счи­таю­щей­ся луч­шим порт­ре­том импе­ра­то­ра. Август пред­став­лен обра­щаю­щим­ся с речью к вой­ску, в позе ора­то­ра, с под­ня­той пра­вой рукой. На груди его — пан­цирь, укра­шен­ный релье­фа­ми, в цен­тре кото­ро­го изо­бра­жен пар­фя­нин, пере­даю­щий рим­ско­му пол­ко­вод­цу зна­ки леги­о­на, захва­чен­ные пар­фя­на­ми в 40 году до н. э. и воз­вра­щен­ные в 20 году до н. э. рим­ля­нам в резуль­та­те дипло­ма­ти­че­ских пере­го­во­ров. По сто­ро­нам — фигу­ры, оли­це­тво­ря­ю­щие побеж­ден­ные Авгу­стом Гер­ма­нию и Дакию. Выше — колес­ни­ца с Гелио­сом, Апол­ло­ном и Арте­ми­дой. Релье­фы созда­ют деко­ра­тив­ный эффект на глад­кой поверх­но­сти пан­ци­ря. Бед­ра Авгу­ста охва­ты­ва­ет пере­ки­ну­тый через левую руку плащ, рас­по­ло­жен­ный кра­си­вы­ми склад­ка­ми. Пост­ро­е­ние ста­туи свиде­тель­ст­ву­ет об изу­че­нии масте­ром искус­ства клас­си­че­ской Гре­ции. Подоб­но скульп­ту­рам Поли­кле­та и Лисип­па, Август изо­бра­жен опи­раю­щим­ся на пра­вую ногу, левая сво­бод­но отстав­ле­на назад. Одна­ко протя­ну­тая впе­ред рука — этот чисто рим­ский жест ора­то­ра — изме­ня­ет основ­ной ритм фигу­ры. Геро­и­че­ская нагота гре­че­ских ста­туй носит здесь услов­ный харак­тер — обна­же­ны толь­ко ноги Авгу­ста. Нагота их свое­об­раз­но соче­та­ет­ся с одеж­дой рим­ско­го пол­ко­во­д­ца — туни­кой и пан­ци­рем. Сим­во­лич­на и фигу­ра аму­ра на дель­фине. Она гово­рит о вос­пе­ваю­щем­ся Вер­ги­ли­ем про­ис­хож­де­нии рода Юли­ев от Вене­ры и Энея. Голо­ва ста­туи из При­ма Пор­та — сло­жив­ший­ся тип порт­ре­тов Авгу­ста зре­ло­го воз­рас­та: пря­мой лоб, небреж­ная при­чес­ка падаю­щих на лоб волос с харак­тер­ным разде­ле­ни­ем прядей над пра­вым гла­зом, кра­си­вый, чуть изо­гну­тый нос, тон­кие, плот­но сжа­тые губы, спо­кой­ный и ясный взгляд.
Об иск­лю­чи­тель­ной силе взгляда Авгу­ста писал Све­то­ний: «...гла­за у него были свет­лые и бле­стя­щие, и ему хоте­лось, чтобы в их выра­же­нии нахо­ди­ли какую-то сверхъ­есте­ствен­ную силу, так что он радо­вал­ся, когда кто-нибудь под его прон­зи­тель­ным взо­ром, слов­но под осле­пи­тель­ны­ми луча­ми солн­ца, опус­кал голо­ву» (Све­то­ний, Боже­ст­вен­ный Август, 79).
Иде­а­ли­за­ция лица в духе гре­че­ской клас­си­ки хоро­шо соче­та­ет­ся с пра­виль­ны­ми чер­та­ми Авгу­ста. На воло­сах, гла­зах, пла­ще и пан­ци­ре сох­ра­ни­лись следы рас­крас­ки, обна­жен­ные части тела были тони­ро­ва­ны крас­кой телес­но­го тона.
Вопрос о дати­ров­ке ста­туи Авгу­ста из При­ма Пор­та оста­ет­ся спор­ным. До послед­не­го вре­ме­ни гос­под­ст­во­ва­ло мне­ние о том, что она была [с.31] выпол­не­на око­ло 20 года до н. э. по слу­чаю победы рим­лян над пар­фя­на­ми, кото­рую про­слав­ля­ют рельеф­ные изо­бра­же­ния на пан­ци­ре Авгу­ста. Срав­ни­тель­но недав­но был выска­зан ряд воз­ра­же­ний про­тив этой даты, в част­но­сти, дат­ским уче­ным В. Поуль­се­ном, кото­рый счи­та­ет ста­тую реп­ли­кой, выпол­нен­ной уже после смер­ти импе­ра­то­ра, с более ран­ней его ста­туи.
Основ­ной довод Поуль­се­на состо­ит в том, что ста­туя была най­де­на на част­ной вил­ле Ливии. Три­ум­фаль­ная же ста­туя импе­ра­то­ра долж­на была бы сто­ять в офи­ци­аль­ной части Рима, веро­ят­нее все­го в одном из хра­мов Капи­то­лия, где нахо­ди­лись рим­ские зна­ме­на, воз­вра­щен­ные пар­фя­на­ми. Ори­ги­нал ста­туи Авгу­ста мог быть выпол­нен, по мне­нию Поуль­се­на, даже до 20 года до н. э. Но ори­ги­нал или копия, эта ста­туя дает пред­став­ле­ние о наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ном типе порт­ре­тов Авгу­ста, кото­рый повто­ря­ет боль­шин­ство дошед­ших до нас его изо­бра­же­ний.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 30—31, илл. 31.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина в доспехах доспехи statua loricata lorica римский имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statuae стоящая мрамор из примы-порты прима-порта панцирь панцырь военные 14 инв № 2290