Ок. 35 г. до н. э.?Инв. № 87001.Арль, Музей античности
Колоссальный портрет Октавиана. Тип «Алькудия».
Ок. 35 г. до н. э.?
Арль, Музей античности.
115. Портрет Октавиана.
Тип «Алькудия»: около 35 г. до н. э.?
Рис. 90.
Арль, Музей античного Арля, инв. № 87001.
Колоссальная голова с соединительной вставкой.
Белый апеннинский мрамор, по мнению Ф. Браэмера326.
Обнаружен в 1987 г. в районе Фо-сюр-Мер, в канале Мартига.
Размеры: общая высота 70 см, высота головы 50 см. Vidi.
Библиография: D. Brentchaloff — F. Salviat, 1989, p. 18—
с. 333 Сохранность: длительное пребывание в воде сильно повредило этой великолепной голове; в правой части лица поверхность мрамора совершенно изъедена; ухо и волосы здесь полностью исчезли. Напротив, левая сторона сохранилась гораздо лучше, несомненно, потому, что она была погружена в сосуд327.
Слева видны два распила: один за ухом, второй подо лбом; они служили для крепления двух дополнительных частей, ныне утраченных; в выемку между этими распилами был вставлен крепёжный металлический штифт.
Описание: голова, вдвое больше натуральной величины, чуть повёрнута вправо, судя по мышцам шеи. Она предназначалась для вставки в статую, тип которой определить трудно; однако левая сторона шеи вырезана менее тщательно, и это, возможно, указывает на наличие одежды, тоги или военного плаща (paludamentum).
Лицо широкое и скуластое, шея толстая. Глаза маленькие и запавшие. Рот приоткрыт: межгубная щель просверлена довольно глубоко, как и ушные раковины. Техника работы превосходная.
Комментарий: В этом портрете узнаются характерные черты Августа. Но почти полное исчезновение чёлки чрезвычайно затрудняет определение типа и, к сожалению, датировку; Д. Бошунг причисляет его к изображениям типа «Алькудия» на основании прядей на висках и «вилки», которую он различает над левым глазом. Действительно, исследование сохранившихся прядей показывает очень точное соответствие этому типу.
Данный тип относится уже к периоду триумвирата и, следовательно, к иконографии Октавиана; конечно, он был распространён в
с. 334 Чем объяснить место обнаружения этого портрета? Существуют две возможности: быть может, перевозившее его судно потерпело здесь крушение, что дало бы нам ценное свидетельство о распространении официальных портретов, их происхождении и способе транспортировки. Но почему не предположить, что эта колоссальная статуя была воздвигнута как прибрежный «сигнал», например, у входа в порт Фо? Здесь она была бы видна со всех кораблей, поднимающихся по каналам к руслу Родана. В начале Августовой эпохи статуи императора огромной высоты довольно часто ставили у входа в гавани328.
ПРИМЕЧАНИЯ:
326F. Braemer, 1998, p. 115. 327F. Salviat, 1989, p. 18. 328M. Janon, 1991, p. 755—© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.