Германик.
Париж, Лувр.
Около 4—
Найден в Риме (?).
Белый мрамор.
Высота 30 см.
Приобретен в 1988 г. (MA 4712 — Инв. № MNE 937).
Реставратор: Б. Дюбарри-Жаллэ (B. Dubarry-Jallet), 2006 г.
Определить личность, изображенную на этом портрете, оказалось трудно. Прическа не совпадает с прической Августа, нависающие брови которого обрамляют глаза. При этом портрет не напоминает ни одного из внуков Августа: Гая, Луция Цезарей и Агриппу Постума. Поэтому представленный портрет, несомненно выполненный после смерти Гая в 4 г. н. э., может изображать лишь Германика, внука Ливии, который в 5 г. н. э. женился на Агриппине Старшей, внучке Августа
После своего усыновления Тиберием, Германик часто сопровождал Августа в военных походах, вплоть до его смерти, последовавшей через десять лет. В этот период было произведено большое количество подобных портретов. К этому времени, между 8 и 10 гг. н. э., может быть отнесен и данный образец (так же, как и головы в Британском музее 1883 и 1884, в Мюнхенской Резиденции и № MA 3135 в Лувре). После 14 г. н. э. Германика затеняет Тиберий, и вновь его начинают изображать лишь посмертно с 19 г. н. э.
Германику приписывают три типа прически: «Безье», «Габии» и «Коринф-Стоккарда». К. Фитчен указал на сходство особенностей волос между типом «Коринф-Стоккарда» и некоторыми прическами Тиберия, Калигулы и Клавдия; это указывает, что тип «Коринф-Стоккарда» является посмертным, так же, как и тип «Габии»1. Однако такое совпадение представляется маловероятным, так как другой тип, «Безье», еще встречается даже в 23 г. н. э. По этой причине Фитчен решил, что портреты типа «Коринф-Стоккарда» изображают не Германика. Таким образом, новое приобретение Лувра пополняет тип, представляющий главную проблему в хронологии портретов Германика.
В нынешнем состоянии эта мужская голова выглядит как маска, состоящая только из лица и передней части шеи. Задняя часть скульптуры срезана в трех плоскостях: вертикальной (на затылке), почти горизонтальной (на макушке), и наклонной (на правом виске). Под кадыком шея была разбита по трем линиям. На волосах сохранились следы краски, особенно в углублениях локонов в правой части головы и над левым глазом. Краска состоит из распространенных минеральных красителей: карбоната кальция, смешанного с красной охрой. Во время реставрации на глазах были обнаружены следы краски.
Скульптуры римских голов, изначально составленные из нескольких кусков, являются настоящей загадкой. Волосы, губы, глаза и одежду чаще всего покрывали слоем краски, чтобы замаскировать сочленения и заполнители, возмещая все эстетические издержки изготовления голов из нескольких кусков. Эта техника появилась вследствие ряда экономических, социальных и технических причин: скульпторы, в основном, греческие ремесленники, которым мало платили и с которыми мало считались в Риме, полагали, что сырье слишком дорого стоит, чтобы выбрасывать большие куски мрамора. Также возможно, что в рамках разделения труда сами портреты изготавливали специалисты, тогда как волосы делали более молодые или менее талантливые работники из одного или двух кусков, уже добавленных к голове. Поэтому неудачный портрет не причинял большого убытка.
Было высказано предположение, что этот портрет мог относиться к типу velato capite, в который, как известно, входят два портрета Германика. Однако линии стыков не симметричны: линия над левым виском не соответствует линии над правым. Соединенные поверхности были выполнены в разной манере. Изначально верх головы был установлен на соединенном основании, усеянном маленькими углублениями. После какого-то повреждения заднюю часть головы пришлось опустить, чтобы прикрепить фрагмент с помощью шипа; верхняя часть черепа, ныне отсутствующая, была присоединена обратно по той же схеме. Из-за удара в правый висок, вероятно, потребовалось присоединить третий элемент, который был попросту приклеен, возможно, уже в современности. Это второе повреждение, вероятно, вызвало неровный разлом вокруг шеи. Из-за третьего повреждения голову, возможно, выбросили, а позднее все дополнения были удалены.
Примечания:
1 Fittschen K. «I Ritratti di Germanico». In Germanico: la persona, la personalità, il personaggio: nel bimillenario dalla nascita. Edited by G. Bonamente and
Библиография:
Kersauson K. «Portrait d’un prince julio-claudien au Louvre». Revue du Louvre et des musées de France, 2, 1990, pp. 113—
Информация: музейные информационные материалы.
© 2007 г. Описание: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. P. 76, cat. no. 20.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.