Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.Инв. №№ MR 663 / Ma 1239.Париж, Лувр
Портрет Тиберия.
Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.
Париж, Лувр.
19. Портрет Тиберия
Ок. 37 г. н. э.
Обнаружен в Габиях возле Рима, 1792 г.
Белый мрамор. Высота: 57 см.
Приобретен в 1807 г., ранее находился в коллекции Боргезе (MA 1239 — инв. MR 663).
Реставраторы: Дж. Пьерантони (G. Pierantoni), 1792 г., и Дж. Л. Барте (
Этот портрет, обнаруженный при тех же обстоятельствах, что и бюст Септимия Севера (кат. № 9), возможно, происходит из Августея на форуме (храма, посвященного императорской семье).
В своем анализе портретов Юлиев-Клавдиев, Д. Бошунг выделяет шесть различных прототипов изображений Тиберия1. На этом портрете волосы зачесаны вперед с короткой челкой на лбу, составленной из прямых и правильно лежащих локонов, которые в центре разделяются на небольшую вилку. На левом и правом краях челки пряди перекрывают друг друга подобно клещам. По этому типу прически портрет относится к категории «Кьярамонти»; этот тип, видимо, существовал уже во времена Августа, но изготавливался и в правление Тиберия и продолжал использоваться после его смерти в посмертных портретах. Массивный размер головы, идеализированные и отстраненные черты лица, а также невыразительные глаза, — все это указывает на то, что портрет был изготовлен после смерти Тиберия.
Своими особенностями эта голова очень напоминает голову Тиберия, обнаруженную в театре Черветери (римский город Цере). Та голова имеет такую же треугольную форму лица, широко расставленные круглые глаза, орлиный нос (несмотря на серьезные повреждения), маленький, тщательно очерченный рот со слегка выдающейся верхней губой и выступающим подбородком. Она увенчивала колоссальную сидячую статую, напоминающую изображения Юпитера Вероспи; театр украшали и другие императорские портреты, в том числе изображение Клавдия в такой же позе2. Этот статуарный прототип впервые был создан Фидием для изображения Зевса в Олимпии (437—
Вопрос о том, использовалась ли эта голова в Габиях для изображения императора в образе Юпитера Вероспи, все еще остается открытым. Реставрация Пьерантони уничтожила все следы туловища, на котором находилась голова, однако очертания ленточек, прикрепленных к венку (leminisci), которые, вероятно, спадали на плечи, пока не были собраны на торсе в результате современной реставрации, не исключают такую возможность.
Венком из дубовых листьев, изображенным здесь, обычно награждали ob cives servatos — тех, кто спасал жизнь римского гражданина. Август, положивший конец гражданской войне, заслужил его. Тиберий, который в юности часто одерживал победы на полях сражений, также удостоился этой почести. Однако дубовый венок из золота был и погребальным подношением — такой венок находится в Антикварии Мюнхенской резиденции.
На различных медальонах Домициана, Адриана и Антонина Пия на голове Юпитера Победителя или Капитолийского, изготовленном под влиянием статуи работы Фидия в Олимпии, изображен лавровый венок. С другой стороны, монеты из Элиды, датируемые приблизительно 430 г. до н. э. показывают, что статуя работы Фидия в Олимпии тоже украшена лавровым венком. Однако надпись (CIL VIII 6982 в коллекции Лувра), происходящая из Константины (известной римлянам как Цирта), описывает статую Юпитера Победителя, которая стояла на городском Капитолии, в венке из двадцати пяти дубовых листьев и пятнадцати желудей. Новое использование модели Вероспи, таким образом, является великолепным примером римской эклектики.
Дубовый венок — знак почести, погребальный дар или атрибут бога победы — никогда не встречается на прижизненных скульптурных или монетных портретах Тиберия. После смерти Августа Тиберий обратился к сенату с просьбой обожествить своего предшественника; по праву усыновления, Тиберий в таком случае оказывался divus filius (сыном бога), хотя сам никогда не был обожествлен. Тем не менее, после смерти Тиберий получил божественные почести в рамках общего культа императорской семьи, который поддерживался в правление Калигулы и Клавдия. Распространению этого культа способствовали неоднозначное толкование таких предметов, как дубовый венок, а также римская традиция изображать правителей с атрибутами богов без притязания на божественный статус. А для оправдания подобных изображений ссылались на преклонение перед эллинистическими шедеврами.
Тиберий Клавдий Нерон, сын Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзиллы, родился в 42 г. до н. э. Вскоре после этого его мать развелась с первым мужем, чтобы выйти замуж за Октавиана. Первый раз Тиберий женился в 16 г. до н. э. на Випсании Агриппине, дочери Агриппы, но после смерти Агриппы в 11 г. до н. э. Август заставил Тиберия жениться на своей дочери Юлии, вдове Агриппы. Несмотря на то, что Тиберий был прекрасным полководцем и достиг значительных дипломатических и военных успехов, он не добился расположения Августа. Рассерженный отношением императора, Тиберий удалился на Родос, где оставался с 6 г. до н. э. до 4 г. н. э., когда Августу, ранее усыновившему своих внуков Гая и Луция как своих наследников, после их смерти во 2 и 4 гг. н. э. пришлось усыновить Тиберия. После этого в 14 г. н. э. в порядке наследования Тиберий стал императором.
В первые годы своего правления Тиберий демонстрировал трепетное уважение к республиканским принципам. Но последние годы он провел на Капри, вдалеке от Рима, в окружении своего двора. Он оставался у власти вплоть до своей смерти, наступившей в 37 г. н. э. в Мизене (Капо-ди-Мизено).
Villa Borghese: i principi, le arti, la città dal Settecento all’ Ottocento. Villa Poniatowski, December 5, 2003 — March 21, 2004. Milan: Skira. Стр. 316—
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.