Портрет Тиберия
Белый мрамор.
Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.
Инв. №№ MR 663 / Ma 1239.Париж, Лувр

Портрет Тиберия.

Белый мрамор.
Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.
Инв. №№ MR 663 / Ma 1239.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Боргезе.
Происхождение:
Най­ден в Габи­ях воз­ле Рима в 1792 г. При­об­ре­тен в 1807 г. из кол­лек­ции Бор­ге­зе.

Описание:

19. Порт­рет Тибе­рия

Ок. 37 г. н. э.
Обна­ру­жен в Габи­ях воз­ле Рима, 1792 г.
Белый мра­мор. Высота: 57 см.
При­об­ре­тен в 1807 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Бор­ге­зе (MA 1239 — инв. MR 663).
Рестав­ра­то­ры: Дж. Пье­ран­то­ни (G. Pierantoni), 1792 г., и Дж. Л. Бар­те (G.-L. Barthe), 2003 г.

Этот порт­рет, обна­ру­жен­ный при тех же обсто­я­тель­ствах, что и бюст Сеп­ти­мия Севе­ра (кат. № 9), воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Авгу­стея на фору­ме (хра­ма, посвя­щен­но­го импе­ра­тор­ской семье).

В сво­ем ана­ли­зе порт­ре­тов Юли­ев-Клав­ди­ев, Д. Бошунг выде­ля­ет шесть раз­лич­ных прото­ти­пов изо­бра­же­ний Тибе­рия1. На этом порт­ре­те воло­сы заче­са­ны впе­ред с корот­кой чел­кой на лбу, состав­лен­ной из пря­мых и пра­виль­но лежа­щих локо­нов, кото­рые в цен­тре разде­ля­ют­ся на неболь­шую вил­ку. На левом и пра­вом кра­ях чел­ки пряди пере­кры­ва­ют друг дру­га подоб­но кле­щам. По это­му типу при­чес­ки порт­рет отно­сит­ся к кате­го­рии «Кья­ра­мон­ти»; этот тип, види­мо, суще­ст­во­вал уже во вре­ме­на Авгу­ста, но изготав­ли­вал­ся и в прав­ле­ние Тибе­рия и про­дол­жал исполь­зо­вать­ся после его смер­ти в посмерт­ных порт­ре­тах. Мас­сив­ный раз­мер голо­вы, иде­а­ли­зи­ро­ван­ные и отст­ра­нен­ные чер­ты лица, а так­же невы­ра­зи­тель­ные гла­за, — все это ука­зы­ва­ет на то, что порт­рет был изготов­лен после смер­ти Тибе­рия.

Сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми эта голо­ва очень напо­ми­на­ет голо­ву Тибе­рия, обна­ру­жен­ную в теат­ре Чер­ве­те­ри (рим­ский город Цере). Та голо­ва име­ет такую же тре­уголь­ную фор­му лица, широ­ко рас­став­лен­ные круг­лые гла­за, орли­ный нос (несмот­ря на серь­ез­ные повреж­де­ния), малень­кий, тща­тель­но очер­чен­ный рот со слег­ка выдаю­щей­ся верх­ней губой и высту­паю­щим под­бо­род­ком. Она увен­чи­ва­ла колос­саль­ную сидя­чую ста­тую, напо­ми­наю­щую изо­бра­же­ния Юпи­те­ра Веро­спи; театр укра­ша­ли и дру­гие импе­ра­тор­ские порт­ре­ты, в том чис­ле изо­бра­же­ние Клав­дия в такой же позе2. Этот ста­ту­ар­ный прото­тип впер­вые был создан Фиди­ем для изо­бра­же­ния Зев­са в Олим­пии (437—432 или 432—428 гг. до н. э.); он широ­ко исполь­зо­вал­ся в каче­стве образ­ца при изо­бра­же­нии рим­ских импе­ра­то­ров — напри­мер, Авгу­ста на гем­ме Авгу­ста в Вене, или дру­гой ста­туи Клав­дия, обна­ру­жен­ной в Боль­шой Леп­те.

Вопрос о том, исполь­зо­ва­лась ли эта голо­ва в Габи­ях для изо­бра­же­ния импе­ра­то­ра в обра­зе Юпи­те­ра Веро­спи, все еще оста­ет­ся откры­тым. Рестав­ра­ция Пье­ран­то­ни уни­что­жи­ла все следы туло­ви­ща, на кото­ром нахо­ди­лась голо­ва, одна­ко очер­та­ния лен­то­чек, при­креп­лен­ных к вен­ку (leminisci), кото­рые, веро­ят­но, спа­да­ли на пле­чи, пока не были собра­ны на тор­се в резуль­та­те совре­мен­ной рестав­ра­ции, не иск­лю­ча­ют такую воз­мож­ность.

Вен­ком из дубо­вых листьев, изо­бра­жен­ным здесь, обыч­но награж­да­ли ob cives servatos — тех, кто спа­сал жизнь рим­ско­го граж­да­ни­на. Август, поло­жив­ший конец граж­дан­ской войне, заслу­жил его. Тибе­рий, кото­рый в юно­сти часто одер­жи­вал победы на полях сра­же­ний, так­же удо­сто­ил­ся этой поче­сти. Одна­ко дубо­вый венок из золота был и погре­баль­ным под­но­ше­ни­ем — такой венок нахо­дит­ся в Анти­ква­рии Мюн­хен­ской рези­ден­ции.

На раз­лич­ных меда­льо­нах Доми­ци­а­на, Адри­а­на и Анто­ни­на Пия на голо­ве Юпи­те­ра Победи­те­ля или Капи­то­лий­ско­го, изготов­лен­ном под вли­я­ни­ем ста­туи работы Фидия в Олим­пии, изо­бра­жен лав­ро­вый венок. С дру­гой сто­ро­ны, моне­ты из Элиды, дати­ру­е­мые при­бли­зи­тель­но 430 г. до н. э. пока­зы­ва­ют, что ста­туя работы Фидия в Олим­пии тоже укра­ше­на лав­ро­вым вен­ком. Одна­ко над­пись (CIL VIII 6982 в кол­лек­ции Лув­ра), про­ис­хо­дя­щая из Кон­стан­ти­ны (извест­ной рим­ля­нам как Цир­та), опи­сы­ва­ет ста­тую Юпи­те­ра Победи­те­ля, кото­рая сто­я­ла на город­ском Капи­то­лии, в вен­ке из два­дца­ти пяти дубо­вых листьев и пят­на­дца­ти желудей. Новое исполь­зо­ва­ние моде­ли Веро­спи, таким обра­зом, явля­ет­ся вели­ко­леп­ным при­ме­ром рим­ской эклек­ти­ки.

Дубо­вый венок — знак поче­сти, погре­баль­ный дар или атри­бут бога победы — нико­гда не встре­ча­ет­ся на при­жиз­нен­ных скульп­тур­ных или монет­ных порт­ре­тах Тибе­рия. После смер­ти Авгу­ста Тибе­рий обра­тил­ся к сена­ту с прось­бой обо­же­ст­вить сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка; по пра­ву усы­нов­ле­ния, Тибе­рий в таком слу­чае ока­зы­вал­ся divus filius (сыном бога), хотя сам нико­гда не был обо­жест­влен. Тем не менее, после смер­ти Тибе­рий полу­чил боже­ст­вен­ные поче­сти в рам­ках обще­го куль­та импе­ра­тор­ской семьи, кото­рый под­дер­жи­вал­ся в прав­ле­ние Кали­гу­лы и Клав­дия. Рас­про­стра­не­нию это­го куль­та спо­соб­ст­во­ва­ли неод­но­знач­ное тол­ко­ва­ние таких пред­ме­тов, как дубо­вый венок, а так­же рим­ская тра­ди­ция изо­бра­жать пра­ви­те­лей с атри­бу­та­ми богов без при­тя­за­ния на боже­ст­вен­ный ста­тус. А для оправ­да­ния подоб­ных изо­бра­же­ний ссы­ла­лись на пре­кло­не­ние перед элли­ни­сти­че­ски­ми шедев­ра­ми.

Тибе­рий Клав­дий Нерон, сын Тибе­рия Клав­дия Неро­на и Ливии Дру­зил­лы, родил­ся в 42 г. до н. э. Вско­ре после это­го его мать раз­ве­лась с пер­вым мужем, чтобы вый­ти замуж за Окта­ви­а­на. Пер­вый раз Тибе­рий женил­ся в 16 г. до н. э. на Вип­са­нии Агрип­пине, доче­ри Агрип­пы, но после смер­ти Агрип­пы в 11 г. до н. э. Август заста­вил Тибе­рия женить­ся на сво­ей доче­ри Юлии, вдо­ве Агрип­пы. Несмот­ря на то, что Тибе­рий был пре­крас­ным пол­ко­вод­цем и достиг зна­чи­тель­ных дипло­ма­ти­че­ских и воен­ных успе­хов, он не добил­ся рас­по­ло­же­ния Авгу­ста. Рас­сер­жен­ный отно­ше­ни­ем импе­ра­то­ра, Тибе­рий уда­лил­ся на Родос, где оста­вал­ся с 6 г. до н. э. до 4 г. н. э., когда Авгу­сту, ранее усы­но­вив­ше­му сво­их вну­ков Гая и Луция как сво­их наслед­ни­ков, после их смер­ти во 2 и 4 гг. н. э. при­шлось усы­но­вить Тибе­рия. После это­го в 14 г. н. э. в поряд­ке насле­до­ва­ния Тибе­рий стал импе­ра­то­ром.

В пер­вые годы сво­его прав­ле­ния Тибе­рий демон­стри­ро­вал тре­пет­ное ува­же­ние к рес­пуб­ли­кан­ским прин­ци­пам. Но послед­ние годы он про­вел на Капри, вда­ле­ке от Рима, в окру­же­нии сво­его дво­ра. Он оста­вал­ся у вла­сти вплоть до сво­ей смер­ти, насту­пив­шей в 37 г. н. э. в Мизене (Капо-ди-Мизе­но).

Daniel Roger
1Boschung D. «Die Bildnistypen der julisch-claudischen Kaiserfamilie». Journal of Roman Archaeology, 1993, стр. 56—58.

2Giuliano A. Catalogo di ritratti romani del Museo profano lateranense. Vatican: Tipografia Poliglotta Vaticana, 1957.

Литература:
Kersauson K. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la République et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux. 1986. Стр. 162—163.

Villa Borghese: i principi, le arti, la città dal Settecento all’ Ottocento. Villa Poniatowski, December 5, 2003 — March 21, 2004. Milan: Skira. Стр. 316—317.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. С. 74—75, кат. № 19.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова бюст мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор коллекция боргезе дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья corona civica querquensis quercea желудь желуди жолудь жолуди glans инв № mr 663 ma 1239