Афродита, т. н. Харита
Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).Инв. № 607.Рим, Палатинский музей Фото: С. И. Сосновский

Афродита, т. н. Харита.

Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).
Инв. № 607.

Рим, Палатинский музей.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Происхождение:
Рим, Пала­тин, южная сто­ро­на двор­ца Тибе­рия, 1862 г.

Описание:

105. Афро­ди­та, так назы­вае­мая Хари­та.

Из рас­ко­пок Розы. Най­де­на в 1862 г. во двор­це Тибе­рия, напро­тив хра­ма Вели­кой Мате­ри. Выстав­лен­ная в Пала­тин­ском музее (Ghirardini 1881, n. 27), позд­нее хра­ни­лась в Нацио­наль­ном рим­ском музее.

Доло­ми­то­вый фасос­ский сред­не­зер­ни­стый мра­мор. Высота 130 см. Инв. № 607.

Ста­туя изо­бра­жа­ет изящ­ную Афро­ди­ту в лег­ком, слов­но про­зрач­ном, хитоне, пок­ры­ваю­щим ее строй­ное тело, соскольз­нув­шим с пра­во­го пле­ча и груди. Обыч­но счи­та­ет­ся, что этот тип Афро­ди­ты, с раз­лич­ны­ми вари­а­ци­я­ми поло­же­ния хито­на на пле­че — это извест­ный по мно­го­чис­лен­ным копи­ям фре­ж­юс­ский тип, име­ну­е­мый так­же лувр­ско-неа­по­ли­тан­ским, или Вене­рой Родо­на­чаль­ни­цей, кото­рый был создан по ори­ги­на­лу Кал­ли­ма­ха кон­ца V в. до н. э. При­ни­мая во вни­ма­ние место про­ис­хож­де­ния, счи­та­ет­ся, что эта ста­туя, похо­жая на Вене­ру Родо­на­чаль­ни­цу, хра­ни­лась в свя­ти­ли­ще хра­ма Вели­кой Мате­ри. Неко­то­рые счи­та­ли Хари­ту гре­че­ским ори­ги­на­лом, одна­ко чув­ст­вен­ное теп­ло форм и сужаю­ща­я­ся фигу­ра скло­ня­ют нас в поль­зу вер­сии о рим­ской рабо­те кон­ца элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Несмот­ря на то, что такое изо­бра­же­ние появ­ля­ет­ся на моне­тах импе­ра­три­цы Саби­ны, пред­ла­гае­мое обыч­но дати­ро­ва­ние адри­а­нов­ским вре­ме­нем не кажет­ся убеди­тель­ным. Более веро­ят­но, что это рим­ская обра­бот­ка кон­ца I в. до н. э.

Биб­лио­гра­фия: G. Henzen, Scavi palatini intrapresi per ordine di S. M. l’imperatore de’ Francesi, BullInst, 1862, p. 233; Museo Nazionale Romano, ed. A. Giuliano, I 1 (1981), p. 133 et seq. n. 96 (O. Vasori); Lexicon Iconographicum Mitologiae Classicae (LIMC), Zürich-München, II (1984), p. 36 et seq. n. 246, s. v. Aphrodite (A. Delivorrias et alii); M. A. Tomei, Sculture dal Palatino, in Archeologia a Roma. La materia e la tecnica nell’arte antica, ed. M. R. Di Mino, M. Bertinetti, Exhibition catalogue (Roma, April-December 1990), Rome, 1990; Archeologia a Roma, p. 122, n. 106 (D. Candilio); A. Delivorrias, Problémes de conséquence méthodologique et ambiguité iconographique, MEFRA, 103, 1991, p. 141; L. Todisco, La scultura greca del IV secolo a. C., Milan, 1993, p. 59, fig. 81.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1997 г. Описание: Tomei M. A. Museo Palatino. Electa, Milano, 1997, с. 127, кат. № 105.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae афродита aphrodite венера venus харита хариты charites грация грации gratia gratiae мрамор скульптор каллимах женская одежда хитон инв № 607