Высота 1,26 м, шир. 0,92 м, толщина 0,53 м.
CIL VI 30973 b.Инв. № NCE 3009.Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме Фото: И. А. Шурыгин
Основание статуи Мания Поблиция Илара.
Высота 1,26 м, шир. 0,92 м, толщина 0,53 м.
CIL VI 30973 b.
Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме.
Коллегия древоносцев Великой Идейской Матери богов и Аттиса Манию Поблицию Илару, торговцу жемчугом, пожизненному квинквенналу, который своей щедростью полностью заслужил, чтобы ему была поставлена статуя по их постановлению.
РИМ. РЕЗИДЕНЦИЯ РИМСКИХ ДРЕВОНОСЦЕВ И СВЯТИЛИЩЕ КИБЕЛЫ И АТТИСА (Bull. Comm. Arch., 1890, pp. 18—
Раскопки на Целийском холме в дальней части villa Casali, где сейчас стоит крупный военный госпиталь, привели к открытию необычайной важности. На свет были явлены руины резиденции римских древоносцев (dendrophori). Памятники древнего Рима почти не сохранили свидетельств об этих представителях фригийского культа, носивших Священное Древо в пышных религиозных процессиях, несмотря на то, что данный культ был весьма широко распространен: его празднества и мистические церемонии проводились со времен Клавдия и Отона до заката язычества, что подтверждается многочисленными эпиграфическими памятниками, включающими два алтаря в Ватикане.
В результате раскопок было обнаружено прямоугольное помещение
M(anio) Poblicio Hilaro / margaritario / collegium dendrophorum / Matris deum M(agnae) I(daeae) et Attis / quinq(uennali) p(er)p(etuo) quod cumulata / omni erga se benignitate / meruisset cui statua ab eis / decreta poneretur
Оно имело 1,28 м в высоту и 96 см в ширину. Красивый шрифт и хороший язык, а также использование формы Poblicius вместо Publicius, могли бы указывать на то, что памятник был создан не позднее эпохи Адриана, а возможно даже ранее, — если бы не обнаруженная рядом бородатая голова статуи. Надпись позволяет предположить, что и другая табличка, найденная ранее, относилась к данному зданию: это посвящение Сильвану от Поблиция (CIL VI, 641):
Magno et Harmoniano Dendrophoris M D M de suo fecit.
Без сомнения, эта надпись располагалась в нише, где стояла статуя Сильвана, лесного божества, прототипа дендрофоров. Видимо, Поблиций Илар являлся основным покровителем и жертвователем сообщества: на его средства была построена базилика, примыкавшая к его дому, а возможно и весь комплекс зданий, украшенный скульптурой. В благодарность дендрофоры поставили ему статую, от которой сохранилась только голова. Судя по ней, Илар был сорокалетним мужчиной с короткой кудрявой бородой и шевелюрой, массивными нависающими бровями, большими глазами и вдумчивым взглядом. Уровень исполнения весьма хорош, портрет натуралистичен. Напротив этой статуи в небольшом сохранившемся углублении украшала фонтан фигура юного сатира. (Фонтан, предположительно, служил для омовения рук. Статуя юного сатира без головы, сидящего на скале с ящерицей в руке, была обнаружена неподалеку в 1888 г. Вода вытекала через отверстие в мраморном бурдюке; чаша фонтана была выполнена из черного мрамора: Bull. Comm. Arch. 1889, p. 493 —
На полу в дверном проеме мозаикой были выложены четыре отпечатка стоп: два, обращенные вперед, и два — назад. Известно несколько подобных изображений человеческих следов, но in situ они были обнаружены впервые. Видимо, они символизируют дорогу и возвращение, itus reditus.
Особый интерес представляет напольная мозаика. На ней представлены символические изображения животных и птиц, сгруппированные по кругу вокруг центра, представленного древком копья и венком, на котором сидит сова, символ Кибелы. Животные таковы: два льва (возможно, львицы), бык, скорпион, козел, олень, змея, ворона и голубь, сидящий на ветви лавра. Все они, должно быть, занимали определенное место во фригийском символизме, хотя символическое значение известно только для скорпиона, льва, вороны и змеи.
Ранней весной раскопки были возобновлены и привели к открытию лестницы из 12 ступеней в восточной части преддверия, которая, видимо, вела в базилику Илария. Была также раскопана часть базилики, пол которой был украшен мозаичным геометрическим орнаментом, частью сохранившимся, частью разрушенным в античные времена и в ходе современного строительства.
Francesco Diosono. NOTE SULL’ARBOR SANCTA A URSO E ROMA (HABIS 37 (2006), pp. 393—
В 1889 г. во время строительства военного госпиталя на вершине Целийского холма были обнаружены остатки здания, которое сразу идентифицировали по надписи на напольной мозаике и по двум эпиграфам как базилику Илария (Basilica Hilariana), принадлежавшую древоносцам (дендрофорам). Считалось, что базилика была построена Манием Поблицием Иларом в начале II в. н. э.
Повторные раскопки базилики в 1987—
Базилика Илария, как вместилище Arbor Sancta, ориентирована с запада на восток и была расположена на террасе, которая непосредственно сообщалась с античной via di Crinale на Целии. Она представляла собой полугипогей и имела второй этаж на уровне улицы. От нижнего этажа остался мощеный пол. С нижнего этажа можно было выйти к подножию холма.
Базилика находилась в месте, очень важном в топографическом отношении, между совр. Via Celimontana и vicus Capitis Africae. К ней примыкала арка Гонория IV—
Судя по характеру кладки, базилика была построена в середине II в. н. э. на фундаменте более раннего здания, изучить который не удалось. Просторное помещение, раскопанное ранее, было определено как портик, тогда как несколько служебных помещений имели антресоли на консолях из травертина. В III в. комплекс претерпел масштабную реконструкцию, имевшую целью более эффективного использования доступных площадей и придания зданию более монументального вида. Реконструкция отражала период процветания религиозного сообщества, занимавшего здание, который продолжался по крайней мере до конца IV — начала V в. и, вероятно, закончился с конфискацией собственности дендрофоров Гонорием в 415 г. С этого времени здание начало ветшать. Его заняли мастерские ремесленников. В VI в. оно было заброшено, а в 618 г. окончательно разрушено землетрясением.
2. Am. J. Arch. and Hist. of the Fine Arts. 1890, V. VI, p. 229—
3. Francesco Diosono. Note sull’Arbor Sancta a Urso e Roma. HABIS 372006, p. 393—