Основание статуи Мания Поблиция Илара
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
Высота 1,26 м, шир. 0,92 м, толщина 0,53 м.
CIL VI 30973 b.
Инв. № NCE 3009.Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме Фото: И. А. Шурыгин

Основание статуи Мания Поблиция Илара.

Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
Высота 1,26 м, шир. 0,92 м, толщина 0,53 м.
CIL VI 30973 b.
Инв. № NCE 3009.

Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме.

Происхождение:
Терри­то­рия воен­но­го гос­пи­та­ля на Целий­ском хол­ме, Рим. Хра­нит­ся в Анти­ква­ри­уме Капи­то­лий­ских музеев на Целий­ском хол­ме.

Описание:
M(anio) Poblicio Hilaro / margaritario / collegium dendrophorum / Matris deum M(agnae) I(daeae) et Attis / quinq(uennali) p(er)p(etuo) quod cumulata / omni erga se benignitate / meruisset cui statua ab eis / decreta poneretur.

Кол­ле­гия дре­во­нос­цев Вели­кой Идей­ской Мате­ри богов и Атти­са Манию Побли­цию Ила­ру, тор­гов­цу жем­чу­гом, пожиз­нен­но­му квин­квен­на­лу, кото­рый сво­ей щед­ро­стью пол­но­стью заслу­жил, чтобы ему была постав­ле­на ста­туя по их поста­нов­ле­нию.

РИМ. РЕЗИДЕНЦИЯ РИМСКИХ ДРЕВОНОСЦЕВ И СВЯТИЛИЩЕ КИБЕЛЫ И АТТИСА (Bull. Comm. Arch., 1890, pp. 18—25).

Рас­коп­ки на Целий­ском хол­ме в даль­ней части villa Casali, где сей­час сто­ит круп­ный воен­ный гос­пи­таль, при­ве­ли к откры­тию необы­чай­ной важ­но­сти. На свет были явле­ны руи­ны рези­ден­ции рим­ских дре­во­нос­цев (dendrophori). Памят­ни­ки древ­не­го Рима почти не сох­ра­ни­ли свиде­тельств об этих пред­ста­ви­те­лях фри­гий­ско­го куль­та, носив­ших Свя­щен­ное Дре­во в пыш­ных рели­ги­оз­ных про­цес­си­ях, несмот­ря на то, что дан­ный культ был весь­ма широ­ко рас­про­стра­нен: его празд­не­ства и мисти­че­ские цере­мо­нии про­во­ди­лись со вре­мен Клав­дия и Ото­на до зака­та язы­че­ства, что под­твер­жда­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми эпи­гра­фи­че­ски­ми памят­ни­ка­ми, вклю­чаю­щи­ми два алта­ря в Вати­кане.

В резуль­та­те рас­ко­пок было обна­ру­же­но пря­мо­уголь­ное поме­ще­ние 3 × 2,5 м с кир­пич­ны­ми сте­на­ми, пол кото­ро­го был покрыт моза­и­кой из чер­ных и белых куби­че­ских тес­сер с изо­бра­же­ни­я­ми живот­ных и птиц, а так­же над­пи­сью INTRANTIBVS NIC DEOS I PROPITIOS ET BASILICAE HILARIANAE. Таким обра­зом, поме­ще­ние слу­жи­ло про­хо­дом в бази­ли­ку Ила­рия. У левой сте­ны сто­я­ло круп­ное мра­мор­ное осно­ва­ние с над­пи­сью:

M(anio) Poblicio Hilaro / margaritario / collegium dendrophorum / Matris deum M(agnae) I(daeae) et Attis / quinq(uennali) p(er)p(etuo) quod cumulata / omni erga se benignitate / meruisset cui statua ab eis / decreta poneretur

Оно име­ло 1,28 м в высоту и 96 см в шири­ну. Кра­си­вый шрифт и хоро­ший язык, а так­же исполь­зо­ва­ние фор­мы Poblicius вме­сто Publicius, мог­ли бы ука­зы­вать на то, что памят­ник был создан не позд­нее эпо­хи Адри­а­на, а воз­мож­но даже ранее, — если бы не обна­ру­жен­ная рядом боро­да­тая голо­ва ста­туи. Над­пись поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что и дру­гая таб­лич­ка, най­ден­ная ранее, отно­си­лась к дан­но­му зда­нию: это посвя­ще­ние Силь­ва­ну от Побли­ция (CIL VI, 641):

Sylvano Dendrophoro sacrum / M. Poblicius Hilarus margar qq pp cum liberis /
Magno et Harmoniano Dendrophoris M D M de suo fecit.

Без сомне­ния, эта над­пись рас­по­ла­га­лась в нише, где сто­я­ла ста­туя Силь­ва­на, лес­но­го боже­ства, прото­ти­па денд­ро­фо­ров. Види­мо, Побли­ций Илар являл­ся основ­ным пок­ро­ви­те­лем и жерт­во­ва­те­лем сооб­ще­ства: на его сред­ства была пост­ро­е­на бази­ли­ка, при­мы­кав­шая к его дому, а воз­мож­но и весь ком­плекс зда­ний, укра­шен­ный скульп­ту­рой. В бла­го­дар­ность денд­ро­фо­ры поста­ви­ли ему ста­тую, от кото­рой сох­ра­ни­лась толь­ко голо­ва. Судя по ней, Илар был соро­ка­лет­ним муж­чи­ной с корот­кой куд­ря­вой боро­дой и шеве­лю­рой, мас­сив­ны­ми нави­саю­щи­ми бро­вя­ми, боль­ши­ми гла­за­ми и вдум­чи­вым взглядом. Уро­вень испол­не­ния весь­ма хорош, порт­рет нату­ра­ли­сти­чен. Напро­тив этой ста­туи в неболь­шом сох­ра­нив­шем­ся углуб­ле­нии укра­ша­ла фон­тан фигу­ра юно­го сати­ра. (Фон­тан, пред­по­ло­жи­тель­но, слу­жил для омо­ве­ния рук. Ста­туя юно­го сати­ра без голо­вы, сидя­ще­го на ска­ле с яще­ри­цей в руке, была обна­ру­же­на непо­да­ле­ку в 1888 г. Вода выте­ка­ла через отвер­стие в мра­мор­ном бур­дю­ке; чаша фон­та­на была выпол­не­на из чер­но­го мра­мо­ра: Bull. Comm. Arch. 1889, p. 493 — И. Ш.).

На полу в двер­ном про­еме моза­и­кой были выло­же­ны четы­ре отпе­чат­ка стоп: два, обра­щен­ные впе­ред, и два — назад. Извест­но несколь­ко подоб­ных изо­бра­же­ний чело­ве­че­ских сле­дов, но in situ они были обна­ру­же­ны впер­вые. Види­мо, они сим­во­ли­зи­ру­ют доро­гу и воз­вра­ще­ние, itus reditus.

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ет наполь­ная моза­и­ка. На ней пред­став­ле­ны сим­во­ли­че­ские изо­бра­же­ния живот­ных и птиц, сгруп­пи­ро­ван­ные по кру­гу вокруг цен­тра, пред­став­лен­но­го древ­ком копья и вен­ком, на кото­ром сидит сова, сим­вол Кибе­лы. Живот­ные тако­вы: два льва (воз­мож­но, льви­цы), бык, скор­пи­он, козел, олень, змея, воро­на и голубь, сидя­щий на вет­ви лав­ра. Все они, долж­но быть, зани­ма­ли опре­де­лен­ное место во фри­гий­ском сим­во­лиз­ме, хотя сим­во­ли­че­ское зна­че­ние извест­но толь­ко для скор­пи­о­на, льва, воро­ны и змеи.

Ран­ней вес­ной рас­коп­ки были воз­об­нов­ле­ны и при­ве­ли к откры­тию лест­ни­цы из 12 сту­пе­ней в восточ­ной части пред­две­рия, кото­рая, види­мо, вела в бази­ли­ку Ила­рия. Была так­же рас­ко­па­на часть бази­ли­ки, пол кото­рой был укра­шен моза­ич­ным гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том, частью сох­ра­нив­шим­ся, частью раз­ру­шен­ным в антич­ные вре­ме­на и в ходе совре­мен­но­го стро­и­тель­ства.

Bull. Comm. Arch., 1890, с. 18—25

Francesco Diosono. NOTE SULL’ARBOR SANCTA A URSO E ROMA (HABIS 37 (2006), pp. 393—396).

В 1889 г. во вре­мя стро­и­тель­ства воен­но­го гос­пи­та­ля на вер­шине Целий­ско­го хол­ма были обна­ру­же­ны остат­ки зда­ния, кото­рое сра­зу иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли по над­пи­си на наполь­ной моза­и­ке и по двум эпи­гра­фам как бази­ли­ку Ила­рия (Basilica Hilariana), при­над­ле­жав­шую дре­во­нос­цам (денд­ро­фо­рам). Счи­та­лось, что бази­ли­ка была пост­ро­е­на Мани­ем Побли­ци­ем Ила­ром в нача­ле II в. н. э.

Повтор­ные рас­коп­ки бази­ли­ки в 1987—1989 годах име­ли целью изу­чить все зда­ние в целом, одна­ко огра­ни­чи­лись лишь пло­ща­дью 30 × 35 м. Они не затро­ну­ли запад­ную часть, где, по мне­нию Pavolini, дол­жен был нахо­дить­ся храм кол­ле­гии. Не были так­же опре­де­ле­ны наруж­ные сте­ны ком­плек­са. Рядом с пред­две­ри­ем была обна­ру­же­на квад­рат­ная в плане струк­ту­ра, выпол­нен­ная в opus latericium, кото­рую иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли как свя­ти­ли­ще Атти­са и место хра­не­ния Свя­щен­но­го Дре­ва (Arbor Sancta), что, по мне­нию Carignani, не соот­вет­ст­во­ва­ло струк­ту­ре хра­ма Вели­кой Мате­ри в Остии.

Бази­ли­ка Ила­рия, как вме­сти­ли­ще Arbor Sancta, ори­ен­ти­ро­ва­на с запа­да на восток и была рас­по­ло­же­на на тер­ра­се, кото­рая непо­сред­ст­вен­но сооб­ща­лась с антич­ной via di Crinale на Целии. Она пред­став­ля­ла собой полу­ги­по­гей и име­ла вто­рой этаж на уровне ули­цы. От ниж­не­го эта­жа остал­ся моще­ный пол. С ниж­не­го эта­жа мож­но было вый­ти к под­но­жию хол­ма.

Бази­ли­ка нахо­ди­лась в месте, очень важ­ном в топо­гра­фи­че­ском отно­ше­нии, меж­ду совр. Via Celimontana и vicus Capitis Africae. К ней при­мы­ка­ла арка Гоно­рия IV—V вв. н. э. Это была зона про­стор­ных рос­кош­ных домов (domus) сена­тор­ских ари­сто­кра­тов, кото­рые, воз­мож­но, наме­рен­но рас­по­ла­га­ли свои рези­ден­ции вбли­зи Arbor Sacra, важ­но­го куль­то­во­го места.

Судя по харак­те­ру клад­ки, бази­ли­ка была пост­ро­е­на в середине II в. н. э. на фун­да­мен­те более ран­не­го зда­ния, изу­чить кото­рый не уда­лось. Про­стор­ное поме­ще­ние, рас­ко­пан­ное ранее, было опре­де­ле­но как пор­тик, тогда как несколь­ко слу­жеб­ных поме­ще­ний име­ли антре­со­ли на кон­со­лях из тра­вер­ти­на. В III в. ком­плекс пре­тер­пел мас­штаб­ную рекон­струк­цию, имев­шую целью более эффек­тив­но­го исполь­зо­ва­ния доступ­ных пло­ща­дей и при­да­ния зда­нию более мону­мен­таль­но­го вида. Рекон­струк­ция отра­жа­ла пери­од про­цве­та­ния рели­ги­оз­но­го сооб­ще­ства, зани­мав­ше­го зда­ние, кото­рый про­дол­жал­ся по край­ней мере до кон­ца IV — нача­ла V в. и, веро­ят­но, закон­чил­ся с кон­фис­ка­ци­ей соб­ст­вен­но­сти денд­ро­фо­ров Гоно­ри­ем в 415 г. С это­го вре­ме­ни зда­ние нача­ло вет­шать. Его заня­ли мастер­ские ремес­лен­ни­ков. В VI в. оно было забро­ше­но, а в 618 г. окон­ча­тель­но раз­ру­ше­но зем­ле­тря­се­ни­ем.

Francesco Diosono. Note sull’Arbor Sancta a Urso e Roma. HABIS 372006, с. 393—396.

Литература:
1. Bullettino della Commissione Archeologica Comunale di Roma, 1890, p.18—22.
2. Am. J. Arch. and Hist. of the Fine Arts. 1890, V. VI, p. 229—230.
3. Francesco Diosono. Note sull’Arbor Sancta a Urso e Roma. HABIS 372006, p. 393—396.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Пер. с лат., англ. и итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia греческая мифология mythologia graeca кибела кибелы великая мать богиня-мать cybele cybebe kybele magna mater римская римские посвятительная с посвящением аттис аттиса attis лунский лунийский каррарский мрамор marmor lunensis база пьедестал статуи маний поблиций илар хилар гилар manius poblicius hilarus cybela dendrophori basilica hilariana дендрофор дендрофоры древоносец древоносцы базилика илара cil vi 30973 b manio poblicio hilaro margaritario collegium dendrophorum matris deum magnae idaeae et quinquennali perpetuo quod cumulata omni erga se benignitate meruisset cui statua ab eis decreta poneretur инв № nce 3009