Ок. 30—10 BCE.
95,25 × 67,77 см.Инв. № 1858,0819.2.Лондон, Британский музей Фото: Роджер Б. Ульрих
Надгробный рельеф Луция Антистия Саркулона и его жены Антистии Плутии.
Ок. 30—10 BCE.
95,25 × 67,77 см.
Лондон, Британский музей.
Lucius Antistius Cnaei filius Horatia Sarculo / salius Albanus idem magister saliorum // Antistia / Luci liberta Plutia // Rufus libertus Anthus libertus imagines de suo fecerunt patrono et patronae pro meritis / eorum
Луций Антистий Саркулон, сын Гнея, из Горациевой трибы, альбанский салий, он же магистр салиев. Антистия Плутия, вольноотпущенница Луция. Вольноотпущенник Руф, вольноотпущенник Ант сделали изображения своим патрону и патроне за их заслуги.
Lucius Antestius Cnaei filius Horatia / Sarculo salius Albanus / Antestia Luci liberta Plutia / Fufia Publi filia Tertia soror / Lucius Antestius Luci libertus Quinctio / Lucius Antistius Luci libertus Rufus Lucius Antistius Luci |mulieris libertus Thamyrus / Lucius Antistius Luci |mulieris libertus Anthus Lucius Antistius Luci libertus Eros Cappadoxs(!)
Луций Антистий Саркулон, сын Гнея, из Горациевой трибы, альбанский салий; Антистия Плутия, вольноотпущенница Луция; Фуфия Терция, дочь Публия, сестра; Луций Антистий Квинктион, вольноотпущенник Луция; Луций Антистий Руф, вольноотпущенник Луция; Луций Антистий Тамир, вольноотпущенник Луция и женщины; Луций Антистий Ант, вольноотпущенник Луция и женщины; Луций Антистий Эрот Каппадокиец, вольноотпущенник Луция.
Мраморный погребальный рельеф (первоначально часть надгробного памятника) Луция Антистия Саркулона, главы альбанской коллегии салиев, и его жены и вольноотпущенницы Антистии Плутии. Рельеф был посвящен двумя вольноотпущенниками, Руфом и Антом, в знак признания благодеяний своего патрона.
Антистий Саркулон был членом коллегии салиев. Рельеф был посвящен двумя вольноотпущенниками в честь их патронов. Обратите внимание на небольшой узел волос, или nodus, на лбу Антистии Плутии. Прическа аналогична современным портретам Ливии, жены Августа. Рельеф датируется концом первого столетия до н. э. (ок. 30—
Рельеф с портретами Антистия Саркулона и Антистии Плутии, установленный двумя их вольноотпущенниками. Внутри скульптурной рамки две глубокие круглые ниши с портретными бюстами в высоком рельефе. Слева бюст старика, с редкими волосами, впавшими щеками, плотно сжатыми губами и ярко выраженной индивидуальностью. Справа бюст пожилой женщины, также имеющий характерные особенности. Ее волосы уложены над ушами назад, и от затылка до макушки, по моде III в. н. э. Уши имеют отверстия для металлических серег. Каждая ниша обрамлена лавровым венком и выполнена в форме раковины. Между ними расположен вертикально жезл (?) с рельефными лавровыми листьями, перевязанный в середине двумя шнурами. В каждом антрвольте вокруг медальонов находится розетка. Внизу табличка с рамкой и с крыльями на концах, содержащая надпись о том, что Антистий был главой альбанской коллегии жрецов-салиев.
Нос Антистия сначала был реставрирован, но затем реставрация была удалена. Ок. 1510 г. рельеф был вмонтирован в стену дома в Трастевере. В 1545 г. он был в коллекции Бруто делла Валле; отсюда, очевидно, он был передан в коллекцию Палаццо делла Валле-Капраника, но если такая передача и была, рельеф не был включен в продажу коллекции делла Валле кардиналу Фердинандо де Медичи в 1584 г. В 1801 г. рельеф находился в коллекции лорда Бессборо в Рохамптоне. Приобретен Британским музеем в 1858 г.
На могильной плите в глубоком рельефе выполнены портретные бюсты жреца альбанских салиев и его жены с посвящением внизу. Помимо этой была еще надпись, более полная, содержащая имена четырех других членов семьи.
Рельеф очень высокого качества. Другая надпись (CIL VI 2171), ныне утраченная и происходящая, по всей видимости, от этого же памятника, сообщает, что вольноотпущенники Руф и Ант были похоронены вместе со своим бывшим хозяином Антистием Саркулоном и его женой Плавтией, и другими вольноотпущенниками семьи, в том же самом погребении. Антистий был членом не римской, а местной коллегии салиев в Альбе (менее почётной)1. В этой надписи IDEM соединяет два разных определения одного человека. Это может быть переведено как «аналогично, также, все равно, с другой стороны, вместе с тем».
Альбанские салии — коллегия салиев, или жрецов Марса, названных так по Альбанской горе, месту их резиденции. Они жили общиной и образовывали коллегию, которую возглавлял магистр, работа которого заключалась в проведении песнопений гимна салиев.
Текст описания, библиография: http://www.britishmuseum.org.
© 1904 г. Описание (1): Smith 1904: A. H. Smith, A catalogue of sculpture in the Department of Greek and Roman antiquities (London 1904), vol. III, 289—290.
© 1969 г. Описание (2): Sandys 1969: J. E. Sandys, Latin Epigraphy: An Introduction to the Study of Latin Inscriptions (CUP, Cambridge 1969), 70—71.
© 1975 г. Описание (3): Zanker 1975: P. Zanker, “Grabreliefs römischer Freigelassener”, JdI 90 (1975), 267—315 [этот рельеф на с. 296—298, илл. 34].
© 2007 г. Описание (4): Rüpke 2007: J. Rüpke, Religion of the Romans (Polity, Cambridge 2007), 225—226.