Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами
Лунский мрамор. 220—270 гг. н. э.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами.

Лунский мрамор. 220—270 гг. н. э.

Салерно, Кафедральный собор.

Происхождение:
Кам­па­ния (мест­ная работа).

Описание:
Дио­ни­сий­ский сар­ко­фаг с кен­тав­ра­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми круг­лый меда­льон.

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, кафед­раль­ный собор, атрий, север­ная сто­ро­на.
Про­ис­хож­де­ние: мест­ное.
Мате­ри­ал: лун­ский мра­мор.

Состо­я­ние.

Сар­ко­фаг: поверх­ность повреж­де­на. На тор­цах сох­ра­ни­лись следы скоб. Декор на мно­гих участ­ках фраг­мен­ти­ро­ван: утра­че­ны ноги и руки кен­тав­ров и лица фигур; порт­ре­ты покой­ных в меда­льоне частич­но стер­ты; фраг­мен­ти­ро­ва­ны фигур­ки в мини­а­тюр­ных сце­нах. Крыш­ка: антич­ная, но от дру­го­го сар­ко­фа­га. Сза­ди раз­би­та, отсут­ст­ву­ю­щие части вос­пол­не­ны цемент­ным рас­т­во­ром. Поверх­ность со ско­ла­ми. На фрон­таль­ной сто­роне сох­ра­ни­лись три гнезда для ручек. На левом тим­пане следы долота. В позд­нее вре­мя на цен­траль­ную часть крыш­ки была нане­се­на длин­ная над­пись готи­че­ским шриф­том:

HIC IACET CORPUS SAPIENTISSIMI VIRI IUDICIS BENEDICTI
ROTUNDI DE SALERNO IURISPERITI, QUI OBIIT ANNO DNI M-
CCCCXXVII DIE VIII MENSIS NOVEMBRIS VI IND. QUOD
TUMULUM FUIT SIBI CONCESSUM, NEC POTEST ALTRI CONCEDI,
ET IN EO NON DEBETUR ALIUS SEPELIRI. CUIUS ANIMA REQUIE-
SCAT IN PACE. AMEN.
ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ ТЕЛО УЧЕНЕЙШЕГО МУЖА, СУДЬИ БЕНЕДИКТА РОТУНДА ИЗ САЛЕРНО, СВЕДУЩЕГО В ЗАКОНАХ, КОТОРЫЙ УМЕР В ГОД 1427 ОТ РОЖДЕСТВА ГОСПОДНЯ, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ НОЯБРЯ. ГРОБНИЦА ЖЕ, КОТОРУЮ ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ СЕБЯ, НЕ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ К ДРУГИМ, И В НЕЙ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОХОРОНЕН КТО-ЛИБО ДРУГОЙ. ДА ПОКОИТСЯ ДУША ЕГО С МИРОМ. АМИНЬ.

По обе­им сто­ро­нам от над­пи­си поверх­ность была углуб­ле­на, и на ней были рас­по­ло­же­ны изо­бра­же­ния семей­но­го гер­ба покой­но­го (0,35 × 0,26 м): лен­та наис­кось с тре­мя кру­га­ми; еще один такой же герб был раз­ме­щен в цен­тре про­ти­во­по­лож­но­го ска­та крыш­ки.

Опи­са­ние:

a. Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы, фрон­таль­ная сто­ро­на свер­ху и сни­зу огра­ни­че­на листе­ля­ми и несет изо­бра­же­ние двух про­цес­сий кен­тав­ров-кли­пе­о­фо­ров (несу­щих clipeus— меда­льон в фор­ме щита — И. Ш.). Ком­по­зи­ция выст­ро­е­на по пира­мидаль­ной схе­ме: сле­ва изо­бра­жен Дио­нис на биге, обра­щен­ный к зри­те­лю, с накид­кой, спа­даю­щей с пле­ча по бокам до стоп. Бог пред­став­лен в одном из рас­про­стра­нен­ных ико­но­гра­фи­че­ских вари­ан­тов: он име­ет жен­ст­вен­ный вид, его длин­ные воло­сы впле­те­ны в венец из вино­град­ной лозы. В пра­вой части релье­фа изо­бра­жен Геракл на биге с обна­жен­ным мощ­ным муску­ли­стым тор­сом. Льви­ная шку­ра, пок­ры­ваю­щая его голо­ву, завя­за­на узлом на шее и спа­да­ет вниз. Рядом с Дио­ни­сом виден про­филь флей­тист­ки (tibicina), оде­той в туни­ку с накид­кой, обра­зу­ю­щей дугу над голо­вой. Сле­ва от Герак­ла сто­ит сатир, раз­вер­ну­тый фрон­таль­но к зри­те­лю и пока­зан­ный до середи­ны тор­са. Боро­да­тые кен­тав­ры в льви­ных шку­рах, завя­зан­ных узлом на шее, ска­чут гало­пом; на их спи­нах в сед­лах сидят пут­ти. Вто­рая пара кен­тав­ров несет меда­льон в виде щита (clipeus). Они без­бо­ро­ды, ниж­ние части их тел едва обо­зна­че­ны низ­ким релье­фом, тогда как верх­ние выпол­не­ны высо­ким релье­фом. На муску­ли­стой груди каж­до­го кен­тав­ра-кли­пе­о­фо­ра закреп­ле­на застеж­кой накид­ка, пок­ры­ваю­щая спи­ну. Их голо­вы с пыш­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми (типич­ный «Flammenhaarstil») обра­ще­ны нару­жу, в сто­ро­ны от меда­льо­на.

На спине пра­во­го кен­тав­ра сидит пут­ти, а над левым кен­тав­ром пор­ха­ет эрот с кол­ча­ном. По обе­им сто­ро­нам от меда­льо­на свер­ху изо­бра­же­ны пут­ти. Меда­льон с порт­ре­та­ми покой­ных име­ет вогну­тую поверх­ность. Супру­га оде­та в туни­ку, ее пле­чи пок­ры­ты накид­кой, вью­щи­е­ся воло­сы собра­ны на затыл­ке, а две пряди спус­ка­ют­ся по сто­ро­нам вдоль шеи. Супруг одет в тогу со мно­же­ст­вом скла­док.

Под пира­мидаль­ной ком­по­зи­ци­ей раз­ме­ще­на мини­а­тюр­ная сце­на борь­бы Эрота и Пана, кото­рые рас­по­ла­га­ют­ся по сто­ро­нам от сто­я­ще­го в цен­тре сто­ли­ка. Рядом вид­ны мел­кие живот­ные, пан­те­ры, птич­ки, ска­чу­щие эроты; на зем­ле лежит дио­ни­сий­ская мас­ка.

На боко­вых сто­ро­нах сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны мас­сив­ные лав­ро­вые гир­лян­ды; в цен­тре рас­по­ло­же­ны розет­ки, а по кра­ям — пиляст­ры с кан­не­лю­ра­ми или сти­ли­зо­ван­ные факе­лы, объ­еди­нен­ные разо­рван­ной лен­той. Пра­вая розет­ка состав­ле­на из вью­щих­ся лав­ро­вых листьев, а левая — из шести заост­рен­ных лепест­ков.

b. Крыш­ка выпол­не­на в виде дву­скат­ной кры­ши. В ее тим­па­нах раз­ме­ще­ны изо­бра­же­ния кры­ла­той голо­вы Меду­зы.

В 1424 г. в этом мону­мен­таль­ном сар­ко­фа­ге был погре­бен знат­ный чело­век, Бенедет­то Ротун­до, о чем свиде­тель­ст­ву­ют гер­бы и над­пись на крыш­ке.

Дан­ный экзем­пляр вхо­дит в груп­пу дио­ни­сий­ских сар­ко­фа­гов с кор­те­жем кен­тав­ров или Ник, несу­щих меда­льон в при­сут­ст­вии Дио­ни­са, Герак­ла или Ари­ад­ны. Подоб­ные сар­ко­фа­ги были рас­про­стра­не­ны начи­ная с кон­ца II в. н. э. вплоть до кон­ца III в. н. э. Matz насчи­тал в раз­ных музе­ях мира 18 экзем­пля­ров с подоб­ной ико­но­гра­фи­че­ской схе­мой, раз­ли­чаю­щих­ся в дета­лях. Сна­ча­ла ком­по­зи­ция кор­те­жа была пря­мо­ли­ней­ной, но позд­нее она при­об­ре­ла пира­мидаль­ную фор­му. R. Turcan счи­та­ет, что послед­ний вари­ант был широ­ко рас­про­стра­нен при­мер­но в 220—250 годах н. э. и при­во­дит в каче­стве при­ме­ров лувр­ский и салерн­ский сар­ко­фа­ги. Наи­бо­лее близ­кие к ним по сти­лю и типо­ло­гии экзем­пля­ры нахо­дят­ся в Риме на вил­ле Бор­ге­зе (со сход­ной мини­а­тюр­ной схе­мой), во Фло­рен­ции на вил­ле ла Пьет­ра, в Лув­ре (с похо­жим изо­бра­же­ни­ем порт­ре­тов покой­ных), в Потс­да­ме и в Окс­фор­де (с такой же сце­ной борь­бы Эрота и Пана), а так­же в Филиппвил­ле. К дан­ной серии сле­ду­ет доба­вить сар­ко­фаг из Остии, на упро­щен­ных релье­фах кото­ро­го отсут­ст­ву­ют биги, а в меда­льоне поме­ще­на вол­чи­ца с близ­не­ца­ми; этот сар­ко­фаг с низ­ким релье­фом отли­ча­ет­ся гру­бой работой и пло­хим сти­лем.

По мне­нию R. Turcan’a, салерн­ский рельеф отра­жа­ет завер­шаю­щую фазу про­цес­са поис­ка сим­мет­рии фигур и, в то же вре­мя, кон­тра­ста меж­ду дву­мя застыв­ши­ми боко­вы­ми фигу­ра­ми и нахо­дя­щи­ми­ся в дви­же­нии цен­траль­ны­ми фигу­ра­ми кен­тав­ров. Matz счи­та­ет, что салерн­ский сар­ко­фаг, как и два неа­по­ли­тан­ских (один — из Нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го музея, дру­гой — из церк­ви S. Restituta) были сде­ла­ны в одной и той же кам­пан­ской мастер­ской. На осно­ва­нии сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей мы счи­та­ем воз­мож­ным вклю­чить в эту груп­пу релье­фов мест­но­го про­из­вод­ства и салерн­ский сар­ко­фаг с Дио­ни­сом на пан­те­ре, в кото­ром так­же реа­ли­зо­ван фрон­таль­ный тип ком­по­зи­ции, отли­чаю­щей­ся гео­мет­риз­мом, и при­сут­ст­ву­ет мини­а­тюр­ная сце­на. Самым зна­чи­мым кри­те­ри­ем при­над­леж­но­сти к мест­ной мастер­ской явля­ет­ся сход­ство релье­фов тор­цо­вых поверх­но­стей с сар­ко­фа­гом с изо­бра­же­ни­ем мифа об Иппо­ли­те, хра­ня­щем­ся в Капуе, кото­рый так­же счи­та­ет­ся про­из­веден­ным мест­ны­ми масте­ра­ми (а так­же с сар­ко­фа­гом со сце­ной Калидон­ской охоты в Музее антич­ной Капуи — И. Ш.). Подоб­ный мотив мож­но обна­ру­жить на тор­цах сар­ко­фа­га с амур­чи­ка­ми-гир­лан­до­фо­ра­ми в Кви­ри­наль­ском двор­це в Риме. Порт­ре­ты и оде­я­ния покой­ных испол­не­ны с высо­ким мастер­ст­вом, и, несмот­ря на серь­ез­ные повреж­де­ния, в них уга­ды­ва­ет­ся вкус и мода эпо­хи Алек­санд­ра Севе­ра. При­чес­ка покой­ной напо­ми­на­ет тако­вую у бюста Юлии Мамеи, мате­ри Алек­санд­ра, кото­рый хра­нит­ся на вил­ле Дориа Пам­фи­ли.


Биб­лио­гра­фия: STAIBANO 1871, p. 24 n. 27; GUGLIELMI 1885, p. 14; CAPONE II, 1929, p. 37 s.; DE ANGELIS 1937, p. 41; ROSI 1948, p. 225; RAGUSA 1951, p. 194 n. 103; MATZ, ASR IV,4, pp. 452 ss. e p. 465 s. tav, 291; TURCAN 1966, pp. 294-296 tavv. 45-46a; TURCAN 1967, p. 600; BRACCO 1979, p. 91; PAOLETTI 1984, p. 240.

Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, pp. 243—245.


Литература:
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, pp. 243—245.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, pp. 243—245.
© 2013 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом дионис dionysus божество бог пан deus pan эрот эроты эрос эрота eros кентавр кентавры кентавра кентавров centaurus centauri саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata лунский мрамор дионисийский из салерно салернский клипеофор клипеофоры бенедетто ротундо бенедикт ротунд benedetto rotundo hic iacet corpus sapientissimi viri iudicis benedicti rotundi de salerno iurisperiti qui obiit anno dni mccccxxvii die viii mensis novembris vi ind quod tumulum fuit sibi concessum nec potest altri concedi et in eo non debetur alius sepeliri cuius anima requiescat pace amen