Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами.
Салерно, Кафедральный собор.
Местонахождение: Салерно, кафедральный собор, атрий, северная сторона.
Происхождение: местное.
Материал: лунский мрамор.
Состояние.
Саркофаг: поверхность повреждена. На торцах сохранились следы скоб. Декор на многих участках фрагментирован: утрачены ноги и руки кентавров и лица фигур; портреты покойных в медальоне частично стерты; фрагментированы фигурки в миниатюрных сценах. Крышка: античная, но от другого саркофага. Сзади разбита, отсутствующие части восполнены цементным раствором. Поверхность со сколами. На фронтальной стороне сохранились три гнезда для ручек. На левом тимпане следы долота. В позднее время на центральную часть крышки была нанесена длинная надпись готическим шрифтом:
HIC IACET CORPUS SAPIENTISSIMI VIRI IUDICIS BENEDICTI
ROTUNDI DE SALERNO IURISPERITI, QUI OBIIT ANNO DNI M-
CCCCXXVII DIE VIII MENSIS NOVEMBRIS VI IND. QUOD
TUMULUM FUIT SIBI CONCESSUM, NEC POTEST ALTRI CONCEDI,
ET IN EO NON DEBETUR ALIUS SEPELIRI. CUIUS ANIMA REQUIE-
SCAT IN PACE. AMEN.
ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ ТЕЛО УЧЕНЕЙШЕГО МУЖА, СУДЬИ БЕНЕДИКТА РОТУНДА ИЗ САЛЕРНО, СВЕДУЩЕГО В ЗАКОНАХ, КОТОРЫЙ УМЕР В ГОД 1427 ОТ РОЖДЕСТВА ГОСПОДНЯ, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ НОЯБРЯ. ГРОБНИЦА ЖЕ, КОТОРУЮ ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ СЕБЯ, НЕ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ К ДРУГИМ, И В НЕЙ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОХОРОНЕН КТО-ЛИБО ДРУГОЙ. ДА ПОКОИТСЯ ДУША ЕГО С МИРОМ. АМИНЬ.
По обеим сторонам от надписи поверхность была углублена, и на ней были расположены изображения семейного герба покойного
Описание:
a. Саркофаг прямоугольной формы, фронтальная сторона сверху и снизу ограничена листелями и несет изображение двух процессий кентавров-клипеофоров (несущих clipeus— медальон в форме щита —
На спине правого кентавра сидит путти, а над левым кентавром порхает эрот с колчаном. По обеим сторонам от медальона сверху изображены путти. Медальон с портретами покойных имеет вогнутую поверхность. Супруга одета в тунику, ее плечи покрыты накидкой, вьющиеся волосы собраны на затылке, а две пряди спускаются по сторонам вдоль шеи. Супруг одет в тогу со множеством складок.
Под пирамидальной композицией размещена миниатюрная сцена борьбы Эрота и Пана, которые располагаются по сторонам от стоящего в центре столика. Рядом видны мелкие животные, пантеры, птички, скачущие эроты; на земле лежит дионисийская маска.
На боковых сторонах саркофага изображены массивные лавровые гирлянды; в центре расположены розетки, а по краям — пилястры с каннелюрами или стилизованные факелы, объединенные разорванной лентой. Правая розетка составлена из вьющихся лавровых листьев, а левая — из шести заостренных лепестков.
b. Крышка выполнена в виде двускатной крыши. В ее тимпанах размещены изображения крылатой головы Медузы.
В 1424 г. в этом монументальном саркофаге был погребен знатный человек, Бенедетто Ротундо, о чем свидетельствуют гербы и надпись на крышке.
Данный экземпляр входит в группу дионисийских саркофагов с кортежем кентавров или Ник, несущих медальон в присутствии Диониса, Геракла или Ариадны. Подобные саркофаги были распространены начиная с конца II в. н. э. вплоть до конца III в. н. э. Matz насчитал в разных музеях мира 18 экземпляров с подобной иконографической схемой, различающихся в деталях. Сначала композиция кортежа была прямолинейной, но позднее она приобрела пирамидальную форму. R. Turcan считает, что последний вариант был широко распространен примерно в 220—
По мнению R. Turcan’a, салернский рельеф отражает завершающую фазу процесса поиска симметрии фигур и, в то же время, контраста между двумя застывшими боковыми фигурами и находящимися в движении центральными фигурами кентавров. Matz считает, что салернский саркофаг, как и два неаполитанских (один — из Национального археологического музея, другой — из церкви S. Restituta) были сделаны в одной и той же кампанской мастерской. На основании стилистических особенностей мы считаем возможным включить в эту группу рельефов местного производства и салернский саркофаг с Дионисом на пантере, в котором также реализован фронтальный тип композиции, отличающейся геометризмом, и присутствует миниатюрная сцена. Самым значимым критерием принадлежности к местной мастерской является сходство рельефов торцовых поверхностей с саркофагом с изображением мифа об Ипполите, хранящемся в Капуе, который также считается произведенным местными мастерами (а также с саркофагом со сценой Калидонской охоты в Музее античной Капуи —
Библиография: STAIBANO 1871, p. 24 n. 27; GUGLIELMI 1885, p. 14; CAPONE II, 1929, p. 37 s.; DE ANGELIS 1937, p. 41; ROSI 1948, p. 225; RAGUSA 1951, p. 194 n. 103; MATZ, ASR IV,4, pp. 452 ss. e p. 465 s. tav, 291; TURCAN 1966, pp. 294-296 tavv. 45-46a; TURCAN 1967, p. 600; BRACCO 1979, p. 91; PAOLETTI 1984, p. 240.
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, pp. 243—245.
© 2013 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.