Портрет Друза Младшего
Мрамор. 22—23 гг. н. э.Инв. № G. 165.Авиньон, Лапидарий музея Кальве

Портрет Друза Младшего.

Мрамор. 22—23 гг. н. э.
Инв. № G. 165.

Авиньон, Лапидарий музея Кальве.

Происхождение:
Най­ден меж­ду 1822 и 1845 гг. в Ави­ньоне на пло­ща­ди Орлож.

Описание:

118. Порт­рет Дру­за Млад­ше­го.

22—23 гг. н. э.
Илл. 92

Ави­ньон, лапида­рий музея Каль­ве, инв. № G. 165.
Голо­ва.
Ита­лий­ский мра­мор.
Обна­ру­же­на меж­ду 1822 и 1845 гг. в Ави­ньоне, на пло­ща­ди Орлож, при заклад­ке фун­да­мен­та город­ской гости­ни­цы.

Раз­ме­ры: высота 28 см.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: J. J. Bernoulli, II, 1886, p. 204, pl. 9 (Друз Млад­ший); Espérandieu, III, 2551 (Друз Млад­ший); F. Poulsen, 1933, n° 4 p. 44; (Друз Млад­ший); L. Curtius, 1934, fig. 4 p. 123, pl. 6—7 (Друз Млад­ший); F. Poulsen, 1939, p. 31 (Друз Млад­ший); J. Sautel, 1939, n° 7 p. 36; V. Poulsen, 1960, p. 12; Z. Kiss, 1975, p. 102—105, fig. 335—336; K. Fittschen, 1977, p. 46 A3, p. 48—49 (Друз Млад­ший); S. Gagnière — A. Granier, 1986, p. 94, fig. 80 p. 102; D. Boschung, 1989, p. 83; E. Rosso, 1998, p. 28, fig. 13 p. 29 (Друз Млад­ший); J.-Ch. Balty, 1998, p. 10—12, fig. 1 p. 8, fig. 15 p. 18 (Друз Млад­ший, тип «Кор­до­ва-Велия»); O. Cavalier, 1996, p. 83—84, fig. 2 p. 83 (Друз Млад­ший); D. Boschung, 2002, n° 54. 2 p. 135 (Друз Млад­ший, тип «Боль­шая Леп­та»).

Сохран­ность: этот порт­рет хоро­шо сох­ра­нил­ся; его пор­тит толь­ко один скол на спин­ке носа. Наблюда­ют­ся так­же неко­то­рые повреж­де­ния на пра­вом глаз­ном ябло­ке и на лбу. Голо­ва отби­та чуть ниже под­бо­род­ка, прак­ти­че­ски гори­зон­таль­но; поэто­му нель­зя полу­чить ника­ких сведе­ний о типе ста­туи.

Зад­няя часть пред­став­ля­ет собой ров­ную поверх­ность, гру­бо обра­ботан­ную зуб­ча­тым рез­цом, что Ф. Саль­виа и Д. Террер истол­ко­ва­ли как «плос­кость склей­ки»: утра­чен­ная часть была к ней при­креп­ле­на с помо­щью тон­ко­го слоя извест­ко­во­го рас­т­во­ра.

Опи­са­ние: Голо­ва повёр­ну­та вле­во и немно­го нак­ло­не­на вниз, в про­ти­во­по­лож­ность голо­ве Тибе­рия, кото­рая в свою оче­редь нак­ло­не­на впра­во; эту деталь мож­но истол­ко­вать как при­знак того, что эти два порт­ре­та были заду­ма­ны как пара. Нос доволь­но круп­ный и немно­го выгну­тый, рот малень­кий, со впа­лой ниж­ней губой. Воло­са корот­кие, на лбу чёл­ка, сред­няя часть кото­рой ниже спус­ка­ет­ся на лоб, чем боко­вые пряди.

Чер­ты сход­ства с преды­ду­щим порт­ре­том мно­го­чис­лен­ны, как с тех­ни­че­ской, так и со сти­ли­сти­че­ской точ­ки зре­ния: гла­за выпол­не­ны таким же спо­со­бом, с доволь­но чёт­ко выра­жен­ной с. 338 слёз­ной точ­кой, глад­ким и ров­ным глаз­ным ябло­ком, поверх­ность кото­ро­го несколь­ко рас­ши­ря­ет­ся бли­же к внеш­не­му угол­ку гла­за. Над­бров­ные дуги в обо­их слу­ча­ях рез­ко очер­че­ны и фор­ми­ру­ют неболь­шой валик.

Но, конеч­но, наи­бо­лее рази­тель­ное сход­ство наблюда­ет­ся в испол­не­нии волос: пряди чёл­ки рез­ко отде­ле­ны друг от дру­га рез­цом, тогда как в верх­ней и зад­ней части голо­вы они менее обособ­ле­ны, все­го лишь наме­че­ны, «затро­ну­ты», в очень гра­фи­че­ской мане­ре, рез­цом.

Это стро­гое рас­по­ло­же­ние прядей на лбу про­из­во­дит впе­чат­ле­ние сухо­сти, что, одна­ко не сле­ду­ет счи­тать при­зна­ком про­вин­ци­аль­но­сти: эти две работы, кото­рые, по всей веро­ят­но­сти, вышли из одной мастер­ской, даже если не были выре­за­ны одной рукой, вполне достой­ны сто­ять в одном ряду с про­дук­ци­ей офи­ци­аль­ных мастер­ских Горо­да.

Ком­мен­та­рий: иден­ти­фи­ка­ция здесь не вызы­ва­ет ника­ких сомне­ний: это порт­рет Дру­за Млад­ше­го, сына Тибе­рия. С этим наслед­ни­ком ави­ньон­ский порт­рет иден­ти­фи­ци­ро­вал уже Бер­нул­ли. Типо­ло­ги­че­ская атри­бу­ция тоже вполне оче­вид­на — настоль­ко, что это изо­бра­же­ние, види­мо, послу­жи­ло глав­ным источ­ни­ком при рекон­струк­ции «прото­ти­па» это­го ико­но­гра­фи­че­ско­го типа — типа IV в ико­но­гра­фии Дру­за Млад­ше­го соглас­но Г. Юкке­ру, кото­рый соот­вет­ст­ву­ет груп­пе A у К. Фит­че­на334. Для это­го типа харак­тер­на груп­па прядей, обособ­лен­ных в сред­ней части лба, и более откры­тые, чем у дру­гих типов, вис­ки, зарож­даю­ща­я­ся лыси­на, кото­рая свиде­тель­ст­ву­ет о том, что наслед­ник уже не молод. Одна из наи­бо­лее харак­тер­ных реплик нахо­дит­ся во двор­це Эрба­ха335.

Если иден­ти­фи­ци­ро­вать этот тип лег­ко, то его дати­ров­ка не вызы­ва­ет еди­но­душ­но­го сог­ла­сия. Г. Юккер видит в нём пред­по­след­ний тип ико­но­гра­фии прин­ца; одна­ко он, по-види­мо­му, пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ет монет­ным выпус­кам 22—23 гг. н. э., что побуди­ло Ж.-Ш. Бал­ти поме­нять места­ми выде­лен­ные Юкке­ром типы IV и V и сде­лать тип IV самым позд­ним336. Бал­ти интер­пре­ти­ру­ет его как порт­рет избран­но­го наслед­ни­ка и свя­зы­ва­ет его созда­ние с дина­сти­че­ской ситу­а­ци­ей 22 г., когда Друз, един­ст­вен­ный наслед­ник после смер­ти Гер­ма­ни­ка, полу­чил три­бун­ские пол­но­мо­чия. В Ави­ньоне это изо­бра­же­ние было най­де­но рядом с порт­ре­том Тибе­рия, что пре­крас­но иллю­ст­ри­ру­ет это стрем­ле­ние утвер­дить клав­ди­ев­ский харак­тер режи­ма.

ПРИМЕЧАНИЯ:

334K. Fittschen, Katalog der antiken Skulpturen in Schloss Erbach, Berlin, 1977, p. 47—48.

335K. Fittschen, Katalog der antiken Skulpturen in Schloss Erbach, Berlin, 1977, no. 14, p. 45—51, pl. 16.

336J.-Ch. Balty — D. Cazes, Portraits impériaux de Béziers. Le groupe statuaire du forum, Toulouse, 1995, p. 90—91; J.-Ch. Balty, «Un groupe dynastique d’époque tibérienne à Avignon. Notes sur l’iconographie de Drusus le Jeune», BACTHS, 1998, 26, p. 7—19.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006, с. 337—338, кат. № 118, fig. 92.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский друз цезарь младший drusus iulius caesar julius junior minor юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор мужской бюст инв № g 165