Портрет Друза Младшего.
Авиньон, Лапидарий музея Кальве.
118. Портрет Друза Младшего.
22—
Илл. 92
Авиньон, лапидарий музея Кальве, инв. № G. 165.
Голова.
Италийский мрамор.
Обнаружена между 1822 и 1845 гг. в Авиньоне, на площади Орлож, при закладке фундамента городской гостиницы.
Размеры: высота 28 см.
Vidi.
Библиография: J. J. Bernoulli, II, 1886, p. 204, pl. 9 (Друз Младший); Espérandieu, III, 2551 (Друз Младший); F. Poulsen, 1933, n° 4 p. 44; (Друз Младший); L. Curtius, 1934, fig. 4 p. 123, pl. 6—
Сохранность: этот портрет хорошо сохранился; его портит только один скол на спинке носа. Наблюдаются также некоторые повреждения на правом глазном яблоке и на лбу. Голова отбита чуть ниже подбородка, практически горизонтально; поэтому нельзя получить никаких сведений о типе статуи.
Задняя часть представляет собой ровную поверхность, грубо обработанную зубчатым резцом, что Ф. Сальвиа и Д. Террер истолковали как «плоскость склейки»: утраченная часть была к ней прикреплена с помощью тонкого слоя известкового раствора.
Описание: Голова повёрнута влево и немного наклонена вниз, в противоположность голове Тиберия, которая в свою очередь наклонена вправо; эту деталь можно истолковать как признак того, что эти два портрета были задуманы как пара. Нос довольно крупный и немного выгнутый, рот маленький, со впалой нижней губой. Волоса короткие, на лбу чёлка, средняя часть которой ниже спускается на лоб, чем боковые пряди.
Черты сходства с предыдущим портретом многочисленны, как с технической, так и со стилистической точки зрения: глаза выполнены таким же способом, с довольно чётко выраженной с. 338 слёзной точкой, гладким и ровным глазным яблоком, поверхность которого несколько расширяется ближе к внешнему уголку глаза. Надбровные дуги в обоих случаях резко очерчены и формируют небольшой валик.
Но, конечно, наиболее разительное сходство наблюдается в исполнении волос: пряди чёлки резко отделены друг от друга резцом, тогда как в верхней и задней части головы они менее обособлены, всего лишь намечены, «затронуты», в очень графической манере, резцом.
Это строгое расположение прядей на лбу производит впечатление сухости, что, однако не следует считать признаком провинциальности: эти две работы, которые, по всей вероятности, вышли из одной мастерской, даже если не были вырезаны одной рукой, вполне достойны стоять в одном ряду с продукцией официальных мастерских Города.
Комментарий: идентификация здесь не вызывает никаких сомнений: это портрет Друза Младшего, сына Тиберия. С этим наследником авиньонский портрет идентифицировал уже Бернулли. Типологическая атрибуция тоже вполне очевидна — настолько, что это изображение, видимо, послужило главным источником при реконструкции «прототипа» этого иконографического типа — типа IV в иконографии Друза Младшего согласно Г. Юккеру, который соответствует группе A у К. Фитчена334. Для этого типа характерна группа прядей, обособленных в средней части лба, и более открытые, чем у других типов, виски, зарождающаяся лысина, которая свидетельствует о том, что наследник уже не молод. Одна из наиболее характерных реплик находится во дворце Эрбаха335.
Если идентифицировать этот тип легко, то его датировка не вызывает единодушного согласия. Г. Юккер видит в нём предпоследний тип иконографии принца; однако он, по-видимому, полностью соответствует монетным выпускам 22—
ПРИМЕЧАНИЯ:
334K. Fittschen, Katalog der antiken Skulpturen in Schloss Erbach, Berlin, 1977, p. 47—© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.