Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель)
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).

Белый мрамор. Нач. III в. н. э.

Салерно, Кафедральный собор.

Описание:

САРКОФАГ В ФОРМЕ ВИНОГРАДНОЙ ДАВИЛЬНИ (LENOS) СО СЦЕНАМИ ПРАЗДНИКА СБОРА ВИНОГРАДА.

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, пра­вый неф.
Мате­ри­ал: белый мра­мор.
Раз­ме­ры: высота 61 см; дли­на 205 см.

Сохран­ность.

a. Сар­ко­фаг. Край верх­не­го листе­ля отбит. Рельеф повреж­ден в несколь­ких местах. Лица фигур утра­че­ны. Утра­че­ны так­же атри­бу­ты искусств в руках менад, Дио­ни­са, Ари­ад­ны и сати­ров, участ­ву­ю­щих в празд­ни­ке.

b. Крыш­ка совре­мен­ная, повреж­ден­ная в несколь­ких местах. Пли­та име­ет пря­мо­уголь­ную фор­му. Раз­ме­ры: дли­на 182 см; шири­на 70 см; тол­щи­на 8,5 см. На плос­ко­сти крыш­ки име­ет­ся рельеф­ное изо­бра­же­ние лежа­ще­го покой­но­го со скре­щен­ны­ми на груди рука­ми. Он обла­чен в воен­ную одеж­ду — пан­цирь и корот­кую юбку; на боку меч.

Опи­са­ние.

Сар­ко­фаг в фор­ме лено­са (оваль­но­го чана-давиль­ни для вино­гра­да — И. Ш.) укра­шен сце­на­ми из мифа о Дио­ни­се, зак­лю­чен­ны­ми меж­ду льви­ны­ми прото­ма­ми. В цен­траль­ной части свер­ху на краю ска­лы воз­ле­жат Дио­нис (сле­ва) и Ари­ад­на (спра­ва) в сим­мет­рич­ных позах, обра­зуя пира­мидаль­ную ком­по­зи­цию. Ари­ад­на оде­та в хитон, кото­рый спа­да­ет с одно­го пле­ча, остав­ляя его откры­тым. Сбо­ку от нее сто­ит малень­кий Эрот. Дио­нис обна­жен, его ноги при­кры­ты накид­кой. Одна его рука под­ня­та и заки­ну­та за голо­ву, в дру­гой, воз­мож­но, была чаша. Сбо­ку от него вид­на Мена­да с посо­хом в руке, а в глу­бине — Эрот и Силен. Гра­ни­цы сце­ны обо­зна­че­ны фигу­ра­ми Менад, рас­по­ло­жен­ны­ми по обе сто­ро­ны от боже­ст­вен­ной пары. Сле­ва изо­бра­же­на Мена­да, играю­щая на флей­те (Aulistria), обра­щен­ная к зри­те­лю фрон­таль­но, оде­тая в хитон и гима­тий; послед­ний обра­зу­ет дугу над ее голо­вой. У ее ног полу­ле­жит фигу­ра боро­да­то­го ста­ри­ка в туни­ке, с пле­ча кото­ро­го нис­па­да­ет накид­ка. Он заки­нул руку за голо­ву и напо­ми­на­ет Дио­ни­са в ста­ро­сти. Мена­да спра­ва игра­ет на кифа­ре (Kytharistria). Она пока­за­на в про­филь, оде­та подоб­но Мена­де сле­ва, и изо­гну­та в тан­це­валь­ном экс­та­зе; голо­ва отки­ну­та назад и в сто­ро­ну.

Вни­зу под боже­ст­вен­ной парой рас­по­ло­же­на мини­а­тюр­ная сце­на: два малень­ких обна­жен­ных Сати­ра и Силен в набед­рен­ной повяз­ке давят в чане сок из вино­гра­да. Сле­ва еще один Сатир высы­па­ет в чан пол­ную кор­зи­ну вино­гра­да. Сто­я­щий спра­ва Пан дер­жит в руках калаф (kalathos) и смот­рит в сто­ро­ну; у его ног лежит соба­ка. По кра­ям релье­фа рас­по­ло­же­ны две высту­паю­щие льви­ные прото­мы, каж­дая с откры­той пастью. Голо­вы отли­ча­ют­ся мощью и под­черк­ну­тым мышеч­ным релье­фом; мас­сив­ные над­бро­вья про­дол­жа­ют­ся мяси­сты­ми склад­ка­ми, иду­щи­ми до кон­чи­ка носа; глаз­ные ябло­ки округ­лые; в откры­той пасти вид­не­ют­ся круп­ный язык и ост­рые зубы; шерсть ниже под­бо­род­ка обра­зу­ет упо­рядо­чен­ный рису­нок. Густая гри­ва состо­ит из круп­ных прядей, разде­лен­ных глу­бо­ки­ми борозда­ми, сде­лан­ны­ми бура­вом. Под левой прото­мой изо­бра­же­ны малень­кий Сатир и овца. На левой боко­вой сто­роне мож­но видеть воз­буж­ден­ную Мена­ду и Сати­ра со сви­ре­лью. Под пра­вой прото­мой нахо­дит­ся малень­кая собач­ка. Пра­вее нахо­дит­ся обна­жен­ная фигу­ра Герак­ла с льви­ной шку­рой в левой руке. Меж­ду его ног — малень­кая фигур­ка, скло­нив­ша­я­ся над кор­зи­ной. За Герак­лом сле­ду­ют Мена­да с буб­ном в руках (Tympanistria) и Сатир с тир­сом. Зад­няя поверх­ность сар­ко­фа­га оста­лась необ­ра­ботан­ной.

Дол­гое вре­мя пола­га­ли, что этот вели­ко­леп­ный сар­ко­фаг был про­из­веден в Песту­ме. Его повтор­но исполь­зо­ва­ли в каче­стве гроб­ни­цы умер­ше­го в Салер­но в 1111 г. Руд­же­ро Бор­са, сына Робер­та Гвис­ка­ра. Лежа­щая фигу­ра покой­но­го в воен­ном обла­че­нии изо­бра­же­на высо­ким релье­фом на крыш­ке сар­ко­фа­га. Paoletti пишет, что в про­шлом по недо­ра­зу­ме­нию из-за нахо­див­шей­ся побли­зо­сти над­гроб­ной над­пи­си счи­та­лось, что сар­ко­фаг являл­ся гроб­ни­цей семей­ства Кам­по­грас­со, кото­ро­му при­над­ле­жит еще три сар­ко­фа­га в салерн­ском Дуо­мо.

Дан­ный сар­ко­фаг мону­мен­таль­ной фор­мы отно­сит­ся к типу лено­сов (lenos) с льви­ны­ми прото­ма­ми по кра­ям и пира­мидаль­ной ком­по­зи­ци­ей, пред­став­лен­ной фигу­ра­ми Дио­ни­са и Ари­ад­ны, а так­же сце­ной празд­ни­ка сбо­ра вино­гра­да (vindemialia). Сар­ко­фаг типа lenos повто­ря­ет фор­му давиль­но­го чана для вино­гра­да, что может иметь эсха­то­ло­ги­че­ский смысл вос­кре­се­ния после смер­ти. Дей­ст­ви­тель­но, на мно­гих сар­ко­фа­гах со сце­на­ми вин­де­ми­а­лий мож­но видеть изо­бра­же­ние неболь­шой давиль­ни, пол­ной вино­гра­да, из кото­ро­го полу­ча­ет­ся новая сущ­ность — вино. Вино­град здесь слу­жит обра­зом мерт­во­го тела, из кото­ро­го воз­ни­ка­ет новая жизнь. Соглас­но такой сим­во­ли­че­ской трак­тов­ке льви­ные прото­мы обыч­но интер­пре­ти­ру­ют­ся как слив­ные лот­ки для сока. Matz был пер­вым, кто ука­зал на типо­ло­ги­че­ское и сти­ли­сти­че­ское сход­ство, при незна­чи­тель­ных раз­ли­чи­ях, трех сар­ко­фа­гов с релье­фа­ми, двух­уров­не­вая ком­по­зи­ция кото­рых пост­ро­е­на по одной и той же ико­но­гра­фи­че­ской схе­ме: на верх­нем, реа­ли­сти­че­ском уровне рас­по­ло­же­на боже­ст­вен­ная супру­же­ская пара, тогда как на ниж­нем, мини­а­тю­ри­сти­че­ском, изо­бра­же­ны Сати­ры, празд­ну­ю­щие вин­де­ми­а­лии. Пер­вый сар­ко­фаг, от кото­ро­го оста­лась лишь пере­д­няя панель, хра­нит­ся на вил­ле Дориа-Пам­фи­ли. Его про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Его рельеф име­ет выра­жен­ное сход­ство с обсуж­дае­мым: на нем изо­бра­же­на та же самая сце­на, лишь с неболь­ши­ми тема­ти­че­ски­ми вари­а­ци­я­ми, а имен­но: Геракл зани­ма­ет место Мена­ды, играю­щей на флей­те, а под пра­вой льви­ной голо­вой нахо­дит­ся кор­зи­на из иво­вых пру­тьев, пол­ная вино­гра­да. Дру­гой сар­ко­фаг мож­но видеть в музее Кья­ра­мон­ти в Вати­кане, и еще один — в музее Сан-Пьер в Лионе; на послед­нем Ари­ад­на изо­бра­же­на сидя­щей. Calza счи­та­ет, что, несмот­ря на явное сход­ство, эти четы­ре сар­ко­фа­га были изготов­ле­ны в раз­ных мастер­ских и в раз­ное вре­мя, посколь­ку льви­ные прото­мы у них раз­ли­ча­ют­ся по виду. Chiarlo на осно­ва­нии сво­его иссле­до­ва­ния типо­ло­гии протом уста­но­вил хро­но­ло­гию. Соглас­но ей, у самых ран­них сар­ко­фа­гов с дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми, создан­ных в эпо­ху Севе­ров, ок. 200 г., льви­ные пасти откры­ты; тогда же полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние мас­сив­ные сар­ко­фа­ги. Моти­вы сбо­ра и дав­ле­ния вино­гра­да Сати­ра­ми, а впо­след­ст­вии и Эрота­ми, в раз­лич­ных видах часто встре­ча­ет­ся в рим­ском искус­стве; на релье­фах сар­ко­фа­гов они появ­ля­ют­ся с середи­ны II в. н. э., а с III в. н. э. начи­на­ют соче­тать­ся с дру­ги­ми моти­ва­ми, свя­зан­ны­ми с воз­рож­де­ни­ем Дио­ни­са. Наш сар­ко­фаг мож­но срав­нить с четы­рех­уголь­ным осно­ва­ни­ем колон­ны, укра­шен­ным дио­ни­сий­ски­ми моти­ва­ми, кото­рое хра­нит­ся в атрии Дуо­мо Салер­но. На одной из его сто­рон изо­бра­же­ны Сати­ры, празд­ну­ю­щие сбор вино­гра­да: неко­то­рые из них соби­ра­ют уро­жай с лоз, вью­щих­ся над лест­ни­ца­ми, дру­гие давят гроз­дья в чане. Вто­рым при­ме­ром для срав­не­ния может слу­жить фраг­мент крыш­ки сар­ко­фа­га из Нацио­наль­но­го музея Рима с изо­бра­же­ни­ем амур­чи­ков, соби­раю­щих вино­град. По мне­нию Turcan’а, салерн­ский сар­ко­фаг бли­зок к экзем­пля­ру с вил­лы Дориа-Пам­фи­ли: оба явля­ют­ся работа­ми искус­ных масте­ров, уме­ло исполь­зу­ю­щих эффек­ты све­то­те­ни, осо­бен­но при изо­бра­же­нии скла­док одежд, прядей волос и льви­ных грив, одна­ко не дости­гаю­щих подоб­но­го уров­ня мастер­ства в том, что каса­ет­ся есте­ствен­ных про­пор­ций и про­стран­ст­вен­но­го соот­но­ше­ния фигур. По выше­пе­ре­чис­лен­ным осо­бен­но­стям сар­ко­фаг был опре­де­лен как работа, вышед­шая из город­ской мастер­ской и отно­ся­ща­я­ся к эпо­хе барок­ко Алек­санд­ра Севе­ра. Одна­ко Matz счи­та­ет, что он был изготов­лен в той же мастер­ской, что и сар­ко­фаг с мифом об Энди­ми­оне из музея Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке, и дати­ру­ет их нача­лом эпо­хи Севе­ров. На осно­ва­нии срав­не­ния льви­ных протом салерн­ско­го сар­ко­фа­га с тако­вы­ми на про­чих лено­сах, сре­ди кото­рых заслу­жи­ва­ет упо­ми­на­ния экзем­пляр, нахо­дя­щий­ся в церк­ви Св. Доме­ни­ка (Салер­но), мы пред­по­ла­га­ем, что он явля­ет­ся про­дук­ци­ей город­ской мастер­ской, работав­шей в том же рус­ле, что и та, из кото­рой вышел сар­ко­фаг вил­лы Дориа-Пам­фи­ли, дати­ру­е­мый нача­лом III в. н. э.

Дати­ров­ка: нача­ло III в. н. э.

Angela Palmentieri

Литература:
PIGONIATI 1767;
PAOLI 1784, p. 159 s. tav. XLVII;
STAIBANO 1871, p. 77 n. 92;
GUGLIELMI 1885, p. 6;
CAPONE II, 1929, p. 154 s.;
DE ANGELIS 1937, p. 159 s.;
MATZ 1949, pp. 19—26 tavv. 5—6;
RAGUSA 1951, p. 188 n. 98;
MATZ 1957, p. 127;
MATZ 1958, p. 167;
TURCAN 1958, pp. 243 ss.;
MATZ 1963, p. 15;
TURCAN 1966, pp. 263—265;
MATZ, ASR IV, 1, p. 141 s. n. 49 tav. 37, 2—4;
CHIARLO 1974, p. 1314;
BUONANNO 1978, p. 46 nota 24;
BRACCO 1979, p. 86 s.;
PAOLETTI 1984, p. 239 e nota 46;
DE LACHENAL 1995, p. 24.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.), 2009/2010, pp. 276—278.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana дионис dionysus менада менады maenas maenades божество бог пан deus pan сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor ариадна ариадны ariadna ariadne саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о белый мрамор дионисийский ленос lenos вакх бахус играющая на флейте музыкальный инструмент музыкальные инструменты флейта музыка музыкант aulistria кифаре кифара китара kytharistria посох женская одежда хитон гиматий набедренная повязка чан пастушеский виноград виноградная гроздь давка винограда праздник сбора давильня давильщик давильщики дионисийские сцены празднества виндемиалии vindemialia vindemiator мистерии корзина калаф kalathos собака львиная протома голова льва лев овца коза