Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Салерно, Кафедральный собор.
САРКОФАГ В ФОРМЕ ВИНОГРАДНОЙ ДАВИЛЬНИ (LENOS) СО СЦЕНАМИ ПРАЗДНИКА СБОРА ВИНОГРАДА.
Местонахождение: Салерно, Дуомо, правый неф.
Материал: белый мрамор.
Размеры: высота 61 см; длина 205 см.
Сохранность.
a. Саркофаг. Край верхнего листеля отбит. Рельеф поврежден в нескольких местах. Лица фигур утрачены. Утрачены также атрибуты искусств в руках менад, Диониса, Ариадны и сатиров, участвующих в празднике.
b. Крышка современная, поврежденная в нескольких местах. Плита имеет прямоугольную форму. Размеры: длина 182 см; ширина 70 см; толщина 8,5 см. На плоскости крышки имеется рельефное изображение лежащего покойного со скрещенными на груди руками. Он облачен в военную одежду — панцирь и короткую юбку; на боку меч.
Описание.
Саркофаг в форме леноса (овального чана-давильни для винограда —
Внизу под божественной парой расположена миниатюрная сцена: два маленьких обнаженных Сатира и Силен в набедренной повязке давят в чане сок из винограда. Слева еще один Сатир высыпает в чан полную корзину винограда. Стоящий справа Пан держит в руках калаф (kalathos) и смотрит в сторону; у его ног лежит собака. По краям рельефа расположены две выступающие львиные протомы, каждая с открытой пастью. Головы отличаются мощью и подчеркнутым мышечным рельефом; массивные надбровья продолжаются мясистыми складками, идущими до кончика носа; глазные яблоки округлые; в открытой пасти виднеются крупный язык и острые зубы; шерсть ниже подбородка образует упорядоченный рисунок. Густая грива состоит из крупных прядей, разделенных глубокими бороздами, сделанными буравом. Под левой протомой изображены маленький Сатир и овца. На левой боковой стороне можно видеть возбужденную Менаду и Сатира со свирелью. Под правой протомой находится маленькая собачка. Правее находится обнаженная фигура Геракла с львиной шкурой в левой руке. Между его ног — маленькая фигурка, склонившаяся над корзиной. За Гераклом следуют Менада с бубном в руках (Tympanistria) и Сатир с тирсом. Задняя поверхность саркофага осталась необработанной.
Долгое время полагали, что этот великолепный саркофаг был произведен в Пестуме. Его повторно использовали в качестве гробницы умершего в Салерно в 1111 г. Руджеро Борса, сына Роберта Гвискара. Лежащая фигура покойного в военном облачении изображена высоким рельефом на крышке саркофага. Paoletti пишет, что в прошлом по недоразумению из-за находившейся поблизости надгробной надписи считалось, что саркофаг являлся гробницей семейства Кампограссо, которому принадлежит еще три саркофага в салернском Дуомо.
Данный саркофаг монументальной формы относится к типу леносов (lenos) с львиными протомами по краям и пирамидальной композицией, представленной фигурами Диониса и Ариадны, а также сценой праздника сбора винограда (vindemialia). Саркофаг типа lenos повторяет форму давильного чана для винограда, что может иметь эсхатологический смысл воскресения после смерти. Действительно, на многих саркофагах со сценами виндемиалий можно видеть изображение небольшой давильни, полной винограда, из которого получается новая сущность — вино. Виноград здесь служит образом мертвого тела, из которого возникает новая жизнь. Согласно такой символической трактовке львиные протомы обычно интерпретируются как сливные лотки для сока. Matz был первым, кто указал на типологическое и стилистическое сходство, при незначительных различиях, трех саркофагов с рельефами, двухуровневая композиция которых построена по одной и той же иконографической схеме: на верхнем, реалистическом уровне расположена божественная супружеская пара, тогда как на нижнем, миниатюристическом, изображены Сатиры, празднующие виндемиалии. Первый саркофаг, от которого осталась лишь передняя панель, хранится на вилле Дориа-Памфили. Его происхождение неизвестно. Его рельеф имеет выраженное сходство с обсуждаемым: на нем изображена та же самая сцена, лишь с небольшими тематическими вариациями, а именно: Геракл занимает место Менады, играющей на флейте, а под правой львиной головой находится корзина из ивовых прутьев, полная винограда. Другой саркофаг можно видеть в музее Кьярамонти в Ватикане, и еще один — в музее Сан-Пьер в Лионе; на последнем Ариадна изображена сидящей. Calza считает, что, несмотря на явное сходство, эти четыре саркофага были изготовлены в разных мастерских и в разное время, поскольку львиные протомы у них различаются по виду. Chiarlo на основании своего исследования типологии протом установил хронологию. Согласно ей, у самых ранних саркофагов с дионисийскими сценами, созданных в эпоху Северов, ок. 200 г., львиные пасти открыты; тогда же получили широкое распространение массивные саркофаги. Мотивы сбора и давления винограда Сатирами, а впоследствии и Эротами, в различных видах часто встречается в римском искусстве; на рельефах саркофагов они появляются с середины II в. н. э., а с III в. н. э. начинают сочетаться с другими мотивами, связанными с возрождением Диониса. Наш саркофаг можно сравнить с четырехугольным основанием колонны, украшенным дионисийскими мотивами, которое хранится в атрии Дуомо Салерно. На одной из его сторон изображены Сатиры, празднующие сбор винограда: некоторые из них собирают урожай с лоз, вьющихся над лестницами, другие давят гроздья в чане. Вторым примером для сравнения может служить фрагмент крышки саркофага из Национального музея Рима с изображением амурчиков, собирающих виноград. По мнению Turcan’а, салернский саркофаг близок к экземпляру с виллы Дориа-Памфили: оба являются работами искусных мастеров, умело использующих эффекты светотени, особенно при изображении складок одежд, прядей волос и львиных грив, однако не достигающих подобного уровня мастерства в том, что касается естественных пропорций и пространственного соотношения фигур. По вышеперечисленным особенностям саркофаг был определен как работа, вышедшая из городской мастерской и относящаяся к эпохе барокко Александра Севера. Однако Matz считает, что он был изготовлен в той же мастерской, что и саркофаг с мифом об Эндимионе из музея Метрополитен в Нью-Йорке, и датирует их началом эпохи Северов. На основании сравнения львиных протом салернского саркофага с таковыми на прочих леносах, среди которых заслуживает упоминания экземпляр, находящийся в церкви Св. Доменика (Салерно), мы предполагаем, что он является продукцией городской мастерской, работавшей в том же русле, что и та, из которой вышел саркофаг виллы Дориа-Памфили, датируемый началом III в. н. э.
Датировка: начало III в. н. э.
PAOLI 1784, p. 159 s. tav. XLVII;
STAIBANO 1871, p. 77 n. 92;
GUGLIELMI 1885, p. 6;
CAPONE II, 1929, p. 154 s.;
DE ANGELIS 1937, p. 159 s.;
MATZ 1949, pp. 19—
RAGUSA 1951, p. 188 n. 98;
MATZ 1957, p. 127;
MATZ 1958, p. 167;
TURCAN 1958, pp. 243 ss.;
MATZ 1963, p. 15;
TURCAN 1966, pp. 263—
MATZ, ASR IV, 1, p. 141 s. n. 49 tav. 37, 2—
CHIARLO 1974, p. 1314;
BUONANNO 1978, p. 46 nota 24;
BRACCO 1979, p. 86 s.;
PAOLETTI 1984, p. 239 e nota 46;
DE LACHENAL 1995, p. 24.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.), 2009/2010, pp. 276—278.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.