Вергилий, держащий свиток с текстом «Энеиды», сидит в присутствии Клио и Мельпомены — муз истории и трагедииМозаика.
III в.
123 × 122 см.
Инв. № A 266.
Тунис, Национальный музей Бардо
(I) Самая известная мозаика из Гадрумета — Вергилий в музее Бардо — ныне датируется 210 г. Поэт изображен с Мельпоменой и Каллиопой, музами трагедии и эпической поэзии. Они диктуют ему текст; на свитке, который он держит в руках, написаны слова из первых строк «Энеиды»:
Musa, mihi causas memora (Муза, поведай о том…). Мельпомена, держа в руках трагическую маску, слушает Каллиопу, читающую свиток. Поэт, выглядящий мрачным и строгим, сидит на стуле, поставив ноги на скамеечку; он обут в башмаки, ассоциировавшиеся в древности с комедией, что выглядит неуместно, поскольку Вергилий никогда не отпускал шуток. Поэт одет в белую тогу с узкой полосой. Домовладелец, заказавший эту мозаику, хотел блеснуть своей образованностью, поскольку в поэме важную роль играла история о Дидоне из Карфагена.
Paul Lachlan MacKendrick. The North African Stones Speak. 1980. С. 78—79.
(II) K. M. D. Dunbabin, The Mosaics of Roman North Africa (Oxford, 1978), с. 131: в Доме арсенала (Maison de l’Arsenal) почетное место в одной из комнат отведено под портрет Вергилия, сидящего на троне между Мельпоменой и Клио; на коленях у него лежит открытый свиток, на котором дугой четко начертаны слова из начала «Энеиды» (I. 8—9): Musa mihi causas memora quo numine laeso / Quidve… (Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине / Так царица богов… [пер. С. А. Ошерова]), явно выбранные с целью подчеркнуть божественное вдохновение, представленное образами муз, стоящих позади него. Карл Шефольд Die Bildnisse der Antiken Dichter, Redner und Denker (Basel, 1943, перераб. и доп. Basel, 2000), на с. 398, более правдоподобно идентифицирует вторую музу не как Клио, а как Каллиопу, которая читает эпическую поэму и к которой оборачивается Вергилий, в то время как с другой стороны муза Мельпомена с маской из трагедии жестом правой руки выражает трагическое содержание прочитанного. Правая рука Вергилия поднята в знак выражения душевного волнения. Этот портрет Вергилия очень походит на описание Вергилия Донатом как человека высокого, смуглого и с приятной внешностью (Vita 8. 10). Однако голова несколько вытянута, у глаз строгое выражение, а щеки впалые (что не вполне соответствует описанию Доната). Шефольд датирует мозаику приблизительно 300 г. н. э.
Karla Pollmann, Meredith Jane Gill. Augustine Beyond the Book: Intermediality, Transmediality and Reception. 2012. С. 21, прим. 29.