I в. до н. э. — I в. н. э.Инв. № L.2007.63.Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции)
Артемида и олень.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции).
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк, аукцион N08325, лот 41, 7 июня 2007 г. Оценочная стоимость:
С 2007 г. предоставлена неизвестным частным лицом для временной экспозиции Метрополитен-музею в Нью-Йорке (№ L.2007.63).
Высота Артемиды 92,1 см, высота базы 31,8 см, высота оленя 42,6 см.
Это изображение богини Артемиды не соответствует ни одному из известных скульптурных типов богини и отличается от ее обычной иконографии в некоторых важных деталях: она представлена как юная девушка, а не как сформировавшая молодая женщина; богиня только что выстрелила из лука, а не вынимает стрелу из колчана или готовится к выстрелу (см. ст. Artemis/Diana в LIMC, II, passim); в отличие от Версальской Дианы, например, она не держит рога своего прыгающего оленя, а позволяет ему стоять мирно в стороне и играть роль своего атрибута и животного-символа, — почти так же, как Приап или Эрот стоят около Афродиты и пристально смотрят на нее на небольших бронзовых группах (например, Сотби, Нью-Йорк, 12 июня 2001 г., № 21); ее хитон, который обычно раздувается, только когда богиня изображена бегущей, симметрично вздымается по бокам в манере, очень напоминающей Ларов, римских богов домашнего очага, обычно отливавшихся в виде небольших статуэток и хранившихся в домашних киотах (см. Bieber, op. cit., pl. 51); это также напоминает вздымающиеся одежды спускающейся богини Ники, или Виктории (см. M. Bieber, Die Antiken Skulpturen und Bronzen… in Cassel, Marburg, 1915, № 153), а манера, в которой хитон облегает бедра и нижнюю часть живота, в целом похожа на «мокрую драпировку», стиль аттической скульптуры конца V в. до н. э. (см. A. Stewart, Greek Art, New Haven, 1990, илл. 408). Все эти отклонения от норм, иконографические ли это заимствования или стилистические подражания, указывают, что данная группа — поздняя эллинистическая работа, выполненная для эклектичного и в высшей степени изысканного вкуса римского художественного рынка поздней Республики или ранней Империи.
Другой пример оленя, стоящего возле богини, см. в небольшой бронзовой группе (без базы) в Малибу (Herbert Stothart, A Handbook of the Sculpture in the Paul Getty Museum, 1965, p. 15, No. A57. S-12, pl. 7). Мраморный пример колчана, расположенного по диагонали на правой лопатке и наполовину закрытого вздымающимся гиматием Артемиды, см.: Сотби, Нью-Йорк, 14 дек. 1994 г., № 143.
Всесторонняя техническая экспертиза, проведенная непосредственно перед выставкой «Огонь Гефеста» в лаборатории «Сохранение объектов» при Музее Фогга в Кембридже (Массачусетс), показала, что «бронза является непрямой отливкой, собранной из многих частей. Правая рука была отлита отдельно и затем присоединена вдоль вертикальной линии ниже хитона над плечом… часть левой руки ниже драпировки, по-видимому, была отлита отдельно — так, чтобы не было скрыто место соединения… Многие детали были добавлены после отливки: драпировка, спадающая на левом плече, объемный валик ткани на талии и три глубоко вырезанные трубчатые сгиба в юбке хитона» (Mattusch, изд. 1996, с. 276). Ноги были также отлиты по отдельности.
По словам Ugo Jandolo, первого известного владельца статуи и знаменитого участника антикварного рынка Рима первой половины XX века, фигура Артемиды и оленя была обнаружена случайно до начала
Buffalo Business, July 1953, p. 34 (illustrated);
Buffalo Courier-Express. Pictorial, Sunday, November 1, 1953 (pre-cleaning detail photo on p. 4);
Edgar C. Schenk and Patrick J. Kelleher, «Diana and the Stag — a Hellenistic Bronze», Gallery Notes, Vol. 18, No. 2, 1954, pp. 3-6, with a technical analysis by William J. Young, pp. 6-7, Figs. 1-13;
Cornelius C. Vermeule, Michigan Daily, May 22, 1955, p. 15;
Margarete Bieber, Ancient Copies: Contributions to the History of Greek and Roman Art, New York, 1977, pp. 75 and 82, Figs. 287-289;
Steven A. Nash, with Katy Kline, Charlotta Kotik and Emese Wood, Albright-Knox Gallery. Painting and Sculpture from Antiquity to 1942, New York, 1979, pp. 62-63 (illustrated);
Cornelius C. Vermeule, Greek Art: Socrates to Sulla, from the Peloponnesian Wars to the Rise of Julius Caesar, Museum of Fine Arts, Boston, 1980, pp. 86 and 133, Fig. 113;
Cornelius C. Vermeule, Greek and Roman Sculpture in America. Masterpieces in Public Collections in the United States and Canada, Malibu, California, 1981, p. 169, illus., and colorplate 13;
Carol C. Mattusch, ed., The Fire of Hephaistos: Large Classical Bronzes from North American Collections, catalogue of the exhibition, Cambridge, Massachusetts, 1996, No. 35, pp. 274-282, Figs. 34 a-q, pl. 5 and frontispiece;
Nancy Stapen, «Smashing Assumptions Cast in Bronze», The Boston Globe, Tuesday, May 28, 1996, Art section, p. 36 (illustrated);
Jonathan Shaw, «The Fire of Hephaistos: How the Science Driving an Exhibition Changes our Understanding of Classical Bronze Statuary», Harvard Magazine, May-June, 1996, illus. pp. 55 (x-ray), 57, 58, and 62;
Sandra E. Knudsen, «The Fire of Hephaistos», Minerva Magazine, Vol. 7, No. 3, June 1996, p. 28 (illustrated);
Archaeology, May/June 1996, cover illus.;
Carol C. Mattusch, Myth, Man and Metal: Bronze Sculpture of Ancient Greece and Rome, Institute of Mediterranean Studies Video Lecture Series, Vol. III, 1996;
Janet Burnett Grossman, review of C. C. Mattusch, Myth, Man and Metal, in Bryn Mawr Classical Review, June 8, 1997.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.