Артемида и олень
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Инв. № L.2007.63.Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции)

Артемида и олень.

Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Инв. № L.2007.63.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей (на временной экспозиции).

Частная коллекция.
Аукционный дом Сотби.
Происхождение:
Ugo Jandolo and Pierro Tozzi, Нью-Йорк, 1953.
Аук­ци­он­ный дом Сот­би, Нью-Йорк, аук­ци­он N08325, лот 41, 7 июня 2007 г. Оце­ноч­ная сто­и­мость: 5000000—7000000 USD. Про­дан за 28600000 USD (вклю­чая пре­мию про­дав­ца).
С 2007 г. пре­до­став­ле­на неиз­вест­ным част­ным лицом для вре­мен­ной экс­по­зи­ции Мет­ро­по­ли­тен-музею в Нью-Йор­ке (№ L.2007.63).

Описание:
Боги­ня изо­бра­же­на в момент сра­зу после выст­ре­ла из лука, ее голо­ва повер­ну­та вле­во (от нее), в вытя­ну­той левой руке боги­ня дер­жа­ла когда-то лук; на ней зашну­ро­ван­ные сан­да­лии искус­ной работы и корот­кий хитон, закреп­лен­ный на пле­че и собран­ный на талии, со взмет­нув­ши­ми­ся по бокам кра­я­ми дра­пи­ров­ки, и фраг­мен­тар­ный гима­тий, дра­пи­ро­ван­ный на спине, левом пле­че и вокруг талии; у неё разо­мкну­тые губы, пря­мой нос и посе­реб­рен­ные гла­за с выгра­ви­ро­ван­ны­ми радуж­ны­ми обо­лоч­ка­ми и углуб­лен­ны­ми зрач­ка­ми под изо­гну­ты­ми бро­вя­ми; уши про­свер­ле­ны для серег; воло­сы разде­ле­ны цен­траль­ным про­бо­ром, собра­ны на затыл­ке в пучок и увен­ча­ны сер­по­вид­ной диа­де­мой с выгра­ви­ро­ван­ны­ми паль­мет­та­ми; рядом с ней олень; воз­мож­но, когда-то спра­ва была пры­гаю­щая соба­ка; у ста­туи про­стая пря­мо­уголь­ная ори­ги­наль­ная база.

Высота Арте­ми­ды 92,1 см, высота базы 31,8 см, высота оле­ня 42,6 см.

Это изо­бра­же­ние боги­ни Арте­ми­ды не соот­вет­ст­ву­ет ни одно­му из извест­ных скульп­тур­ных типов боги­ни и отли­ча­ет­ся от ее обыч­ной ико­но­гра­фии в неко­то­рых важ­ных дета­лях: она пред­став­ле­на как юная девуш­ка, а не как сфор­ми­ро­вав­шая моло­дая жен­щи­на; боги­ня толь­ко что выст­ре­ли­ла из лука, а не выни­ма­ет стре­лу из кол­ча­на или гото­вит­ся к выст­ре­лу (см. ст. Artemis/Diana в LIMC, II, passim); в отли­чие от Вер­саль­ской Диа­ны, напри­мер, она не дер­жит рога сво­его пры­гаю­ще­го оле­ня, а поз­во­ля­ет ему сто­ять мир­но в сто­роне и играть роль сво­его атри­бу­та и живот­но­го-сим­во­ла, — почти так же, как При­ап или Эрот сто­ят око­ло Афро­ди­ты и при­сталь­но смот­рят на нее на неболь­ших брон­зо­вых груп­пах (напри­мер, Сот­би, Нью-Йорк, 12 июня 2001 г., № 21); ее хитон, кото­рый обыч­но разду­ва­ет­ся, толь­ко когда боги­ня изо­бра­же­на бегу­щей, сим­мет­рич­но взды­ма­ет­ся по бокам в мане­ре, очень напо­ми­наю­щей Ларов, рим­ских богов домаш­не­го оча­га, обыч­но отли­вав­ших­ся в виде неболь­ших ста­ту­эток и хра­нив­ших­ся в домаш­них киотах (см. Bieber, op. cit., pl. 51); это так­же напо­ми­на­ет взды­маю­щи­е­ся одеж­ды спус­каю­щей­ся боги­ни Ники, или Вик­то­рии (см. M. Bieber, Die Antiken Skulpturen und Bronzen… in Cassel, Marburg, 1915, № 153), а мане­ра, в кото­рой хитон обле­га­ет бед­ра и ниж­нюю часть живота, в целом похо­жа на «мок­рую дра­пи­ров­ку», стиль атти­че­ской скульп­ту­ры кон­ца V в. до н. э. (см. A. Stewart, Greek Art, New Haven, 1990, илл. 408). Все эти отк­ло­не­ния от норм, ико­но­гра­фи­че­ские ли это заим­ст­во­ва­ния или сти­ли­сти­че­ские под­ра­жа­ния, ука­зы­ва­ют, что дан­ная груп­па — позд­няя элли­ни­сти­че­ская работа, выпол­нен­ная для эклек­тич­но­го и в выс­шей сте­пе­ни изыс­кан­но­го вку­са рим­ско­го худо­же­ст­вен­но­го рын­ка позд­ней Рес­пуб­ли­ки или ран­ней Импе­рии.

Дру­гой при­мер оле­ня, сто­я­ще­го воз­ле боги­ни, см. в неболь­шой брон­зо­вой груп­пе (без базы) в Мали­бу (Herbert Stothart, A Handbook of the Sculpture in the Paul Getty Museum, 1965, p. 15, No. A57. S-12, pl. 7). Мра­мор­ный при­мер кол­ча­на, рас­по­ло­жен­но­го по диа­го­на­ли на пра­вой лопат­ке и напо­ло­ви­ну зак­ры­то­го взды­маю­щим­ся гима­ти­ем Арте­ми­ды, см.: Сот­би, Нью-Йорк, 14 дек. 1994 г., № 143.

Все­сто­рон­няя тех­ни­че­ская экс­пер­ти­за, про­веден­ная непо­сред­ст­вен­но перед выстав­кой «Огонь Гефе­ста» в лабо­ра­то­рии «Сох­ра­не­ние объ­ек­тов» при Музее Фогга в Кем­бри­дже (Мас­са­чу­сетс), пока­за­ла, что «брон­за явля­ет­ся непря­мой отлив­кой, собран­ной из мно­гих частей. Пра­вая рука была отли­та отдель­но и затем при­со­еди­не­на вдоль вер­ти­каль­ной линии ниже хито­на над пле­чом… часть левой руки ниже дра­пи­ров­ки, по-види­мо­му, была отли­та отдель­но — так, чтобы не было скры­то место соеди­не­ния… Мно­гие дета­ли были добав­ле­ны после отлив­ки: дра­пи­ров­ка, спа­даю­щая на левом пле­че, объ­ем­ный валик тка­ни на талии и три глу­бо­ко выре­зан­ные труб­ча­тые сги­ба в юбке хито­на» (Mattusch, изд. 1996, с. 276). Ноги были так­же отли­ты по отдель­но­сти.

По сло­вам Ugo Jandolo, пер­во­го извест­но­го вла­дель­ца ста­туи и зна­ме­ни­то­го участ­ни­ка анти­квар­но­го рын­ка Рима пер­вой поло­ви­ны XX века, фигу­ра Арте­ми­ды и оле­ня была обна­ру­же­на слу­чай­но до нача­ла 1930-х годов в Риме во вре­мя рекон­струк­ции зда­ний воз­ле кафед­раль­но­го собо­ра Сан-Джо­ван­ни ин Лате­ра­но. В том же самом рай­оне веду­щи­е­ся Вати­ка­ном рас­коп­ки откры­ли осно­ва­ния и фраг­мен­ты стен част­ных домов или вилл, дати­ру­е­мые II в. н. э., неко­то­рые из кото­рых укра­ше­ны настен­ной живо­пи­сью (см. Paolo Liverani, ed., Laterano 1. Scavi sotto la basilica di S. Giovanni in Laterano. I materiali, Città del Vaticano, 1998). Недав­ние рас­коп­ки на сосед­ней Via dell’ Amba Aradam обна­жи­ли более ран­нюю построй­ку, в кото­рой видят дом Пизо­нов и Лате­ра­нов, кон­фис­ко­ван­ный Неро­ном в пер­вой поло­вине I века. Более веро­ят­но, что ста­туя Арте­ми­ды укра­ша­ла залы или сады таких вели­че­ст­вен­ных част­ных домов, а не пуб­лич­ное про­стран­ство или зда­ние.


Литература:
«Goddess in Buffalo», Time Magazine, June 22, 1953;
Buffalo Business, July 1953, p. 34 (illustrated);
Buffalo Courier-Express. Pictorial, Sunday, November 1, 1953 (pre-cleaning detail photo on p. 4);
Edgar C. Schenk and Patrick J. Kelleher, «Diana and the Stag — a Hellenistic Bronze», Gallery Notes, Vol. 18, No. 2, 1954, pp. 3-6, with a technical analysis by William J. Young, pp. 6-7, Figs. 1-13;
Cornelius C. Vermeule, Michigan Daily, May 22, 1955, p. 15;
Margarete Bieber, Ancient Copies: Contributions to the History of Greek and Roman Art, New York, 1977, pp. 75 and 82, Figs. 287-289;
Steven A. Nash, with Katy Kline, Charlotta Kotik and Emese Wood, Albright-Knox Gallery. Painting and Sculpture from Antiquity to 1942, New York, 1979, pp. 62-63 (illustrated);
Cornelius C. Vermeule, Greek Art: Socrates to Sulla, from the Peloponnesian Wars to the Rise of Julius Caesar, Museum of Fine Arts, Boston, 1980, pp. 86 and 133, Fig. 113;
Cornelius C. Vermeule, Greek and Roman Sculpture in America. Masterpieces in Public Collections in the United States and Canada, Malibu, California, 1981, p. 169, illus., and colorplate 13;
Carol C. Mattusch, ed., The Fire of Hephaistos: Large Classical Bronzes from North American Collections, catalogue of the exhibition, Cambridge, Massachusetts, 1996, No. 35, pp. 274-282, Figs. 34 a-q, pl. 5 and frontispiece;
Nancy Stapen, «Smashing Assumptions Cast in Bronze», The Boston Globe, Tuesday, May 28, 1996, Art section, p. 36 (illustrated);
Jonathan Shaw, «The Fire of Hephaistos: How the Science Driving an Exhibition Changes our Understanding of Classical Bronze Statuary», Harvard Magazine, May-June, 1996, illus. pp. 55 (x-ray), 57, 58, and 62;
Sandra E. Knudsen, «The Fire of Hephaistos», Minerva Magazine, Vol. 7, No. 3, June 1996, p. 28 (illustrated);
Archaeology, May/June 1996, cover illus.;
Carol C. Mattusch, Myth, Man and Metal: Bronze Sculpture of Ancient Greece and Rome, Institute of Mediterranean Studies Video Lecture Series, Vol. III, 1996;
Janet Burnett Grossman, review of C. C. Mattusch, Myth, Man and Metal, in Bryn Mawr Classical Review, June 8, 1997.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Sotheby’s Auction House (7 Jun. 2007, Sale N08325, Lot 41).
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca богиня артемида артемиды dea artemis римская romana диана diana скульптура скульптурный sculptura римский римские бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые скульптурная группа статуя статуи statua statuae стоящая женская одежда обувь сандалия сандалии solea хитон chiton khiton диадема diadema пояс венец корона стефана corona stephane олень оленя лань гиматий hymation himation олененок ugo jandolo and pierro tozzi инв № l 2007 63