Гробница семейства Кай Куту
III—I вв. до н. э.Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии Фото: И. А. Шурыгин

Гробница семейства Кай Куту.

III—I вв. до н. э.

Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.

Происхождение:
Гипо­гей был обна­ру­жен в 1983 г. слу­чай­но при стро­и­тель­ных работах в местеч­ке Мон­те­лу­чо в Перуд­же (виа Мадон­на дель Рич­чо). Пол­но­стью пере­ме­щен в Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Умбрии в Перуд­же.

Описание:
ГРОБНИЦА СЕМЕЙСТВА КАЙ КУТУ В ПЕРУДЖЕ

В декаб­ре 1983 г. в Перуд­же, в рай­оне Мон­те­лу­че на виа Мадон­на дей Рич­чо, при про­веде­нии фун­да­мент­ных работ была слу­чай­но обна­ру­же­на нераз­граб­лен­ная мно­го­ка­мер­ная этрус­ская гроб­ни­ца элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да.

О наход­ке были постав­ле­ны в извест­ность город­ские вла­сти, кото­рые, в свою оче­редь, про­ин­фор­ми­ро­ва­ли о ней Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние. Сотруд­ни­ки Управ­ле­ния при­бы­ли на место и в тече­ние несколь­ких меся­цев про­ве­ли рас­коп­ки, обес­пе­чив сохран­ность содер­жи­мо­го гроб­ни­цы, кото­рая на про­тя­же­нии при­бли­зи­тель­но двух сто­ле­тий исполь­зо­ва­лась для погре­бе­ния несколь­ких поко­ле­ний одно­го семей­ства.

Гроб­ни­ца, имев­шая кре­сто­об­раз­ный план, была выко­па­на в оса­доч­ных поро­дах на склоне хол­ма в Перуд­же (мест­ное наз­ва­ние — tassello). Она состо­я­ла из про­стор­ной цел­лы, играв­шей роль вести­бу­лу­ма, в кото­рую сна­ру­жи вел коридор (dromos). Вход в коридор зак­ры­вал­ся пли­той тра­вер­ти­на, обна­ру­жен­ной на сво­ем месте. На трех сто­ро­нах цен­траль­ной цел­лы име­лись про­хо­ды в три дру­гие цел­лы.

До момен­та обна­ру­же­ния гроб­ни­ца оста­ва­лась нетро­ну­той. Она исполь­зо­ва­лась с III по I в. до н. э. Она содер­жа­ла в общей слож­но­сти пять­де­сят тра­вер­ти­но­вых погре­баль­ных урн перуд­жий­ско­го типа, две из кото­рых были пок­ры­ты сло­ем шту­ка­тур­ки, а так­же один сар­ко­фаг из пес­ча­ни­ка, сто­яв­ший вдоль сте­ны в глу­бине глав­ной цел­лы, и являв­ший­ся самым древним захо­ро­не­ни­ем в этой гроб­ни­це. В сар­ко­фа­ге содер­жа­лись чело­ве­че­ские остан­ки, одна­ко опре­де­лить имя покой­но­го не уда­лось из-за отсут­ст­вия над­пи­си.

Извест­но, что в арха­и­че­скую эпо­ху на терри­то­рии Перуд­жи пре­об­ла­да­ла прак­ти­ка ингу­ма­ции, тогда как в элли­ни­сти­че­ский пери­од, начи­ная с III в. до н. э., ста­ла при­ме­нять­ся в основ­ном кре­ма­ция, что под­твер­жда­ет­ся нали­чи­ем в дан­ной гроб­ни­це 50 урн для пеп­ла.

Почти все урны несут на стен­ке или крыш­ке над­пись с име­нем покой­но­го (48 из 50; лишь две урны и сар­ко­фаг не име­ют над­пи­си). Все похо­ро­нен­ные в гроб­ни­це явля­лись чле­на­ми одно­го семей­ства Кай Куту (cai cutu). Судя по оно­ма­сти­че­ским фор­му­лам, все над­пи­си на урнах отно­сят­ся к лицам муж­ско­го пола. Оно­ма­сти­че­ская фор­му­ла состо­ит из пре­но­ме­на, родо­во­го име­ни, в боль­шин­стве слу­ча­ев пред­став­лен­но­го пат­ро­ни­мом (име­нем отца) и, неред­ко, мат­ро­ни­мом (име­нем мате­ри), за кото­рым сле­ду­ет тер­мин clan (=сын).

Еще не завер­ше­ны ант­ро­по­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния остан­ков, кото­рые, воз­мож­но, поз­во­лят отве­тить на вопрос, дей­ст­ви­тель­но ли в гроб­ни­це хоро­ни­ли лиц толь­ко муж­ско­го пола.

У пер­вых покой­ных, похо­ро­нен­ных в гроб­ни­це, родо­вое имя состо­я­ло из двух эле­мен­тов — cai cutu — что с боль­шой долей веро­ят­но­сти ука­зы­ва­ет на раб­ское про­ис­хож­де­ние родо­на­чаль­ни­ка. С тече­ни­ем вре­ме­ни потом­ки уда­ли­ли из оно­ма­сти­че­ской фор­му­лы сло­во cai, обо­зна­чав­шее раб­ское про­ис­хож­де­ние, оста­вив лишь имя cutu. На самых позд­них урнах (все они рас­по­ло­же­ны в цел­ле-вести­бу­лу­ме), дати­ру­е­мых пери­о­дом после 89 г. до н. э., т. е. после полу­че­ния рим­ско­го граж­дан­ства, над­пи­си содер­жат латин­скую оно­ма­сти­ку: этрус­ское родо­вое имя cutu лати­ни­зи­ру­ет­ся до Cutius. На одной из урн ука­за­на так­же три­ба — Tromentina — к кото­рой отно­си­лись оби­та­те­ли Перуд­жи. Таким обра­зом, исто­рия гроб­ни­цы отра­жа­ет фазу пере­хо­да от этрус­ско­го язы­ка к латы­ни.

Из всех урн наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ют две наи­бо­лее ран­ние, пок­ры­тые сло­ем шту­ка­тур­ки, сто­яв­шие по сто­ро­нам от сар­ко­фа­га в цен­траль­ной цел­ле: они были про­из­веде­ны в той же мастер­ской, что и урны семей­ства velimna (лат. Volumni) из извест­ней­ше­го перуд­жий­ско­го гипо­гея Волум­ни­ев. Осталь­ные урны явля­ют­ся более позд­ней мест­ной элли­ни­сти­че­ской про­дук­ци­ей; их фрон­таль­ные поверх­но­сти укра­ше­ны доволь­но слож­ны­ми деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми, изо­бра­же­ни­я­ми бан­кет­ной сце­ны, сра­же­ний, кен­тав­ро­ма­хии, бит­вы гре­ков с пер­са­ми, а так­же про­сты­ми моти­ва­ми вро­де розетт.

На полу левой цел­лы были так­же обна­ру­же­ны брон­зо­вый кот­та­бий (чаша для игры в кот­таб — И. Ш.) и паноп­лия (воору­же­ние гоп­ли­та — И. Ш.): брон­зо­вый щит, поно­жи, желез­ный меч, пара брон­зо­вых нащеч­ни­ков от шле­ма (сам шлем отсут­ст­во­вал).

Запол­не­ние гроб­ни­цы нача­лось, без сомне­ния, с даль­ней цел­лы, где пер­вым был поме­щен сар­ко­фаг, кото­рый впо­след­ст­вии оста­вал­ся на пер­во­на­чаль­ном месте. По обе сто­ро­ны от него вплот­ную друг к дру­гу сто­я­ли по три урны, место­рас­по­ло­же­ние кото­рых так­же не меня­лось. Cпере­ди от них нахо­ди­лись два ряда урн: пра­вый и левый. Воз­мож­но, урны из лево­го ряда были пере­ме­ще­ны. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что ста­рей­шие чле­ны семьи стре­ми­лись полу­чить место рядом со сво­и­ми пред­ка­ми. Урны 11, 12, и, воз­мож­но, 13 мог­ли при­над­ле­жать бра­тьям. Все трое явля­лись сыно­вья­ми Арн­та (чей прах, пред­по­ло­жи­тель­но, нахо­дит­ся в урне 2) и жен­щи­ны, чье родо­вое имя име­ет­ся на двух урнах: на одной в фор­ме Фети­уни­ал, и на дру­гой в фор­ме Фету­ал. Осталь­ные урны, ско­рее все­го, пере­став­ля­лись в тече­ние вре­ме­ни.

В цел­ле-вести­бу­лу­ме сле­ва от вхо­да лежа­ла груда кера­ми­ки, частич­но битой, впе­ре­меж­ку с костя­ми живот­ных: мусор после поми­наль­ных тра­пез в честь покой­ных.

К сожа­ле­нию, пло­хая сохран­ность гроб­ни­цы, выко­пан­ной в грун­те, не поз­во­ли­ла орга­ни­зо­вать в ней экс­по­зи­цию-лапида­рий. Поэто­му было реше­но пере­не­сти все мате­ри­а­лы в Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Перуд­жи и вос­про­из­ве­сти инте­рьер гипо­гея в том виде, в каком он сфор­ми­ро­вал­ся в тече­ние двух сто­ле­тий.


Источники:
© 2009 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013. Пер. с итал. музейного сопроводительного текста: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria скульптура скульптурный sculptura погребальная урна погребальные урны для пепла праха пеплохранилище семейная гробница гипогей кай куту cai cutu туф травертин перуджа