Гробница семейства Кай Куту.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
В декабре 1983 г. в Перудже, в районе Монтелуче на виа Мадонна дей Риччо, при проведении фундаментных работ была случайно обнаружена неразграбленная многокамерная этрусская гробница эллинистического периода.
О находке были поставлены в известность городские власти, которые, в свою очередь, проинформировали о ней Археологическое управление. Сотрудники Управления прибыли на место и в течение нескольких месяцев провели раскопки, обеспечив сохранность содержимого гробницы, которая на протяжении приблизительно двух столетий использовалась для погребения нескольких поколений одного семейства.
Гробница, имевшая крестообразный план, была выкопана в осадочных породах на склоне холма в Перудже (местное название — tassello). Она состояла из просторной целлы, игравшей роль вестибулума, в которую снаружи вел коридор (dromos). Вход в коридор закрывался плитой травертина, обнаруженной на своем месте. На трех сторонах центральной целлы имелись проходы в три другие целлы.
До момента обнаружения гробница оставалась нетронутой. Она использовалась с III по I в. до н. э. Она содержала в общей сложности пятьдесят травертиновых погребальных урн перуджийского типа, две из которых были покрыты слоем штукатурки, а также один саркофаг из песчаника, стоявший вдоль стены в глубине главной целлы, и являвшийся самым древним захоронением в этой гробнице. В саркофаге содержались человеческие останки, однако определить имя покойного не удалось из-за отсутствия надписи.
Известно, что в архаическую эпоху на территории Перуджи преобладала практика ингумации, тогда как в эллинистический период, начиная с III в. до н. э., стала применяться в основном кремация, что подтверждается наличием в данной гробнице 50 урн для пепла.
Почти все урны несут на стенке или крышке надпись с именем покойного (48 из 50; лишь две урны и саркофаг не имеют надписи). Все похороненные в гробнице являлись членами одного семейства Кай Куту (cai cutu). Судя по ономастическим формулам, все надписи на урнах относятся к лицам мужского пола. Ономастическая формула состоит из преномена, родового имени, в большинстве случаев представленного патронимом (именем отца) и, нередко, матронимом (именем матери), за которым следует термин clan (=сын).
Еще не завершены антропологические исследования останков, которые, возможно, позволят ответить на вопрос, действительно ли в гробнице хоронили лиц только мужского пола.
У первых покойных, похороненных в гробнице, родовое имя состояло из двух элементов — cai cutu — что с большой долей вероятности указывает на рабское происхождение родоначальника. С течением времени потомки удалили из ономастической формулы слово cai, обозначавшее рабское происхождение, оставив лишь имя cutu. На самых поздних урнах (все они расположены в целле-вестибулуме), датируемых периодом после 89 г. до н. э., т. е. после получения римского гражданства, надписи содержат латинскую ономастику: этрусское родовое имя cutu латинизируется до Cutius. На одной из урн указана также триба — Tromentina — к которой относились обитатели Перуджи. Таким образом, история гробницы отражает фазу перехода от этрусского языка к латыни.
Из всех урн наибольший интерес представляют две наиболее ранние, покрытые слоем штукатурки, стоявшие по сторонам от саркофага в центральной целле: они были произведены в той же мастерской, что и урны семейства velimna (лат. Volumni) из известнейшего перуджийского гипогея Волумниев. Остальные урны являются более поздней местной эллинистической продукцией; их фронтальные поверхности украшены довольно сложными декоративными мотивами, изображениями банкетной сцены, сражений, кентавромахии, битвы греков с персами, а также простыми мотивами вроде розетт.
На полу левой целлы были также обнаружены бронзовый коттабий (чаша для игры в коттаб —
Заполнение гробницы началось, без сомнения, с дальней целлы, где первым был помещен саркофаг, который впоследствии оставался на первоначальном месте. По обе стороны от него вплотную друг к другу стояли по три урны, месторасположение которых также не менялось. Cпереди от них находились два ряда урн: правый и левый. Возможно, урны из левого ряда были перемещены. Создается впечатление, что старейшие члены семьи стремились получить место рядом со своими предками. Урны 11, 12, и, возможно, 13 могли принадлежать братьям. Все трое являлись сыновьями Арнта (чей прах, предположительно, находится в урне 2) и женщины, чье родовое имя имеется на двух урнах: на одной в форме Фетиуниал, и на другой в форме Фетуал. Остальные урны, скорее всего, переставлялись в течение времени.
В целле-вестибулуме слева от входа лежала груда керамики, частично битой, вперемежку с костями животных: мусор после поминальных трапез в честь покойных.
К сожалению, плохая сохранность гробницы, выкопанной в грунте, не позволила организовать в ней экспозицию-лапидарий. Поэтому было решено перенести все материалы в Национальный археологический музей Перуджи и воспроизвести интерьер гипогея в том виде, в каком он сформировался в течение двух столетий.
© 2013. Пер. с итал. музейного сопроводительного текста: И. А. Шурыгин.