Саркофаг в форме виноградной давильни (ленос) с изображением процессии вступления консула в должность (processus consularis).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Саркофаг из Ачилии.
В 1950 г. в Ачилии близ Рима в ходе сельскохозяйственных работ были обнаружены фрагменты саркофага-леноса (саркофага овальной формы, напоминающего давильню для винограда —
Лучше всего сохранилась левая боковая часть саркофага, рельеф которой служит продолжением фронтального рельефа. Здесь в ряду типических персонажей выделяется фигура с хорошо сохранившейся портретной головой мальчика. Он одет в toga virilis, которая, как и руки фигуры, явно принадлежала взрослому. Туловище определенно контрастирует с головой, поэтому можно предположить, что изначальные соображения мастера относительно этой фигуры были иными. Вероятно, портрет мальчика был изваян позднее, на втором этапе, из черновой заготовки (bosse), либо из головы типического персонажа.
Саркофаг из Ачилии использовался в качестве иллюстрации развития стиля как ранний пример появления абстракции в конце третьего века. Вкупе с двумя упомянутыми выше экземплярами (один из музея Торлониа, другой — «Саркофаг братьев» в Неаполе) саркофаг из Ачилии служит примером развития стиля на протяжении третьего столетия. Однако саркофаг из палаццо Торлониа был подвергнут столь интенсивной реставрации, что использовать его рельеф для иллюстрации развития стиля не представляется возможным. Саркофаг из Ачилии был найден недавно, и попыток восстановить его в целостном виде не предпринималось. Поверхности не обрабатывались, трещины и просветы между фрагментами оставлены незаполненными, в отличие от многих других экземпляров. В результате мы видим образец римской скульптуры в аутентичном состоянии. Поскольку он играет важную роль в построении хронологии саркофагов, я хотела бы критически оценить его как веху в развитии стиля, установленную Andreae.
Начнем с портрета мальчика, который одними исследователями датируется
В дальнейших попытках датировать саркофаг предпринимались поиски сходства частично сохранившегося на фронтальной поверхности мужского портрета с портретами императоров. Fittschen отметил, что из всех императоров третьего века длинные бороды носили только Септимий Север, Макрин, Пупиен и Тацит, причем первых двух можно исключить из списка на основании стилистических особенностей саркофага. Fittschen отвергает возможность датировки саркофага по портрету. Это порождает трудности, поскольку свода надежно датированных рельефов третьего века, при определении времени изготовления которых не использовались бы стилистические особенности портретов, не имеется. Исключение из списка первых двух императоров позволяет отнести портрет ко времени правления Тацита, но, как заметил Wrede, способ обработки бороды не имеет аналогов среди портретных типов после Галлиена.
Единственная сохранившаяся женская голова в стилистическом отношении демонстрирует сочетание типического и портретного. Черты ее лица свойственны традиционному обобщенному женскому типу, тогда как коса на затылке характерна для причесок определенного периода. Было высказано предположение о том, что данная женская голова принадлежала фигуре, располагавшейся между двумя протагонистами фронтального рельефа. Прически, современные периоду, как, например, прическа с косой у данной головы, крайне несвойственны для типических фигур на саркофагах, но с другой стороны, глубокая проработка локонов буравом на остальной поверхности головы характерна именно для типических фигур. Сочетание римской прически с чертами лица типической фигуры дает основание предположить, что данная голова подвергалась переработке в одно время с портретом мальчика с целью создания еще одного портрета. Женские портреты на саркофагах зачастую различаются лишь прической, характерной для своей эпохи, поэтому скульптура могла символически представлять реальную фигуру. Прическа сходна с таковыми у Транквиллины, супруги Гордиана III, и Отацилии Северы, супруги Филиппа Аравитянина, которые также носили косы, уложенные на затылке. По этой прическе рельеф можно датировать приблизительно серединой третьего века.
Я прихожу к заключению, что использование саркофага в качестве объекта, по которому можно судить о стиле конца третьего столетия, довольно проблематично. Анализ персонажа с головой мальчика позволяет утверждать, что его портрет явился поздним добавлением, поскольку явно взрослая мужская фигура не могла быть исходно предназначена для того, чтобы представлять юношу. Рельеф не мог быть создан позднее портрета, и следовательно, должен датироваться более ранним временем, чем портрет. Даже если принять позднюю датировку портрета мальчика, получается, что рельеф был изготовлен ранее
Пересмотр взглядов на саркофаг из Ачилии ставит под сомнение хронологическую последовательность трех упомянутых саркофагов (Торлониа, Неаполь, Ачилия). Мужской портрет, женская прическа и вторичный портрет мальчика указывают на то, что саркофаг из Ачилии является самым ранним из трех. Следует соблюдать большую осторожность в использовании существующей системы стилистических характеристик свода саркофагов третьего века.
© 2011 г. Описание: Stine Birk. Third-Century Sarcophagi from the City of Rome: A Chronological Reappraisal. Analecta Romana Instituti Danici XXXV—XXXVI, 2011. Accademia di Danimarca P. 11—14.
© 2013 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.