Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе
Мрамор.
III в. н. э.
Инв. № 853.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе.

Мрамор.
III в. н. э.
Инв. № 853.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
При­об­ре­тен в 1888 г. в Риме у Инно­чен­ти. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

Описание:

43. Сар­ко­фаг с желоб­ка­ми; музы и порт­рет в кли­пе­усе

Фрон­таль­ная стен­ка разде­ле­на на пять сек­ций. В цен­тре и на обо­их кон­цах фигу­ры; меж­ду ними две пане­ли с желоб­ка­ми. Их удли­нен­ная S-образ­ная фор­ма напо­ми­на­ет стри­гиль — инстру­мент, исполь­зо­вав­ший­ся в антич­но­сти для чист­ки тела после упраж­не­ний. Поэто­му сар­ко­фа­ги с таким типом укра­ше­ний извест­ны как «стри­гиль­ные сар­ко­фа­ги». Сек­ции с желоб­ка­ми огра­ни­че­ны свер­ху и сни­зу мол­дин­га­ми.

По цен­тру сар­ко­фа­га порт­рет­ный бюст жен­щи­ны, рас­по­ло­жен­ный внут­ри круг­лой рам­ки — т. н. кли­пе­ус, или порт­рет на щите. Чер­ты лица толь­ко обо­зна­че­ны, так что мы име­ем дело с неза­вер­шен­ной голо­вой, остав­лен­ной в виде заготов­ки для окон­ча­тель­ной обра­бот­ки масте­ром-порт­ре­ти­стом. Жен­щи­на оде­та в туни­ку и пал­лу и дер­жит сви­ток в левой руке; жест ее пра­вой руки гово­рит о том, что она с кем-то бесе­ду­ет (ср. № 37).

Неболь­шая сце­на под кли­пе­усом на тему сель­ской идил­лии изо­бра­жа­ет пас­ту­ха, доя­ще­го козу в тени дере­ва.

На край­ней левой пане­ли мы видим музу тра­гедии, Мель­по­ме­ну. Она обу­та в котур­ны (kothornoi), высо­кую обувь акте­ров, и оде­та в длин­ное пла­тье с рука­ва­ми, высо­ко под­по­я­сан­ное поя­сом с узор­ной вышив­кой. В левой руке она дер­жит тра­ги­че­скую мас­ку Герак­ла, а в пра­вой — его дуби­ну, постав­лен­ную на голо­ву живот­но­го. На про­ти­во­по­лож­ном кон­це изо­бра­же­на муза комедии, Талия. Под пла­щом она носит харак­тер­ную плот­но обле­гаю­щую сет­ча­тую одеж­ду, кото­рая, веро­ят­но, была нари­со­ва­на. В левой руке она дер­жит пас­ту­ше­скую пал­ку, лаго­бо­лон. Рядом с ней две коми­че­ские мас­ки, каж­дая на пьеде­ста­ле.

Боко­вые сто­ро­ны обра­бота­ны при помо­щи инстру­мен­тов для гру­бой обра­бот­ки кам­ня, спи­цы и тро­ян­ки. Сар­ко­фа­ги-стри­гил­ла­то с дан­ны­ми муза­ми явля­ют­ся ред­ко­стью, а наш — един­ст­вен­ный пол­но­стью сох­ра­нив­ший­ся. Музы и свит­ки — это харак­тер­ные зна­ки, ука­зы­ваю­щие на высо­кий ста­тус и интел­лек­ту­аль­ное заня­тие чело­ве­ка, а пас­то­раль­ная сце­на — это сим­во­лич­ное выра­же­ние идеи счаст­ли­вой жиз­ни, vita felix, при­чем как в язы­че­стве, так и в хри­сти­ан­стве. Широ­кое при­ме­не­ние зуби­ла при­да­ет фигур­но­му укра­ше­нию харак­тер работы по дере­ву и свер­ле­ние исполь­зу­ет­ся очень ред­ко. Это при­зна­ки про­вин­ци­аль­но­го ремес­ла, про­явив­ше­го­ся в неко­то­рых сто­лич­ных мастер­ских в нача­ле IV в. Что сар­ко­фаг не явля­ет­ся под­дел­кой (М. Вег­нер), было дока­за­но Ган­сом Габель­ма­ном.

Рим. Ок. 310—320 гг.

Инв. № 853.

Мра­мор.
Выс. 0,54 м, дл. 2,10 м, шир. 0,59 м.

Верх­ние углы фрон­таль­ной стен­ки отби­ты, в осталь­ном сохран­ность хоро­шая. Внут­ри ящи­ка под­го­лов­ни­ка нет. Зад­няя стен­ка обра­бота­на кай­лом и зуби­лом.

При­об­ре­тен в 1888 г. в Риме у Инно­чен­ти. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.


Литература:
F. Poulsen 1951, Cat. 779; T. B. L. Webster, BICS Suppl 11 (1961) 28 (IS 48), 218, IS 48; Id., BICS 14 (1962) 19, IS (32), 100, IS 32, pl. Vl f.; M. Wegner, ASR V 3 (1966) 20, no. 35; H. Gabelmann, BJb 168 (1968) 539 f.; K. Fittschen, Gnomon 44 (1972) 489 f.; K-S, 202, с n. 103. Cf. Wegner, op. cit, no. 102 и 103. Сар­ко­фа­ги-стри­гил­ла­то: Koch 1993, 90. Пас­то­раль­ные сце­ны: N. Himmelann, Über Hirtengenre in der antiken Kunst (1980) 124 ff., 131 f., 141 с прим.; K-S, 116 ff.; H. Sichtermann, MarbWPr 1984, 49 ff. Про одеж­ду Талии: H. Schöndorf, AA 1980, 136 ff. со снос­ка­ми.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1996 г. Описание: Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. I. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 1996. С. 100—101, cat. no. 43.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca муза музы мельпомена мельпомены musa musae талия талии фалия фалии thalia портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина рельеф рельефы рельефный скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi стригильный саркофаг-стригилато стригиллато strigilato щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata мрамор женская одежда пастушеский пастуший посох пастушья палка лагоболон педум lagobolon pedum свиток volumen rotulus дубина палица пояс пастух пастуха pastor коза козы жест жесты покойной покойная умершей умершая комическая маска комедийная трагедийная трагическая трагедия трагедии котурн котурны cothurnus kothornos доение вышитый узорный с вышивкой вышивка геракла инв № 853