III в. н. э.Инв. № 853.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе.
III в. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
43. Саркофаг с желобками; музы и портрет в клипеусе
Фронтальная стенка разделена на пять секций. В центре и на обоих концах фигуры; между ними две панели с желобками. Их удлиненная S-образная форма напоминает стригиль — инструмент, использовавшийся в античности для чистки тела после упражнений. Поэтому саркофаги с таким типом украшений известны как «стригильные саркофаги». Секции с желобками ограничены сверху и снизу молдингами.
По центру саркофага портретный бюст женщины, расположенный внутри круглой рамки — т. н. клипеус, или портрет на щите. Черты лица только обозначены, так что мы имеем дело с незавершенной головой, оставленной в виде заготовки для окончательной обработки мастером-портретистом. Женщина одета в тунику и паллу и держит свиток в левой руке; жест ее правой руки говорит о том, что она с кем-то беседует (ср. № 37).
Небольшая сцена под клипеусом на тему сельской идиллии изображает пастуха, доящего козу в тени дерева.
На крайней левой панели мы видим музу трагедии, Мельпомену. Она обута в котурны (kothornoi), высокую обувь актеров, и одета в длинное платье с рукавами, высоко подпоясанное поясом с узорной вышивкой. В левой руке она держит трагическую маску Геракла, а в правой — его дубину, поставленную на голову животного. На противоположном конце изображена муза комедии, Талия. Под плащом она носит характерную плотно облегающую сетчатую одежду, которая, вероятно, была нарисована. В левой руке она держит пастушескую палку, лагоболон. Рядом с ней две комические маски, каждая на пьедестале.
Боковые стороны обработаны при помощи инструментов для грубой обработки камня, спицы и троянки. Саркофаги-стригиллато с данными музами являются редкостью, а наш — единственный полностью сохранившийся. Музы и свитки — это характерные знаки, указывающие на высокий статус и интеллектуальное занятие человека, а пасторальная сцена — это символичное выражение идеи счастливой жизни, vita felix, причем как в язычестве, так и в христианстве. Широкое применение зубила придает фигурному украшению характер работы по дереву и сверление используется очень редко. Это признаки провинциального ремесла, проявившегося в некоторых столичных мастерских в начале IV в. Что саркофаг не является подделкой (М. Вегнер), было доказано Гансом Габельманом.
Рим. Ок. 310—
Инв. № 853.
Мрамор.
Выс. 0,54 м, дл. 2,10 м, шир. 0,59 м.
Верхние углы фронтальной стенки отбиты, в остальном сохранность хорошая. Внутри ящика подголовника нет. Задняя стенка обработана кайлом и зубилом.
Приобретен в 1888 г. в Риме у Инноченти. Происхождение неизвестно.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1996 г. Описание: Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. I. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 1996. С. 100—101, cat. no. 43.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.