Саркофаг супружеской пары со сценами амазономахии.
Париж, Лувр.
Монументальный саркофаг был найден в 1836 г. на севере Греции в Фессалониках. Он поступил в Лувр в 1842 г., спустя два года после того как был преподнесен в дар Луи-Филиппу консулом М. Жиллетом. Саркофаг представляет собой аттическую работу второго века нашей эры. Афины являлись третьим по значению центром производства саркофагов после Рима и Малой Азии. Традиционно в Афинах изготовляли саркофаги, украшенные рельефами, предназначенные для клиентов не только в разных частях Греции (как в данном случае), но и во всем Средиземноморье. Производство саркофагов прекратилось в конце третьего века по причине экономического кризиса, частично вызванного вторжением Герулиана в Аттику в 267 г.
Как это было принято в Этрурии, Риме и на италийском пространстве, скульптор персонализировал саркофаг, разместив на крышке портретные изображения полулежащих покойных супругов. Внешне саркофаг напоминает погребальное ложе, поддерживаемое по углам кариатидами, застеленное толстым матрасом с подушками, покрытыми вышивкой. По ряду признаков можно определить, что портреты относятся приблизительно к 180 г. н. э.: так, прическа женщины с крупными волнами и пробором по средней линии и шиньоном на затылке у основания шеи относится к стилю, распространенному среди знатных римлянок времен Нервы — Антонинов (96—
Аттические саркофаги устанавливались в местах, где они были доступны круговому обзору, и потому украшались рельефами со всех четырех сторон. Этим они отличались от римских саркофагов, покрытых рельефами только с трех сторон (в Риме саркофаги придвигались вплотную к стене, либо устанавливались в нишах мавзолея или гипогея —
Насыщенная композиция неистовой схватки образована клубком скрученных и изогнутых тел, а также эффектами, создаваемыми драпировкой, контрастирующей с наготой фигур. Позы сражающихся были с некоторыми изменениями заимствованы у греческих скульптур. Монументальность фигур отражает вкусы греческих мастеров, изображавших каждого персонажа как отдельную скульптуру, наделенную индивидуальностью. На тыльной стороне низким рельефом выполнены фигуры двух грифонов, обращенные друг к другу и окруженные гирляндами, которые держат две фигуры Геракла по краям и один орел.
Fr. Baratte, L’Art romain, Manuels de l’Ecole du Louvre, Paris, 1996, p. 157, fig.
Fr. Baratte, Metzger (C.), Musée du Louvre. Catalogue de sarcophages en pierre des époques romaine et paléochrétiene, Paris, 1985, p. 256—
Данные: музейная аннотация.
© 2013 г. Описание: http://www.louvre.fr/
© 2013 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин