Саркофаг супружеской пары со сценами амазономахии
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.Инв. № Ma 2119.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг супружеской пары со сценами амазономахии.

Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Инв. № Ma 2119.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Фес­са­ло­ни­ках в 1836 г. При­не­сен в дар коро­лю Луи-Филип­пу кон­су­лом Фран­ции в 1842 г.

Описание:
Со вто­ро­го века нашей эры афин­ские мастер­ские, как и рим­ские, про­из­во­ди­ли мону­мен­таль­ные сар­ко­фа­ги, кото­рые про­да­ва­лись в раз­ных реги­о­нах Гре­ции, а так­же по все­му Сре­ди­зем­но­мо­рью. При­ме­ром может слу­жить дан­ный сар­ко­фаг, изготов­лен­ный око­ло 180 г. и обна­ру­жен­ный в Фес­са­ло­ни­ках. На гру­бо обра­ботан­ной крыш­ке пред­став­ле­на супру­же­ская пара на погре­баль­ном ложе. Сар­ко­фаг укра­шен кар­ти­на­ми леген­дар­ной бит­вы гре­ков с ама­зон­ка­ми; тыль­ная сто­ро­на несет изо­бра­же­ния гри­фо­нов и гир­лянд.

Мону­мен­таль­ный сар­ко­фаг был най­ден в 1836 г. на севе­ре Гре­ции в Фес­са­ло­ни­ках. Он посту­пил в Лувр в 1842 г., спу­стя два года после того как был пре­под­не­сен в дар Луи-Филип­пу кон­су­лом М. Жил­ле­том. Сар­ко­фаг пред­став­ля­ет собой атти­че­скую работу вто­ро­го века нашей эры. Афи­ны явля­лись третьим по зна­че­нию цен­тром про­из­вод­ства сар­ко­фа­гов после Рима и Малой Азии. Тра­ди­ци­он­но в Афи­нах изготов­ля­ли сар­ко­фа­ги, укра­шен­ные релье­фа­ми, пред­на­зна­чен­ные для кли­ен­тов не толь­ко в раз­ных частях Гре­ции (как в дан­ном слу­чае), но и во всем Сре­ди­зем­но­мо­рье. Про­из­вод­ство сар­ко­фа­гов пре­кра­ти­лось в кон­це третье­го века по при­чине эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, частич­но вызван­но­го втор­же­ни­ем Геру­ли­а­на в Атти­ку в 267 г.

Как это было при­ня­то в Этру­рии, Риме и на ита­лий­ском про­стран­стве, скуль­п­тор пер­со­на­ли­зи­ро­вал сар­ко­фаг, раз­ме­стив на крыш­ке порт­рет­ные изо­бра­же­ния полу­ле­жа­щих покой­ных супру­гов. Внешне сар­ко­фаг напо­ми­на­ет погре­баль­ное ложе, под­дер­жи­вае­мое по углам кари­а­ти­да­ми, засте­лен­ное тол­стым мат­ра­сом с подуш­ка­ми, пок­ры­ты­ми вышив­кой. По ряду при­зна­ков мож­но опре­де­лить, что порт­ре­ты отно­сят­ся при­бли­зи­тель­но к 180 г. н. э.: так, при­чес­ка жен­щи­ны с круп­ны­ми вол­на­ми и про­бо­ром по сред­ней линии и шиньо­ном на затыл­ке у осно­ва­ния шеи отно­сит­ся к сти­лю, рас­про­стра­нен­но­му сре­ди знат­ных рим­ля­нок вре­мен Нер­вы — Анто­ни­нов (96—192 гг.). Глу­бо­кая обра­бот­ка черт лиц рез­цом ука­зы­ва­ет на работу мест­но­го скуль­п­то­ра, создав­ше­го порт­ре­ты из загото­вок на неокон­че­ном сар­ко­фа­ге, достав­лен­ном в север­ную Гре­цию из Атти­ки.

Атти­че­ские сар­ко­фа­ги уста­нав­ли­ва­лись в местах, где они были доступ­ны кру­го­во­му обзо­ру, и пото­му укра­ша­лись релье­фа­ми со всех четы­рех сто­рон. Этим они отли­ча­лись от рим­ских сар­ко­фа­гов, пок­ры­тых релье­фа­ми толь­ко с трех сто­рон (в Риме сар­ко­фа­ги при­дви­га­лись вплот­ную к стене, либо уста­нав­ли­ва­лись в нишах мав­зо­лея или гипо­гея — И. Ш.). Сюжет релье­фа дан­но­го сар­ко­фа­га име­ет мифо­ло­ги­че­ское про­ис­хож­де­ние: на фрон­таль­ной и боко­вых пане­лях изо­бра­же­на бит­ва гре­ков с ама­зон­ка­ми во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны. В этой бит­ве цари­ца Пен­те­си­лея погиб­ла на руках Ахил­ла, кото­рый, нане­ся ей смер­тель­ный удар, влю­бил­ся в нее.

Насы­щен­ная ком­по­зи­ция неисто­вой схват­ки обра­зо­ва­на клуб­ком скру­чен­ных и изо­гну­тых тел, а так­же эффек­та­ми, созда­вае­мы­ми дра­пи­ров­кой, кон­тра­сти­ру­ю­щей с наготой фигур. Позы сра­жаю­щих­ся были с неко­то­ры­ми изме­не­ни­я­ми заим­ст­во­ва­ны у гре­че­ских скульп­тур. Мону­мен­таль­ность фигур отра­жа­ет вку­сы гре­че­ских масте­ров, изо­бра­жав­ших каж­до­го пер­со­на­жа как отдель­ную скульп­ту­ру, наде­лен­ную инди­виду­аль­но­стью. На тыль­ной сто­роне низ­ким релье­фом выпол­не­ны фигу­ры двух гри­фо­нов, обра­щен­ные друг к дру­гу и окру­жен­ные гир­лян­да­ми, кото­рые дер­жат две фигу­ры Герак­ла по кра­ям и один орел.


Литература:
K. de Kersauson, Catalogue des portraits romains, II, Paris, 1996, p. 306—307, n 138.
Fr. Baratte, L’Art romain, Manuels de l’Ecole du Louvre, Paris, 1996, p. 157, fig.
Fr. Baratte, Metzger (C.), Musée du Louvre. Catalogue de sarcophages en pierre des époques romaine et paléochrétiene, Paris, 1985, p. 256—261, n 166.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2013 г. Описание: http://www.louvre.fr/
© 2013 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф погребальная погребальный погребальные мифология mythologia graeca амазонка амазонки amazon amazones амазономахия борьба битва греков с амазонками amazonomachie amazonomachia саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мрамор мраморный аттический супружеской пары рельефы крышка саркофага инв № ma 2119