Бюст Септимия Севера
Мрамор. Ок. 200 г.Мюнхен, Глиптотека

Бюст Септимия Севера.

Мрамор. Ок. 200 г.

Мюнхен, Глиптотека.

Описание:
По свиде­тель­ствам древ­них исто­ри­ков, это был чело­век с силь­ной волей, храб­рый и жесто­кий. Элий Спар­ти­ан рас­ска­зы­ва­ет, с какой жесто­ко­стью он рас­прав­лял­ся со сво­и­ми сопер­ни­ка­ми Ниге­ром и Аль­би­ном и их сто­рон­ни­ка­ми, но, с дру­гой сто­ро­ны, отме­ча­ет и поло­жи­тель­ные его чер­ты как пра­ви­те­ля: «Север отли­чал­ся не толь­ко неумо­ли­мо­стью по отно­ше­нию к пре­ступ­ле­ни­ям, но и осо­бым уме­ни­ем выдви­гать спо­соб­ных людей. Доста­точ­но мно­го вре­ме­ни он отда­вал заня­ти­ям фило­со­фи­ей и ора­тор­ским искус­ст­вом и отли­чал­ся необык­но­вен­ным рве­ни­ем к нау­кам; …с одной сто­ро­ны, он казал­ся чрез­вы­чай­но жесто­ким, а с дру­гой — чрез­вы­чай­но полез­ным для государ­ства» (Элий Спар­ти­ан, Север, XVIII, 4—7). Север вел удач­ные вой­ны на Восто­ке и в Бри­та­нии. Как осно­ва­тель новой дина­стии, Сеп­ти­мий Север ста­рал­ся внешне похо­дить на «закон­ных» импе­ра­то­ров из дома Анто­ни­нов, поль­зо­вав­ших­ся попу­ляр­но­стью. В сво­их порт­ре­тах он, види­мо, ценил бла­го­об­ра­зие и импо­зант­ность. Его порт­рет в Мюн­хен­ской глип­то­те­ке во мно­гом напо­ми­на­ет изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров из дина­стии Анто­ни­нов. Лицо с непра­виль­ны­ми мяг­ки­ми чер­та­ми обрам­ле­но густы­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми и неболь­шой куд­ря­вой бород­кой. Глад­кая, тон­ко моде­ли­ро­ван­ная поверх­ность кожи соче­та­ет­ся с шеро­хо­ва­той фак­ту­рой волос, выпол­нен­ных с обиль­ным при­ме­не­ни­ем бура­ва. Этот порт­рет еще пол­но­стью при­мы­ка­ет к порт­ре­там Анто­ни­нов. В нем есть эффект­ность, деко­ра­тив­ность, поверх­ность трак­то­ва­на в живо­пис­ной све­то­те­не­вой мане­ре. В то же вре­мя его крот­кое, груст­ное выра­же­ние не вяжет­ся с обра­зом импе­ра­то­ра, оха­рак­те­ри­зо­ван­ным выше.

В рим­ских порт­ре­тах трак­тов­ка бюста, а так­же харак­тер одеж­ды явля­лись сред­ства­ми уси­ле­ния худо­же­ст­вен­ной выра­зи­тель­но­сти обра­за. В этом порт­ре­те Сеп­ти­мия Севе­ра сво­бод­ная поста­нов­ка голо­вы, широ­кие пле­чи и грудь, а так­же глу­бо­кие склад­ки одеж­ды под­чер­ки­ва­ют про­стран­ст­вен­ное пост­ро­е­ние, мону­мен­таль­ность и живо­пис­ность бюста, уси­ли­ва­ют впе­чат­ле­ние парад­но­сти и импо­зант­но­сти. Три локо­на, спус­каю­щи­е­ся на лоб, при­да­ют Сеп­ти­мию Севе­ру сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми бога Сера­пи­са, культ кото­ро­го был широ­ко рас­про­стра­нен на родине импе­ра­то­ра и дале­ко за ее пре­де­ла­ми.

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские имперский император септимий север септимия севера imperator septimius severus мрамор мужской бюст северы доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum