Агриппа
Лава. Нач. I в. н. э.Инв. № 16.Пиза, Музей кафедрального собора Фото: И. А. Шурыгин

Агриппа.

Лава. Нач. I в. н. э.
Инв. № 16.

Пиза, Музей кафедрального собора.

Описание:
Пиза, ранее в Кам­по­сан­то, ныне в музее кафед­раль­но­го собо­ра (Museo dell’Opera del Duomo).
Инв. № 1963, 89. Голо­ва най­де­на в Пизе, на виа Кри­спи.
Лаво­вый камень. Общая высота 0,31 м, высота лица 0,19 м.

Сохран­ность сред­няя. Меж­ду голо­вой и шеей име­ет­ся тре­щи­на, утра­чен нос, кото­рый под­вер­гал­ся рестав­ра­ции в антич­ные вре­ме­на. Несколь­ко тре­щин спра­ва над вис­ком, ухом и щекой. Мно­го­чис­лен­ные ско­лы, в основ­ном над под­бо­род­ком и уша­ми.

Сре­ди порт­ре­тов лиц импе­ра­тор­ско­го кру­га пизан­ский зани­ма­ет осо­бое место, посколь­ку изготов­лен из лавы — кам­ня мало­цен­но­го, в отли­чие от базаль­та и дру­гих пород, при­ме­няв­ших­ся для скульп­тур­ных работ. Вме­сте с голо­вой было так­же обна­ру­же­но и туло­ви­ще, кото­рое, к сожа­ле­нию, сра­зу было исполь­зо­ва­но в каче­стве мате­ри­а­ла для фун­да­мен­та, место кото­ро­го неиз­вест­но.

Выбор мате­ри­а­ла отри­ца­тель­но ска­зал­ся на сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стях скульп­ту­ры, осо­бен­но на каче­стве про­ра­бот­ки при­чес­ки: пряди име­ют малый объ­ем и схе­ма­тич­но обо­зна­че­ны про­сты­ми насеч­ка­ми. Одна­ко облик в целом уга­ды­ва­ет­ся хоро­шо. Он соот­вет­ст­ву­ет порт­ре­там из Вибо-Вален­тии и Рима, что гово­рит о нали­чии у них обще­го прото­ти­па. По срав­не­нию с рим­ским и калаб­рий­ским, пизан­ский порт­рет Мар­ка Агрип­пы име­ет несколь­ко более тяже­лые чер­ты и отли­ча­ет­ся несколь­ко мень­шей реа­ли­стич­но­стью. Стиль пизан­ско­го порт­ре­та поз­во­ля­ет поз­во­ля­ет дати­ро­вать его эпо­хой Авгу­ста или немно­го позд­нее, если срав­ни­вать его с голо­вой из двор­ца Кон­сер­ва­то­ров, меж­ду кото­ры­ми име­ет­ся наи­боль­шее сход­ство. К сожа­ле­нию, не сох­ра­ни­лось ника­ких сведе­ний об этой скульп­ту­ре в антич­ном пери­о­де.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1998 г. Текст: Ilario Romeo. Ingenuus leo. L’imagine di Agrippa. Roma. 1998. C. 178.
© 2013 г. Пер. с ит.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa скульптура скульптурный sculptura римская римские лава мужской голова випсании мужчина инв № 16