Общая высота 31 см, высота головы 24,5 см.Инв. № 30. 007.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Октавиана. Тип «Безье — Сполето».
Общая высота 31 см, высота головы 24,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
120. Портрет Октавиана.
Тип «Безье — Сполето»: 39—
Илл. 94.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 007.
Голова.
Белый мрамор, очень блестящий, с довольно крупными кристаллами.
Найдена в 1844 г. в Безье, на улице П. П. Рике, дом Гаска.
Размеры: общая высота 31 см, высота головы 24,5 см.
Реставрации: реставрация носа удалена.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528-7 (Друз Старший); O. Brendel, 1931, p. 58—
Сохранность: голова отбита по косой линии у основания шеи, но отсутствует только кончик носа и край подбородка; слева отскочил осколок мрамора, затронув часть щеки и повредив надбровную дугу. На губах скол, так же, как и на краю левого уха, наконец, в левом углу лба повреждена прядь волос.
Описание: голова слегка повёрнута вправо; лицо квадратное, с сильной челюстью; на нём выделяется маленький, круглый и выступающий подбородок. Глаза с чуть выпуклыми глазными яблоками, маленькие, окружённые искусно высеченными веками. Почти горизонтальные надбровные дуги очерчивают очень чёткую линию. Нос немного выгнутый, но тонкий.
Волосы чёлки вырезаны в движении: пряди приподняты надо лбом, а их объём создаётся за счёт просверлённых глубоких борозд, тогда как остальные волосы вырезаны резцом: над правым глазом открывается большая «клешня». Углы лба хорошо отмечены, что подготавливает переход к довольно длинным прядям на висках. Задняя часть головы, начиная с почти вертикальной линии, проходящей на уровне ушей, выполнена совсем в другой манере: крупные и бесформенные пряди едва намечены, что указывает на переработку скульптуры: несомненно, Ж.-Ш. Балти обоснованно усматривает здесь следы античного покрывала, которое позднее было удалено340.
Комментарий: Если здесь без труда узнаются черты лица Октавиана, которые стали известны повсюду благодаря монетным портретам и ещё не превратились в идеализированные черты императора, то с типологической точки зрения, напротив, обнаруживается особый и очень редкий случай, когда двух найденных реплик оказалось достаточно, чтобы засвидетельствовать существование иконографического типа: второй экземпляр, который воспроизводит черты головы из Тулузы, — это итальянский портрет, найденный в Сполето и хранящийся в музее Перуджи341; его лицо более стёрто, но волосы хорошо сохранились и несомненно подтверждают с. 341 идентичность этих портретов, хотя манера их исполнения несколько различается: у портрета из Сполето она менее точная, менее графичная, но также и менее сухая, чем у головы из Безье.
Сходство особенностей исполнения волос с портретами типа, который традиционно называется «Акций», а недавно был переименован в «Ла Алькудия» (по месту обнаружения главного экземпляра) Д. Бошунгом, который по-прежнему выделяет этот тип, побудило исследователей считать эти реплики просто вариантами: действительно, обнаруживается в целом такое же расположение чёлки, зачёсанной вправо, такая же группа из трёх отдельных прядей в центре и такой же объём прядей на макушке и висках; однако отмечаются важные различия, особенно в прядях, расположенных над левым глазом: вместо маленькой «вилки» в углу лба, за которой следует длинный ряд прядей, зачёсанных вправо, на экземплярах из Безье и Сполето, на портрете из Алькудии обнаруживаются, слева направо, две пряди, сдвинутые влево, сразу после которых идёт группа из трёх прядей; кроме того, пряди бакенбард гораздо короче342. Таким образом, ясно, что речь идёт о двух разных типах.
Остаётся датировать этот тип, который далее будет удобно называть, вслед за Д. Бошунгом, типом «Безье — Сполето»; реализм черт лица, энергичное и волевое выражение, подвижность волос, несомненно, отсылают к портретам позднереспубликанского периода; таким образом, эти скульптуры изображают триумвира. Если теперь попытаться выявить эволюцию последовательных иконографических типов Октавиана-Августа, то надо считать, что тип «Ла Алькудия» располагается на полпути между типом «Безье — Сполето» и типом «Прима Порта», в той мере, в какой постепенно вырисовывается центральный мотив «вилка — клешня», столь характерный для образа, созданного, несомненно, по случаю принятия титула Август в 27 г. до н. э. Таким образом, представляется несомненным, что тип «Безье — Сполето» предшествует типам «Роща Феронии» и «Ла Алькудия»; поскольку этот последний, по всей вероятности, возник после победы при Акции в 31 г. до н. э., то первый, скорее всего, был создан после того, как в 39 г. до н. э. Октавиан сбрил траурную бороду, которую носил после смерти Цезаря, но до этой победы.
Как отмечает Ж.-Ш. Балти, колония в Безье была основана около 35 г. до н. э.; а как мы видели, первоначально это было изображение с покрытой головой (uelato capite), таким образом, Октавиан изображён совершающим религиозный обряд; так что очень вероятно, что это был именно обряд основания колонии343.
ПРИМЕЧАНИЯ:
340J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 40. 341Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии. 342D. Boschung, 1993b, p. 41, fig. 3 Ac. 343J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 40.© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.