Портрет Агриппы Постума? Тип «Безье — Сплит».
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
123. ПОРТРЕТ АГРИППЫ ПОСТУМА?
Тип «Безье — Сплит»: 12—
Илл. 97.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 008.
Голова.
Белый мрамор со сравнительно крупными кристаллами.
Обнаружена в 1844 г. в Безье, на улице П. П. Рике, дом Гаска.
Размеры: общая высота 27,5 см, высота головы 19,5 см, ширина 16 см, толщина 19 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528-6 (Марцелл?); L. Curtius, 1935, n° 2 p. 290, fig. 10—
с. 347 Сохранность: нос отбит, как и подбородок; сколы на нижней губе, надбровной дуге и на лбу. Край левого уха выщерблен, край правого уха отбит. Соединительная вставка в хорошей сохранности.
Описание: Это лицо очень маленького ребёнка: рот небольшой, щёки очень круглые, глаза большие, брови немного нахмурены.
Соединительная вставка, в целом полукруглая, имеет вырез неправильной формы, более широкий справа.
Комментарий: идентификация этого юного принца на сегодняшний день является очень спорной; как недавно отметил Ж.-Ш. Балти, она фактически «плавает» от
Тип, к которому относится эта голова из Безье, обычно называется типом «Безье — Сплит», так как в музее этого последнего города находится почти идентичный экземпляр, и на сегодняшний день представлен десятком реплик, перечень которых представлен ниже:
• Фьезоле, музей355;
• Флоренция, Археологический музей, инв. № 13188356;
• Гроссето, музей, происходит из Розелле;
• Марина ди Ашеа (Marina di Ascea), инв № 43672, происходит из Велии357;
• Сплит, Археологический музей, инв. № C 46, происходит из Салоны358;
• Санкт-Петербург, Эрмитаж, инв. № A 229;
• Швейцария, частная коллекция359;
• Таррагона, Национальный археологический музей Таррагоны, инв. № 45001360.
Несмотря на некоторые физиономические различия, которые, несомненно, объясняются длительным существованием типа, созданного, когда юный принц был лишь младенцем (и голова из Безье входит в число этих первых портретов) и воспроизводился до его отрочества, наблюдаются и некоторые постоянные характеристики: на всех портретах мы видим нахмуренные брови, а расположение волос — «вилка» над левым глазом, изгиб чёлки вправо и сомкнутая «клешня» над правым глазом, — явно напоминает тип Августа «Прима Порта» и очень близко к расположению волос на портретах Гая и Луция Цезарей; наконец, самая характерная особенность волос — это три маленькие пряди на правом виске «в форме серпа»361, что гарантирует идентичность модели.
Предлагались различные идентификации; к настоящему времени исследователи, кажется, согласились считать, что это портрет Британика, сына Клавдия и Мессалины. Но в действительности речь идёт о заочной идентификации, поскольку крайне недостаёт бесспорных отправных точек для установления его иконографии; в недавно опубликованном с. 348 очерке Д. Бошунг362 для её обоснования опирается на изображения на фалерах; но понятно, что они чрезвычайно малы и не могут служить надёжным отправным пунктом. Во всяком случае, гипотезу о Британике поддерживают П. Цанкер363 и М. Фукс.
Другие исследователи, в том числе Д. Каспар, предложили считать изображённого сыном Германика — Друзом или Нероном Цезарем. Однако было бы логично считать, что на иконографию этих принцев портреты их отца повлияли сильнее, чем портреты Августа; и существует, по крайней мере, один принц, не идентичный мальчику из Безье — а также и не Германик — особенности расположения волос которого напрямую восходят к типу «Безье» этого последнего. Примечательно, что этот принц — который имеет все шансы представлять Друза, сына Германика, — присутствует в театре Таррагоны.
Таким образом, внешний облик типа «Безье — Сплит», видимо, ориентирован на иконографию правления Августа; но мы видели, что в группу из Безье входят два портрета августовской эпохи, изображающие Агриппу и Юлию между 18 и 12 гг. до н. э.; с другой стороны, Ж.-Ш. Балти обнаружил сходство манеры исполнения между этими двумя портретами, с одной стороны, и головой ребёнка — с другой; в частности, она заключается в очертаниях глаз и волос364. Таким образом, технические замечания здесь подкрепляют естественную вероятность, побуждающую нас признать этого ребёнка одним из сыновей Агриппы и Юлии; и поскольку иконография принцепсов молодёжи (principes iuuentutis) отныне надёжно установлена, идентификация, которая прямо-таки напрашивается, — это Агриппа Постум, третий из их сыновей.
Он родился в 12 г. до н. э., вскоре после смерти отца, чем и объясняется его имя; поскольку этот последний присутствует на форуме Безье одновременно с дочерью Августа, которая в следующем году вышла замуж за Тиберия, три этих портрета, видимо, датируются годом ранее.
ПРИМЕЧАНИЯ:
353J.-Ch. Balty в RR, p. 196. 354Портреты из Фьезоле, Руселлы, Таррагоны и, конечно, Безье. 355M. Fuchs, 1986b, n° 1—© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.