Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы
Мрамор.
Нач. III в. н. э.
Инв. № 154.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы.

Мрамор.
Нач. III в. н. э.
Инв. № 154.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Гримани.
Рим.
Происхождение:
Из Рима. Посту­пил из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни в 1587 г.

Описание:

III. 22. Фраг­мент сар­ко­фа­га с изо­бра­же­ни­ем бит­вы у кораб­лей.

Инв. № 154.
Мра­мор.
86 × 80 × 13 см.
Нача­ло III в. н. э.
Место обна­ру­же­ния: Рим.
Из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни.

Дан­ный фраг­мент пря­мо­уголь­ной фор­мы явля­ет­ся частью одной из пане­лей сар­ко­фа­га. В те вре­ме­на, когда кол­лек­ция Гри­ма­ни нахо­ди­лась в семей­ном двор­це близ церк­ви Сан­та Мария Фор­мо­за, рельеф укра­шал про­стран­ство над ворота­ми, одна­ко, судя по Кодек­су Эску­ри­а­ла (Codex Escurialensis), в кото­ром содер­жит­ся рису­нок это­го релье­фа, в XV в. он нахо­дил­ся в рай­оне Тра­сте­ве­ре. Голо­ва вои­на, бро­саю­ще­го камень с кораб­ля, явля­ет­ся резуль­та­том совре­мен­ной рестав­ра­ции; его шлем отли­ча­ет­ся от шле­ма его това­ри­ща со щитом, и это раз­ли­чие может быть объ­яс­не­но тем, что рестав­ра­то­ром в каче­стве образ­ца был исполь­зо­ва­ны релье­фы дру­гих сар­ко­фа­гов, на кото­рых подоб­ные вои­ны изо­бра­жа­лись в шле­мах такой фор­мы.

Сце­на, сюже­том для кото­рой, воз­мож­но, послу­жил эпи­зод из «Или­а­ды», изо­бра­жа­ет некую бит­ву вбли­зи кораб­лей; про­стран­ство релье­фа запол­не­но обра­щен­ны­ми впра­во носо­вы­ми частя­ми двух кораб­лей, бога­то укра­шен­ны­ми фигу­ра­ми божеств и мор­ских живот­ных и увен­чан­ны­ми сул­та­на­ми, частич­но захо­дя­щи­ми на верх­нюю листель. На бор­тах кораб­лей сто­ят несколь­ко вои­нов, дру­гие, пав­шие в бою, лежат на зем­ле, а один воин изо­бра­жен в момент, когда он пыта­ет­ся забрать­ся на левый корабль. Вои­ны на пра­вом кораб­ле ведут бой: один защи­ща­ет­ся щитом, тогда как дру­гой бро­са­ет камень во вра­гов. У пра­во­го края релье­фа виден сул­тан третье­го кораб­ля, что свиде­тель­ст­ву­ет о том, что фриз имел про­дол­же­ние впра­во, где был изо­бра­жен еще один корабль.

Вене­ци­ан­ский рельеф отно­сит­ся к серии гре­че­ских атти­че­ских сар­ко­фа­гов с оди­на­ко­вым сюже­том, от кото­рой сох­ра­ни­лось несколь­ко экзем­пля­ров, раз­ли­чаю­щих­ся меж­ду собой ком­по­нов­кой групп вои­нов. Фраг­мент Гри­ма­ни отли­ча­ет­ся тем, что кораб­ли на нем обра­зу­ют зуб­ча­тую линию, а так­же глу­би­ной релье­фа, что поз­во­ля­ет дати­ро­вать его нача­лом III в. н. э.

Aglaia Bollato

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2004 г. Описание: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 96, cat. III. 22. (пер. с итал. И. А. Шурыгин).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф погребальная погребальный погребальные мифология mythologia graeca римская romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor гиппокамп гиппокампы морской конь hippokampos hippocampus европа европы europa саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мрамор круглый щит аспис aspis военный плащ горгонейон горгонион голова горгоны медузы gorgoneion gorgonion воин солдат корабельный руль кормило дельфин дельфина дельфины delphinus корабль судно navis корабельная корма аплюстра aplustre труп покойник мертвое тело коллекция гримани похищение raptus europae аттический аттическая аттическое аттического битва сражение корабли воины джованни инв № 154