Дионис.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Найдена в Тибре во время раскопок при строительстве опоры моста Гарибальди в 1885 г.
В 1984—
Высота 158 см. Инв. № 1060.
Статуя изображает обнаженного юного Диониса, сосредоточившего вес на правой ноге; левая нога, отставленная назад с мягким изгибом, опирается на пальцы. Голова немного повернута направо, что вызывает легкое движение левого плеча и руки с тирсом, традиционным атрибутом бога. Длинные волосы разделены по центру и закреплены надо лбом шпилькой, украшенной виноградными листьями, и далее струятся двумя волнистыми каскадами, спадающими на плечи. Поза статуи явно отдает дань влиянию Поликлета, тогда как движение головы и волнистые боковые контуры указывают на знакомство с работами Праксителя. Композиция связана со знаменитой моделью т. н. типа «Вубернское аббатство», созданной где-то в середине IV в. до н. э. и известной по более чем двадцати копиям и разновидностям. Это первый статуарный тип, изображающий обнаженного бога в образе юноши и пользовавшийся большим успехом в эллинистическую и римскую эпохи. Положение левой руки отличается, однако, от образцов в Новой Карлсбергской глиптотеке в Копенгагене и статуи из садов Ламии в Капитолийских музеях. П. Цанкер утверждает, что композиция тибрской статуи восходит к т. н. «Атлету с повязкой» (Stephanos Athlete), классицистическому римскому произведению I в. до н. э., видоизмененному путем добавления длинной волнистой прически. Это делает наш образец эклектичным творением имперской эпохи и демонстрирует классические вкусы того времени. Выгравированные зрачки и значительная толщина верхнего века позволяют датировать скульптуру адриановским или антониновским периодом.
P. Zanker, Klassizistische Statuen, Mainz, 1974, с. 64;
M. R. Sanzi Di Mino, Dioniso dal Tevere, in Akten der 9. Tagugng über antike Bronzen in Wien (Vienna, April 21-25, 1986), Vienna, 1988, с. 165—
Archeologia a Roma. La materia e la tecnica nell’arte antica, M. R. Sanzi Di Mino, M. Bertinetti ed., Catalogo of the exhibition (Rome, April-December, 1990), Rome, 1990, с. 113, № 100 (M. R. Di Mino);
Roma. 1000 anni di civiltà, A. La Regina ed., Catalog of the exhibition (Montréal, May 7-October 12, 1992), с. 110, № 153 (M. R. Di Mino);
о типе «Вубернское аббатство», см. H. U. Cain, Dionysos, “Die Locken lang, ein halbes Weib?”, Munich, 1998, с. 34 ff.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 147.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.