Дионис
Бронза. 117—138 гг. н. э.Инв. № 1060.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: С. И. Сосновский

Дионис.

Бронза. 117—138 гг. н. э.
Инв. № 1060.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Най­де­на в Тиб­ре во вре­мя рас­ко­пок при стро­и­тель­стве опо­ры моста Гари­баль­ди в 1885 г.

Описание:
Ста­туя Дио­ни­са.

Най­де­на в Тиб­ре во вре­мя рас­ко­пок при стро­и­тель­стве опо­ры моста Гари­баль­ди в 1885 г.

В 1984—1985 гг. была выпол­не­на рестав­ра­ция для под­дер­жа­ния сохран­но­сти, во вре­мя кото­рой были уда­ле­ны шту­ка­тур­ные допол­не­ния кон­ца XIX века — глав­ным обра­зом, на ниж­них конеч­но­стях. Брон­за, литье по выплав­ля­е­мой моде­ли.

Высота 158 см. Инв. № 1060.

Ста­туя изо­бра­жа­ет обна­жен­но­го юно­го Дио­ни­са, сос­ре­дото­чив­ше­го вес на пра­вой ноге; левая нога, отстав­лен­ная назад с мяг­ким изги­бом, опи­ра­ет­ся на паль­цы. Голо­ва немно­го повер­ну­та напра­во, что вызы­ва­ет лег­кое дви­же­ние лево­го пле­ча и руки с тир­сом, тра­ди­ци­он­ным атри­бу­том бога. Длин­ные воло­сы разде­ле­ны по цен­тру и закреп­ле­ны надо лбом шпиль­кой, укра­шен­ной вино­град­ны­ми листья­ми, и далее стру­ят­ся дву­мя вол­ни­сты­ми кас­ка­да­ми, спа­даю­щи­ми на пле­чи. Поза ста­туи явно отда­ет дань вли­я­нию Поли­кле­та, тогда как дви­же­ние голо­вы и вол­ни­стые боко­вые кон­ту­ры ука­зы­ва­ют на зна­ком­ство с работа­ми Пра­к­си­те­ля. Ком­по­зи­ция свя­за­на со зна­ме­ни­той моде­лью т. н. типа «Вуберн­ское аббат­ство», создан­ной где-то в середине IV в. до н. э. и извест­ной по более чем два­дца­ти копи­ям и раз­но­вид­но­стям. Это пер­вый ста­ту­ар­ный тип, изо­бра­жаю­щий обна­жен­но­го бога в обра­зе юно­ши и поль­зо­вав­ший­ся боль­шим успе­хом в элли­ни­сти­че­скую и рим­скую эпо­хи. Поло­же­ние левой руки отли­ча­ет­ся, одна­ко, от образ­цов в Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ке в Копен­га­гене и ста­туи из садов Ламии в Капи­то­лий­ских музе­ях. П. Цан­кер утвер­жда­ет, что ком­по­зи­ция тибр­ской ста­туи вос­хо­дит к т. н. «Атле­ту с повяз­кой» (Stephanos Athlete), клас­си­ци­сти­че­ско­му рим­ско­му про­из­веде­нию I в. до н. э., видо­из­ме­нен­но­му путем добав­ле­ния длин­ной вол­ни­стой при­чес­ки. Это дела­ет наш обра­зец эклек­тич­ным тво­ре­ни­ем импер­ской эпо­хи и демон­стри­ру­ет клас­си­че­ские вку­сы того вре­ме­ни. Выгра­ви­ро­ван­ные зрач­ки и зна­чи­тель­ная тол­щи­на верх­не­го века поз­во­ля­ют дати­ро­вать скульп­ту­ру адри­а­нов­ским или анто­ни­нов­ским пери­о­дом.

P. Zanker, Klassizistische Statuen, Mainz, 1974, с. 64;
M. R. Sanzi Di Mino, Dioniso dal Tevere, in Akten der 9. Tagugng über antike Bronzen in Wien (Vienna, April 21-25, 1986), Vienna, 1988, с. 165—167;
Archeologia a Roma. La materia e la tecnica nell’arte antica, M. R. Sanzi Di Mino, M. Bertinetti ed., Catalogo of the exhibition (Rome, April-December, 1990), Rome, 1990, с. 113, № 100 (M. R. Di Mino);
Roma. 1000 anni di civiltà, A. La Regina ed., Catalog of the exhibition (Montréal, May 7-October 12, 1992), с. 110, № 153 (M. R. Di Mino);
о типе «Вуберн­ское аббат­ство», см. H. U. Cain, Dionysos, “Die Locken lang, ein halbes Weib?”, Munich, 1998, с. 34 ff.

Бру­нел­ла Джер­ми­ни (Brunella Germini)

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 147.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческая мифология mythologia graeca romana дионис dionysus бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae вакх вакха бахус бахуса bacchus венок тирс диадема инв № 1060