Гибель Ниобид
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Инв. № 24.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Гибель Ниобид.

Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Инв. № 24.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Боргезе.
Происхождение:
Из собра­ния Бор­ге­зе. В Вене­ции с 1814 г.

Описание:

Рельеф «Гибель Нио­бид»

Инв. № 24.
Мра­мор.
48 × 183 × 5 см.
2-я поло­ви­на II в. н. э.

На релье­фе фрон­таль­ной пане­ли рим­ско­го сар­ко­фа­га пред­став­лен миф об истреб­ле­нии детей Нио­бы Апол­ло­ном и Диа­ной. Так была нака­за­на Нио­ба, воз­гор­див­ша­я­ся тем, что роди­ла четыр­на­дцать детей, и посмев­шая объ­явить о сво­ем пре­вос­ход­стве над Лато­ной, родив­шей все­го двух богов. Дан­ная работа посту­пи­ла в музей в 1816 г. в каче­стве ком­пен­са­ции за несо­сто­яв­шу­ю­ся рести­ту­цию релье­фа со сце­ной жерт­во­при­но­ше­ния сви­ньи, овцы и быка, кото­рый остал­ся в Лув­ре.

Вся поверх­ность релье­фа пок­ры­та фигу­ра­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на двух пла­нах: в цен­тре один из сыно­вей, сра­жен­ный стре­лой, пыта­ет­ся удер­жать­ся за сво­его коня; его фигу­ра делит ком­по­зи­цию на две сим­мет­рич­ные части. По кра­ям релье­фа роди­те­ли (сле­ва Амфи­он, спра­ва Нио­ба) стре­мят­ся спа­сти самых малень­ких детей; на осталь­ной части релье­фа изо­бра­же­ны их сыно­вья и доче­ри: одни уже мерт­вы, дру­гие, уми­рая, пыта­ют­ся защи­тить­ся или взы­ва­ют о помо­щи к вос­пи­та­те­лю и кор­ми­ли­це. Выра­же­ния лиц, а так­же раз­ве­ваю­щи­е­ся на вет­ру накид­ки в руках неко­то­рых Нио­бид, при­да­ют сцене дина­мизм и созда­ют ощу­ще­ние дра­мы. Этот миф пред­став­лен на мно­гих рим­ских сар­ко­фа­гах, кото­рые мож­но разде­лить на две ико­но­гра­фи­че­ские груп­пы. Вене­ци­ан­ский экзем­пляр отно­сит­ся к груп­пе, где Апол­лон и Диа­на изо­бра­жа­ют­ся не на фрон­таль­ном релье­фе, а на крыш­ке сар­ко­фа­га (не сох­ра­ни­лась). На раз­ных сар­ко­фа­гах груп­пы позы фигур оди­на­ко­вы, и раз­ли­ча­ют­ся лишь в мел­ких дета­лях, что ука­зы­ва­ет на общий исход­ный обра­зец, кото­ро­му сле­до­ва­ли масте­ра.

По ана­ло­гии с дру­ги­ми экзем­пля­ра­ми это­го типа, вене­ци­ан­ский сар­ко­фаг дати­ру­ет­ся вто­рой поло­ви­ной II в. н. э.

Aglaia Bollato

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2004 г. Описание: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, с. 92—93, кат. № III. 18.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня артемида артемиды dea artemis саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi ниоба ниобея ниобы niobe ниобиды ниобид ниобида мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор фронтальная панель саркофага ниобе и ее детях ниобидах смерть гибель амфион учитель наставник ментор кормилица доспехи круглый щит аспис aspis конь кони лошадь лошади поводья развевающийся плащ стрела дети коллекция боргезе инв № 24