Эпитафия Феличе де Фредис
1529 г.Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели Фото: И. А. Шурыгин

Эпитафия Феличе де Фредис.

1529 г.

Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.

Описание:
FELICI DE FREDIS QUI OB PROPRIAS
VIRTUTES ET REPERTUM
LACOOHONTIS DIVINUM QUOD IN
VATICANO CERNIS FERE
RESPIRAN[S] SIMULACR[UM] IM[MO]RTALITATEM
MERUIT FEDERICOQ[UE] PATERNAS
ET AVITAS ANIMI DOTES REFERENTI
INMATURA NIMIS MORTE PRAEVENTIS
HIERONIMA BRANCA UXOR ET
MATER IULIAQUE DE FREDIS DE MILITIB[US]
FILIA ET SOROR MOESTIS[S]IME P(OSUERUNT)
ANN[O] D[OM]I[N]I MDXXVIIII

Фели­че (= Фелик­су) де Фредис,
заслу­жив­ше­му бес­смер­тие сво­и­ми досто­ин­ства­ми,
рав­но как чудес­ной наход­кой изо­бра­же­ния зады­хаю­ще­го­ся Лао­ко­о­на,
кото­рое (ныне) ты видишь в Вати­кане,
а так­же Феде­ри­ко, обла­даю­ще­му доб­ро­де­те­ля­ми отца и пред­ков,
слиш­ком рано настиг­ну­тым смер­тью.
Иеро­ни­ма Бран­ка, супру­га и мать,
а так­же Юлия де Фредис де Мили­ци­бус, дочь и сест­ра,
в вели­чай­шей скор­би воз­двиг­ли (эту гроб­ни­цу)
в год 1529 от рож­де­ства Гос­под­ня.

На сним­ке пред­став­ле­на над­гроб­ная пли­та Фели­че де Фредис и его сына, Феде­ри­ко.

Фели­че де Фредис был изве­стен тем, что 14 янва­ря 1506 г. обна­ру­жил при зем­ля­ных работах в сво­ем вино­град­ни­ке мра­мор­ную скульп­тур­ную груп­пу «Гибель Лао­ко­о­на и его сыно­вей». Вино­град­ник (vigna Le Capoce di de Fredis alle Sette Sale) нахо­дил­ся в Риме на Оппий­ском хол­ме на месте терм Тита и лежа­ще­го под ними Золо­то­го Дома Неро­на, рядом с цистер­на­ми, извест­ны­ми под наз­ва­ни­ем «Семь Залов» (Sette Sale). Воз­мож­но, «Лао­ко­он» являл­ся частью скульп­тур­но­го оформ­ле­ния терм.

Узнав о скульп­ту­ре, папа Юлий II послал осмот­реть ее сво­его архи­тек­то­ра Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло, кото­рый отпра­вил­ся на место наход­ки вме­сте с сыном, Фран­че­ско, при­гла­сив так­же Микел­ан­дже­ло, с кото­рым он бесе­до­вал дома, когда при­был пап­ский гонец. Сан­гал­ло сра­зу опо­знал скульп­тур­ную груп­пу «Лао­ко­он», опи­сан­ную Пли­ни­ем ("Questo e Hilaoconte, che fa mentione Plinio!"). Так­же они обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что вся слож­ная ком­по­зи­ция изва­я­на из одно­го бло­ка мра­мо­ра. Эта исто­рия была изло­же­на Фран­че­ско да Сан­гал­ло в пись­ме к Вин­чен­цо Бор­ги­ни от 28 фев­ра­ля 1567 г. (пись­мо сох­ра­ни­лось в копии, сня­той одним из копи­и­стов Бор­ги­ни, одной из выдаю­щих­ся фигур фло­рен­тий­ско­го Чин­кве­чен­то).

Юлий II выска­зал жела­ние при­об­ре­сти скульп­ту­ру. Извест­но, что 7 мар­та она уже нахо­ди­лась в Вати­кане. 23 мар­та 1506 г. был под­пи­сан кон­тракт с Фели­че де Фредис, кото­ро­му в каче­стве ком­пен­са­ции были даны на откуп город­ские ворота Сан Джо­ван­ни в стене Авре­ли­а­на (Porta S. Giovanni, как в те годы назы­ва­лись антич­ные Porta Asinaria — не путать с совре­мен­ны­ми Porta San Giovanni, откры­ты­ми позд­нее, в 1574 г. В пись­ме к де Фредис папа Юлий II уточ­ня­ет, что речь идет о "Пор­та Чели­мон­та­на, или как их назы­ва­ют в про­сто­ре­чье (dal volgo), Пор­та Сан Джо­ван­ни) с пра­вом взи­мать пошли­ну за това­ры, вво­зи­мые в город мно­го­чис­лен­ны­ми куп­ца­ми. Про­те­сты пред­ста­ви­те­лей рас­по­ло­жен­ной рядом церк­ви Сан Джо­ван­ни ин Лате­ра­но, для кото­рой эти ворота слу­жи­ли источ­ни­ком дохо­да на про­тя­же­нии сто­ле­тий, удо­вле­тво­рил в 1517 г. папа Лев X, вер­нув ворота мона­хам; Фели­че де Фредис была пожа­ло­ва­на вза­мен долж­ность скрип­то­ра пап­ской Курии с соот­вет­ст­ву­ю­щим содер­жа­ни­ем.

Фели­че де Фредис был похо­ро­нен под полом рим­ской церк­ви Сан­та Мария ин Ара­че­ли в кон­це лево­го нефа перед капел­лой св. Еле­ны. Пред­став­лен­ная на сним­ке наполь­ная пли­та с над­пи­сью зак­ры­ва­ла моги­лу. В тече­ние более трех сто­ле­тий над­пись и орна­мент были почти пол­но­стью затер­ты баш­ма­ка­ми при­хо­жан. В 1856 г. при­быв­ший в Рим из Фран­ции пото­мок Фели­че де Фредис, Шарль-Луи де Фреди, барон де Кубер­тен (отец Пье­ра де Фреди де Кубер­те­на, осно­ва­те­ля совре­мен­но­го Олим­пий­ско­го дви­же­ния) рас­по­рядил­ся отре­ста­ври­ро­вать над­мо­гиль­ную пли­ту и вос­ста­но­вить почти исчез­нув­шую к тому вре­ме­ни над­пись, после чего пли­та была вмон­ти­ро­ва­на в сте­ну над сту­пе­ня­ми лево­го нефа, спра­ва от вхо­да в капел­лу Мадон­ны Лоре­то, где и нахо­дит­ся поныне, а моги­ла была нак­ры­та новой пли­той с над­пи­сью SEPOLTVRA DI FELICE DE FREDIS C(arolus) L(udovicus) FREDI DE COVBERTIN INST(auravit) ANNO MDCCCLVI (Гроб­ни­ца Фели­че де Фредис. Карл Лудо­вик Фреди де Кубер­тен вос­ста­но­вил в 1856 г.).

В резуль­та­те рестав­ра­ции в над­пи­си воз­ник­ло несколь­ко оши­бок, опи­сан­ных I. di Stefano Manzella. В част­но­сти, вме­сто сред­не­ве­ко­во­го латин­ско­го LAOCOHONTIS, где слу­жеб­ная бук­ва H меж­ду дву­мя сосед­ни­ми глас­ны­ми пре­пят­ст­во­ва­ла обра­зо­ва­нию диф­тон­га (hiatus), появи­лось LACOOHONTIS, а обще­при­ня­тая абб­ре­ви­а­ту­ра DNI (DOMINI) при­об­ре­ла не име­ю­щий ана­ло­гов вид DII. Лег­кая вогну­тость цен­траль­ной части пли­ты поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что в ходе рестав­ра­ции остат­ки над­пи­си были пол­но­стью стер­ты, и текст был нане­сен зано­во (in litura). Этим объ­яс­ня­ет­ся «све­жий» вид букв, крайне нети­пич­ный для ста­рых наполь­ных плит, а так­же упо­мя­ну­тые выше неболь­шие раз­но­чте­ния с тек­стом ори­ги­наль­ной над­пи­си, цити­ро­вав­шей­ся в лите­ра­ту­ре, начи­ная с XVI в.


Литература:
1. V. Forcella. Iscrizioni delle chiese e altri edificii di Roma. 1869, V. 1, P. 164, n. 620.
2. Casimiro Romano. Memorie istoriche della chiesa e convento di S. Maria in Araceli di Roma. 1845, P. 284-285.
3. Ivan di Stefano Manzella. Il ricordo del divinum spirans simulacrum… In: Laocoonte: alle origini dei Musei Vaticani. Vatican, 2006.
4. Salvatore Settis, Sonia Maffei. Laocoonte. Fama e stile. Donizelli Editore, 1999.

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Пер. с лат. и описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca лаокоон лаокоонт laocoon скульптурная группа надгробная эпитафия феличе де фредис федерико felici de fredis qui ob proprias virtutes et repertum lacoohontis divinum quod in vaticano cernis fere respirans simulacrum immortalitatem meruit federicoque paternas avitas animi dotes referenti inmatura nimis morte praeventis hieronima branca uxor mater iuliaque militibus filia soror moestissime posuerunt anno domini mdxxviiii