Эпитафия Феличе де Фредис.
Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.
VIRTUTES ET REPERTUM
LACOOHONTIS DIVINUM QUOD IN
VATICANO CERNIS FERE
RESPIRAN[S] SIMULACR[UM] IM[MO]RTALITATEM
MERUIT FEDERICOQ[UE] PATERNAS
ET AVITAS ANIMI DOTES REFERENTI
INMATURA NIMIS MORTE PRAEVENTIS
HIERONIMA BRANCA UXOR ET
MATER IULIAQUE DE FREDIS DE MILITIB[US]
FILIA ET SOROR MOESTIS[S]IME P(OSUERUNT)
ANN[O] D[OM]I[N]I MDXXVIIII
Феличе (= Феликсу) де Фредис,
заслужившему бессмертие своими достоинствами,
равно как чудесной находкой изображения задыхающегося Лаокоона,
которое (ныне) ты видишь в Ватикане,
а также Федерико, обладающему добродетелями отца и предков,
слишком рано настигнутым смертью.
Иеронима Бранка, супруга и мать,
а также Юлия де Фредис де Милицибус, дочь и сестра,
в величайшей скорби воздвигли (эту гробницу)
в год 1529 от рождества Господня.
На снимке представлена надгробная плита Феличе де Фредис и его сына, Федерико.
Феличе де Фредис был известен тем, что 14 января 1506 г. обнаружил при земляных работах в своем винограднике мраморную скульптурную группу «Гибель Лаокоона и его сыновей». Виноградник (vigna Le Capoce di de Fredis alle Sette Sale) находился в Риме на Оппийском холме на месте терм Тита и лежащего под ними Золотого Дома Нерона, рядом с цистернами, известными под названием «Семь Залов» (Sette Sale). Возможно, «Лаокоон» являлся частью скульптурного оформления терм.
Узнав о скульптуре, папа Юлий II послал осмотреть ее своего архитектора Джулиано да Сангалло, который отправился на место находки вместе с сыном, Франческо, пригласив также Микеланджело, с которым он беседовал дома, когда прибыл папский гонец. Сангалло сразу опознал скульптурную группу «Лаокоон», описанную Плинием ("Questo e Hilaoconte, che fa mentione Plinio!"). Также они обратили внимание на то, что вся сложная композиция изваяна из одного блока мрамора. Эта история была изложена Франческо да Сангалло в письме к Винченцо Боргини от 28 февраля 1567 г. (письмо сохранилось в копии, снятой одним из копиистов Боргини, одной из выдающихся фигур флорентийского Чинквеченто).
Юлий II высказал желание приобрести скульптуру. Известно, что 7 марта она уже находилась в Ватикане. 23 марта 1506 г. был подписан контракт с Феличе де Фредис, которому в качестве компенсации были даны на откуп городские ворота Сан Джованни в стене Аврелиана (Porta S. Giovanni, как в те годы назывались античные Porta Asinaria — не путать с современными Porta San Giovanni, открытыми позднее, в 1574 г. В письме к де Фредис папа Юлий II уточняет, что речь идет о "Порта Челимонтана, или как их называют в просторечье (dal volgo), Порта Сан Джованни) с правом взимать пошлину за товары, ввозимые в город многочисленными купцами. Протесты представителей расположенной рядом церкви Сан Джованни ин Латерано, для которой эти ворота служили источником дохода на протяжении столетий, удовлетворил в 1517 г. папа Лев X, вернув ворота монахам; Феличе де Фредис была пожалована взамен должность скриптора папской Курии с соответствующим содержанием.
Феличе де Фредис был похоронен под полом римской церкви Санта Мария ин Арачели в конце левого нефа перед капеллой св. Елены. Представленная на снимке напольная плита с надписью закрывала могилу. В течение более трех столетий надпись и орнамент были почти полностью затерты башмаками прихожан. В 1856 г. прибывший в Рим из Франции потомок Феличе де Фредис, Шарль-Луи де Фреди, барон де Кубертен (отец Пьера де Фреди де Кубертена, основателя современного Олимпийского движения) распорядился отреставрировать надмогильную плиту и восстановить почти исчезнувшую к тому времени надпись, после чего плита была вмонтирована в стену над ступенями левого нефа, справа от входа в капеллу Мадонны Лорето, где и находится поныне, а могила была накрыта новой плитой с надписью SEPOLTVRA DI FELICE DE FREDIS C(arolus) L(udovicus) FREDI DE COVBERTIN INST(auravit) ANNO MDCCCLVI (Гробница Феличе де Фредис. Карл Лудовик Фреди де Кубертен восстановил в 1856 г.).
В результате реставрации в надписи возникло несколько ошибок, описанных I. di Stefano Manzella. В частности, вместо средневекового латинского LAOCOHONTIS, где служебная буква H между двумя соседними гласными препятствовала образованию дифтонга (hiatus), появилось LACOOHONTIS, а общепринятая аббревиатура DNI (DOMINI) приобрела не имеющий аналогов вид DII. Легкая вогнутость центральной части плиты позволяет предположить, что в ходе реставрации остатки надписи были полностью стерты, и текст был нанесен заново (in litura). Этим объясняется «свежий» вид букв, крайне нетипичный для старых напольных плит, а также упомянутые выше небольшие разночтения с текстом оригинальной надписи, цитировавшейся в литературе, начиная с XVI в.
2. Casimiro Romano. Memorie istoriche della chiesa e convento di S. Maria in Araceli di Roma. 1845, P. 284-285.
3. Ivan di Stefano Manzella. Il ricordo del divinum spirans simulacrum… In: Laocoonte: alle origini dei Musei Vaticani. Vatican, 2006.
4. Salvatore Settis, Sonia Maffei. Laocoonte. Fama e stile. Donizelli Editore, 1999.