Детский саркофаг
Мрамор.
Середина III в. н. э.
Инв. №№ 1303 (крышка) / 1304 (ящик).Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21 Фото: И. А. Шурыгин

Детский саркофаг.

Мрамор.
Середина III в. н. э.
Инв. №№ 1303 (крышка) / 1304 (ящик).

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21.

Рим, Аппиева дорога.
Происхождение:
Най­ден в 1822 г. на Аппи­е­вой доро­ге, в вино­град­ни­ке Аммен­до­лы.

Описание:

497A. Дет­ский сар­ко­фаг (табл. 68).

Выс. 0,43 м, дл. 1,075 м, глуб. 0,36 м. Круп­но­зер­ни­стый свет­ло-серый мра­мор.

Допол­не­ны пра­вый верх­ний угол сар­ко­фа­га, лицо и пра­вая рука маль­чи­ка спра­ва с фоном меж­ду ними; отло­ма­на верх­няя треть колон­ны спра­ва; на крыш­ке два кус­ка в пра­вой поло­вине были выло­ма­ны.

На пере­д­ней сто­роне горе­льеф: спра­ва колон­на; затем груп­па из шести маль­чи­ков в туни­ках впо­ло­ви­ну дли­ны, в пла­щах, галант­но сви­саю­щих с левой руки, и в обу­ви; один (сле­ва) низ­ко нак­ло­нил­ся и целит­ся малень­ким круг­лым пред­ме­том в пра­вой руке, кото­рый ясно опре­де­ля­ет­ся как грец­кий орех, в ряд из четы­рех неболь­ших кучек оре­хов; две левые состо­ят из трех оре­хов, на кото­рых лежит чет­вер­тый, в то вре­мя как на дру­гих куч­ках этот чет­вер­тый ска­тил­ся вниз; нав­ст­ре­чу к маль­чи­ку спе­шит дру­гой, кото­ро­го тре­тий (меж­ду ними) пыта­ет­ся удер­жать, в то вре­мя как чет­вер­тый под­сту­па­ет спра­ва с под­ня­той пра­вой рукой; два осталь­ных вид­ны сле­ва на зад­нем плане смот­ря­щи­ми напра­во; тот, что сле­ва, дер­жит плащ таким обра­зом, как если бы хотел уда­рить им; сле­ва от этой груп­пы два маль­чи­ка в обу­ви и более корот­ких туни­ках, из кото­рых пра­вый схва­тил за воло­сы лево­го, кото­рый без­успеш­но пыта­ет­ся защи­тить­ся; меж­ду ног пра­во­го маль­чи­ка на зем­ле сно­ва куч­ка из четы­рех оре­хов, ска­тив­ших­ся, как спра­ва; совсем сле­ва груп­па из пяти дево­чек в под­по­я­сан­ных туни­ках и обу­ви; воло­сы собра­ны на макуш­ке в неболь­шой пучок; девоч­ка сле­ва сидит на низ­кой ска­ме­еч­ке впра­во и под­ни­ма­ет пра­вую руку — мизи­нец и безы­мян­ный палец загну­ты, осталь­ные выпрям­ле­ны — в беседе с дву­мя дру­ги­ми девоч­ка­ми спра­ва, из кото­рых одна сидит (на пере­д­нем плане), поло­жив пра­вую руку на три лежа­щих на зем­ле оре­ха; дру­гая сто­ит поза­ди нее и обра­ща­ет­ся к пер­вой, с живо­стью жести­ку­ли­руя; чет­вер­тая под­бе­га­ет сле­ва, при­под­ни­мая обе­и­ми рука­ми туни­ку, в подо­ле кото­рой она что-то несет; пятая спо­кой­но смот­рит сле­ва на про­ис­хо­дя­щее.

Изо­бра­же­ны девоч­ки, млад­шие и стар­шие маль­чи­ки, играю­щие в игру с грец­ки­ми оре­ха­ми, зак­лю­чав­шу­ю­ся в том, чтобы бро­сать в пира­мид­ки, состав­лен­ные из четы­рех оре­хов, пятым (nuces castellatae, ludi castellati; ср. E. Caetani Lovatelli, в указ. ниже соч., с. 56 ff.). Эта игра, оче­вид­но, пред­став­ле­на спра­ва: мы видим ряд таких пира­мид, и сна­ча­ла надо было целить­ся в даль­ние; играю­щий раз­бил друг за дру­гом две пира­миды; про­изо­шло какое-то нару­ше­ние пра­вил, и маль­чи­ки из дру­гой коман­ды кину­лись пред­от­вра­щать новый бро­сок. Два малень­ких маль­чи­ка, у ног кото­рых вид­на куч­ка оре­хов, дали волю рукам, а девоч­ки, кажет­ся, под­готав­ли­ва­ют новую пар­тию и две из них реша­ют при помо­щи игры на паль­цах («Morra»)[1], кому из них начи­нать. Они игра­ют во внут­рен­ней части дома (на что ука­зы­ва­ет зана­вес), маль­чи­ки — во дво­ре.

На боко­вых сто­ро­нах низ­кий рельеф; спра­ва — сидя­щий гри­фон (следы крас­ной крас­ки), сле­ва — лежа­щий гри­фон; под его пра­вой пере­д­ней лапой голо­ва бара­на.

На крыш­ке спе­ре­ди низ­кий рельеф, в середине пустая, лишь обрам­лен­ная, таб­лич­ка для над­пи­си, под­дер­жи­вае­мая дву­мя паря­щи­ми обо­ра­чи­ваю­щи­ми­ся эрота­ми; спра­ва и сле­ва от них по одной цве­точ­ной вазе, далее по одно­му паря­ще­му нару­жу огляды­ваю­ще­му­ся эроту с факе­лом.

Позд­няя, но очень живая работа.

Соглас­но над­пи­си навер­ху пра­вой боко­вой сто­ро­ны, най­ден в 1822 г. в Vigna Ammendola на Via Appia по эту сто­ро­ну S. Sebastiano (P. S. AMMENDOLA 1822; ср. Benndorf-Schöne, Die antiken Bildw. des lateran. Museums, с. 112).

Валь­тер Аме­лунг

[1]Morra (итал. Morra, франц. Mourre), извест­ная уже в древ­но­сти игра, когда оба игро­ка под­ни­ма­ют кулак вплоть до высоты лица и одно­вре­мен­но выстав­ля­ют любое коли­че­ство паль­цев, в то вре­мя как каж­дый при этом назы­ва­ет чис­ло, кото­рое он счи­та­ет сум­мой всех выстав­лен­ных паль­цев. Выиг­ры­ва­ет тот, кто уга­дал. Если уга­да­ли оба или никто, игра счи­та­ет­ся недей­ст­ви­тель­ной. Древ­ние рим­ляне назы­ва­ли игру «micare digitis» (свер­ка­ние паль­цев). В Ита­лии до сих пор в нее страст­но игра­ют; кро­ме того, игра рас­про­стра­не­на в Китае и у ост­ро­ви­тян южной части Тихо­го оке­а­на. [Meyers Großes Konversations Lexikon] (Прим. пере­вод.)


Литература:
Melchiorri Atti dell’ Academia romana di archeologia 1825 S. 149 mit Tafel (ohne die Ergänzungen);
Gerhard Prodromus S. 309;
E. Caetani-Lovatelli Bullettino della commiss. archeol. comun. 1882 S. 59;
Idem. Monumenti antichi S. 173;
Helbig Nr. 99.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные — музейная аннотация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Т. I, с. 638—639, кат. № 497A.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca эрот эроты эрос эрота eros саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор крылатый крылатого alatus alata летящий детская игра играющие дети детский крышка саркофага в орехи грецкий орех nuces castellatae ludi castellati морра morra micare digitis драка дерущиеся мальчик мальчики девочка девочки одежда обувь туника горящий факел ваза цветами цветы via appia кат № 497a 497 a инв 1303 (крышка) 1304 (ящик)