Середина III в. н. э.Инв. №№ 1303 (крышка) / 1304 (ящик).Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21 Фото: И. А. Шурыгин
Детский саркофаг.
Середина III в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21.
497A. Детский саркофаг (табл. 68).
Выс. 0,43 м, дл. 1,075 м, глуб. 0,36 м. Крупнозернистый светло-серый мрамор.
Дополнены правый верхний угол саркофага, лицо и правая рука мальчика справа с фоном между ними; отломана верхняя треть колонны справа; на крышке два куска в правой половине были выломаны.
На передней стороне горельеф: справа колонна; затем группа из шести мальчиков в туниках вполовину длины, в плащах, галантно свисающих с левой руки, и в обуви; один (слева) низко наклонился и целится маленьким круглым предметом в правой руке, который ясно определяется как грецкий орех, в ряд из четырех небольших кучек орехов; две левые состоят из трех орехов, на которых лежит четвертый, в то время как на других кучках этот четвертый скатился вниз; навстречу к мальчику спешит другой, которого третий (между ними) пытается удержать, в то время как четвертый подступает справа с поднятой правой рукой; два остальных видны слева на заднем плане смотрящими направо; тот, что слева, держит плащ таким образом, как если бы хотел ударить им; слева от этой группы два мальчика в обуви и более коротких туниках, из которых правый схватил за волосы левого, который безуспешно пытается защититься; между ног правого мальчика на земле снова кучка из четырех орехов, скатившихся, как справа; совсем слева группа из пяти девочек в подпоясанных туниках и обуви; волосы собраны на макушке в небольшой пучок; девочка слева сидит на низкой скамеечке вправо и поднимает правую руку — мизинец и безымянный палец загнуты, остальные выпрямлены — в беседе с двумя другими девочками справа, из которых одна сидит (на переднем плане), положив правую руку на три лежащих на земле ореха; другая стоит позади нее и обращается к первой, с живостью жестикулируя; четвертая подбегает слева, приподнимая обеими руками тунику, в подоле которой она что-то несет; пятая спокойно смотрит слева на происходящее.
Изображены девочки, младшие и старшие мальчики, играющие в игру с грецкими орехами, заключавшуюся в том, чтобы бросать в пирамидки, составленные из четырех орехов, пятым (nuces castellatae, ludi castellati; ср. E. Caetani Lovatelli, в указ. ниже соч., с. 56 ff.). Эта игра, очевидно, представлена справа: мы видим ряд таких пирамид, и сначала надо было целиться в дальние; играющий разбил друг за другом две пирамиды; произошло какое-то нарушение правил, и мальчики из другой команды кинулись предотвращать новый бросок. Два маленьких мальчика, у ног которых видна кучка орехов, дали волю рукам, а девочки, кажется, подготавливают новую партию и две из них решают при помощи игры на пальцах («Morra»)[1], кому из них начинать. Они играют во внутренней части дома (на что указывает занавес), мальчики — во дворе.
На боковых сторонах низкий рельеф; справа — сидящий грифон (следы красной краски), слева — лежащий грифон; под его правой передней лапой голова барана.
На крышке спереди низкий рельеф, в середине пустая, лишь обрамленная, табличка для надписи, поддерживаемая двумя парящими оборачивающимися эротами; справа и слева от них по одной цветочной вазе, далее по одному парящему наружу оглядывающемуся эроту с факелом.
Поздняя, но очень живая работа.
Согласно надписи наверху правой боковой стороны, найден в 1822 г. в Vigna Ammendola на Via Appia по эту сторону S. Sebastiano (
[1]Morra (итал. Morra, франц. Mourre), известная уже в древности игра, когда оба игрока поднимают кулак вплоть до высоты лица и одновременно выставляют любое количество пальцев, в то время как каждый при этом называет число, которое он считает суммой всех выставленных пальцев. Выигрывает тот, кто угадал. Если угадали оба или никто, игра считается недействительной. Древние римляне называли игру «micare digitis» (сверкание пальцев). В Италии до сих пор в нее страстно играют; кроме того, игра распространена в Китае и у островитян южной части Тихого океана. [Meyers Großes Konversations Lexikon] (Прим. перевод.)
Gerhard Prodromus S. 309;
E. Caetani-Lovatelli Bullettino della commiss. archeol. comun. 1882 S. 59;
Idem. Monumenti antichi S. 173;
Helbig Nr. 99.
Данные — музейная аннотация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Т. I, с. 638—639, кат. № 497A.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.