Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Миф об Эндимионе дошел до нас в изображениях на 120 саркофагах, изготовленных в римских мастерских. Типологию и хронологию этих саркофагов впервые описал Роберт; в дальнейшем исследователи уточнили его выводы и предложенные им категории. Композиции на самых ранних экземплярах, датированных приблизительно 130 г. н. э., отличаются малой плотностью; их оживляет движение Селены, обычно направленное справа налево. Следующие поколения резчиков изображают Селену в движении слева направо; некоторые исследователи предполагают, что оно соответствует направлению строк греческого и латинского текста. На одних саркофагах изображен единственный эпизод — появление Селены перед своим спящим возлюбленным, — другие содержат также сцену ее отъезда на колеснице. В начале третьего века стали преобладать изображения единственной сцены со множеством купидонов, персонификаций и пасторальных персонажей, окружающих главных действующих лиц.
Цель и смысл изображения римлянами мифа об Эндимионе на саркофагах II—
(…)
Как в греческом языке, так и в латыни выражение «спать сном Эндимиона» служило идиомой глубокого долгого сна, дословным или метафорическим обозначением смерти, и семья покойного вполне могла воспринимать его уход из жизни в таких терминах. Если выбор саркофага был обусловлен подобными соображениями, то пол покойного, похоже, не имел значения, поскольку в саркофагах с мифом о Селене и Эндимионе погребали как женщин, так и мужчин, равно как супружеские пары и детей.
(…)
Скульпторы, работавшие в мастерских Рима и его окрестностей, изготовляли саркофаги с мифом об Эндимионе на протяжении более пяти поколений, со 130-х годов по IV в. н. э., даже в самых поздних образцах демонстрируя понимание сюжета, а не простое воспроизведение образца.
(…)
Разные стороны мифа об Эндимионе — сон, ночь, умиротворяющий пейзаж, вечно романтическая обстановка — могли существовать в бесконечном числе вариаций, создаваемых как множеством рассказчиков, так и резчиками по камню, а также семьями, посещавшими могилу в дни памяти. На всех саркофагах обязательно имеется сцена появления богини перед спящим юношей. Детали же изображения могут различаться, всякий раз складываясь в слегка иную версию.
(…)
На детском саркофаге из собрания Капитолийских музеев, созданном ок. 135 г. н. э., представлен ранний вариант сцены. Скульптор добавил много деталей с целью заполнить удлиненный формат композиции. Слева пустое место заполняют дерево и собака с прижатыми ушами, сидящая рядом со скалой. Бородатая мужская фигура — персонификация Сна — держит спящего Эндимиона у себя на коленях и, как будто подглядывая, приподнимает его одежды. Эффект создается горизонтальным положением тела Эндимиона и небольшой высотой рельефа. В середине композиции Селена приближается к Эндимиону, накидка слетает с нее. Селену ведет единственный купидон. В правой части лошади увлекают ее колесницу в арку.
(…)
На саркофаге из музея Метрополитен, изготовленном приблизительно в 160 г., подчеркнут пасторальный фон сцены и несколько по-иному расставлены участники. Селена слегка наклоняется к Эндимиону, одеяние соскальзывает с ее правого плеча, обнажая грудь, а развевающаяся накидка образует полумесяц, персонифицируя Селену как Луну. Тело Эндимиона почти полностью обнажено купидоном, снимающим с юноши одежду. Его голова откинута назад, лицо обращено к Селене; длинные волосы струятся вдоль шеи, ноги скрещены. Персонификация Сна не отличается той чувственностью, которая свойственна ей на капитолийском саркофаге. Сон явно ниже любовников, бородат, одет и имеет крылья как у бабочки, какими в античном искусстве наделяли Психею. Он склоняется над Эндимионом, не касаясь его. Селена движется слева направо, но это направление не является единственным в композиции. Ее лошади смотрят влево, как и пастух, спящий на скале, положив голову на руки. Двое купидонов спят стоя, опершись на факелы, обращенные вниз — обычные образы для римского погребального искусства — не принимая участия в сцене, а лишь обрамляя ее, создавая тихий меланхолический настрой. Они расположены на переднем плане ближе к зрителю, а история о Селене и Эндимионе разворачивается между ними как романтическая пьеса на лужайке.
(…)
В сравнении с двумя предыдущими, саркофаг Клавдии Аррии несет на себе гораздо более густонаселенную сцену, полную движения, драматичности и эротизма. Иные стиль и техника работы позволили создать новые эффекты. В манере, типичной для эпохи Северов, глубокая резьба и частое применение бурава обеспечили многоплановость рельефа, а плотное расположение фигур не оставило незаполненного места. Так, нога лошади физически выступает из рельефа и находится спереди от женской фигуры, держащей поводья, а персонификация Земли расположила свой локоть буквально рядом с ногой сидящего пастуха. Сцена насыщена движением: лошади оборачиваются, женщина с поводьями устремляется вперед, и при этом смотрит назад, пастух наклоняется, чтобы приласкать собаку. Колесо повозки, идеальный круг, находится точно в середине основания композиции и служит осью, вокруг которой происходит движение. Движение Селены оказывается самым значительным. Одежда под порывами ветра обтягивает ее ноги, хитон приподнимается, накидка развевается над головой. Сходя с колесницы, она ставит свою ногу между скрещенных ног Эндимиона (на мантуанском саркофаге их ноги чуть соприкасаются —
Подчеркнутая живость сцены, переполненной персонажами, формирует ее настрой и воздействует на зрителя. Праздничная атмосфера перед любовной встречей в пасторальном окружении приходит на смену более спокойным ранним версиям. Фруктовое дерево над головами лошадей, бородатый мускулистый пастух, баран и овцы, собравшиеся в стадо — все это вместе создает идиллическую обстановку, встречаемую также в античной живописи, поэзии и романтической прозе. Стайка купидонов, казалось, разлетающихся в стороны от Селены, заполняет окружающее ее пространство предчувствием любви и освещает ее путь факелами, как освещали путь новобрачным на римских свадьбах. Селена изображена так, как это было принято в греко-римском эротическом искусстве, с обнаженной правой грудью, а оставленная малая часть одеяния на бедре Эндимиона усиливает чувственность его фигуры. Поза, в которой он лежит, типична для изображений на саркофагах, однако она не встречается в полнообъемной скульптуре, и непригодна для сна. Возможно, художник развернул тело в сторону зрителя, чтобы тот разделил с Селеной наслаждение от этого зрелища.
(…)
Остальные фигуры олицетворяют природные явления и дополняют обстановку. На закругленных торцах саркофага на фоне пейзажа сидят рельефные мужские фигуры, которые, возможно, служат продолжением основной сцены либо персонификацией места — возможно, Латмуса — где, предположительно, жил Эндимион. По краям панелей изображены купидоны с фруктами и животными — атрибутами времен года, — олицетворяющие плодородие и изобилие Земли. Гелиос-Солнце правит своей колесницей, запряженной четверкой лошадей, которая летит над персонификацией Океана, а в левой части Селена движется на своей колеснице над персонификацией Земли. Словно преследуя друг друга, они символизируют движение космоса и течение времени в мифе.
(…)
На некоторых саркофагах героям мифа придавали портретное сходство с покойными. На саркофаге, найденном в 1805 г. близ Бордо (ныне — в Лувре), лица Эндимиона и Селены были оставлены незавершенными, равно как незаполненной осталась табличка, предназначенная для надписи. Селена несет факел, а Эндимион полностью одет и лежит в естественной позе, что необычно для изображения этого мифа на саркофагах. Заготовка для головной части фигуры Селены имеет форму, подходящую для изготовления прически, бытовавшей ок. 230 г. н. э., а не классической греческой. Реставрированный саркофаг 310 г. из коллекции палаццо Дориа-Памфили в Риме несет на себе мифологическую сцену, в которой Эндимион подстрижен «под горшок», а лицо Селены имеет явно индивидуализированные черты, такие как полные губы и ямочки в углах рта, что позволяет идентифицировать их как портретные изображения, и воспринимать миф как выражение вечной супружеской жизни. В других случаях портретные свойства придаются только одному из героев, обычно, Эндимиону, как, например, на саркофаге 150—
2. M. Koortbojian. Myth, Meaning and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley: University of California Press. 1995.
© 2001 г. Описание: J. Sorabella. A Roman Sarcophagus and Its Patron. Metropolitan Museum Journal 2001, V. 36 P. 67.
© 2013 г. Перевод И. А. Шурыгин.