86,4 × 215,9 × 92,1 см.Инв. № 55.11.5.Нью-Йорк, Метрополитен-музей Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг».
86,4 × 215,9 × 92,1 см.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
РИМСКИЙ САРКОФАГ ИЗ БАДМИНТОН-ХАУСА
На трех сторонах этого крупного овального саркофага можно насчитать сорок фигур людей и животных, самые высокие из которых изображены в половину натурального размера. Высота рельефа местами достигает пяти дюймов, большая часть его почти полностью выступает над плоскостью. Фигуры выполнены в двух контрастирующих масштабах: крупные и миниатюрные. Первые характеризуются сглаженным мышечным рельефом и занимают большие участки, формируя довольно простую архитектоническую структуру саркофага. Миниатюрные фигуры, драпировки и предметы обстановки группируются вокруг крупных фигур, заполняя всю поверхность. Баланс между группами и направления множества взглядов спланированы столь умело, что многофигурная композиция вызывает ощущение единства и покоя. Все существа на рельефе собрались вместе, чтобы восславить своего бога, Диониса, и щедрость природы. Бог располагается в центре, окруженный по сторонам Временами года. Бог рек, Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина; на противоположном крае, также в полулежащей позе, располагается Теллус, богиня Земли. Эти шесть персонажей вместе с богом дают урожай, способствуют сбору винограда и превращают воду в вино.
Рельеф читается следующим образом: Дионис сидит на львице (с хвостом с кисточкой), которую иногда описывают как пантеру, с тирсом в одной руке и глубоким кувшином (kantharos) в другой. Его украшает гирлянда из винограда; через плечо перекинута козлиная шкура с головой и копытами, хотя по традиции его культа это должна быть шкура молодого оленя (nebris). У его ног лежат атрибуты мистерий, такие как корзинка со змеей, прикрытая крышкой. Его окружают сатир, менада и Пан. Сатир (видно только его лицо в профиль) держит в руках бубен и посох (pedum). Менада, одетая в козлиную шкуру, играет на кимвалах. Пан держит на плече бурдюк с вином, а в руке рог, который наполняет из своей чаши Дионис. Четыре времени года представлены крылатыми юношами. Весна изображена с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Осень — с корзинкой, полной фиг и с ветвью фигового дерева в руке; Зима — с парой уток, водным растением и связкой камышей. Бог Реки, бородатый и с козлиными рожками, держит рог изобилия и водное растение. В руках у богини Земли также рог изобилия. С краю от бога Реки, в конце овального закругления, стоят два крылатых юноши, один из них с уткой и полной чашей, другой — с фруктовой корзинкой и ветвью. На противоположном конце саркофага рядом с Землей стоят два сатира. Один из них свернул из козлиной шкуры мешок для фруктов, второй же, вытянув шею по-утиному, держит корзинку и посох. Рядом с ним пантера охраняет корзину. Миниатюрные фигуры, заполняющие пустые места в композиции, включают около дюжины небольших существ, ведущих себя как эроты, ласкающие или дразнящие животных, музицирующие, выпрашивающие фрукты или ворующие их. У некоторых из них тела вполне взрослые, с развитой мускулатурой, лица несколько поросячьего вида, у них нет крыльев, у одного имеется хвост, другой перекинул через руку козлиную шкуру. Иными словами, одни из них представляют собой миниатюрных взрослых сатиров, другие же напоминают эротов. Они протискиваются между ногами крупных фигур или устраиваются между их головами везде, где есть свободное место. Они отличаются от своих крупных сородичей не только размером, но и поведением. По сравнению с юными Временами года, мягкие и задумчивые взгляды которых устремлены вдаль, они пронырливы, энергичны и полны решимости. Их активность дополняет общую тему, как неугомонность юных певчих в большом хоре. Персонажей обоих типов объединяет общее свойство — отсутствие смущения, что в наше время чаще можно встретить у животных, чем у людей, утративших врожденную естественность. Все они вовлечены в одно занятие — празднование мистерии чередования времен года.
В самом низу, на земле можно видеть миниатюрных взрослых животных — быков со свисающими складками шеи, собаку, двух оленей, утку и кабана. Крышка саркофага не сохранилась, а потому идентифицировать его владельца по надписи невозможно. Задняя стенка саркофага, не несущая рельефа, была обращена к стене гробницы; верхняя ее часть осталась необработанной, сохранив тот вид, какой она имела, когда поступила из каменоломни; нижняя часть была стесана и сглажена, видимо, соответственно форме стены гробницы. На ней имеются многочисленные круги, нанесенные циркулем в античные времена: некоторые концентрические, другие — пересекающиеся: они расположены в случайном порядке и предназначение их неясно. Возможно, их использовали для выравнивания.
Работа была датирована 220—
Длина саркофага (согласно описи 55.11.5) 7 футов 3
The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1955, 14 (2), с. 39—
2. E. Bartman. Carving the Badminton Sarcophagus. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1993, 28: с. 57—
Данные — музейная аннотация и сайт музея.
© 2013 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.