Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг»
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
86,4 × 215,9 × 92,1 см.
Инв. № 55.11.5.Нью-Йорк, Метрополитен-музей Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг».

Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
86,4 × 215,9 × 92,1 см.
Инв. № 55.11.5.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из Рима. Был при­об­ре­тен третьим гер­цо­гом Бофорт у кар­ди­на­ла Джу­лио Аль­бе­ро­ни. С 1727 г. нахо­дил­ся в Бад­мин­тон-хау­се, рези­ден­ции гер­цо­гов Бофорт (Гло­стер­шир). В 1955 г. был при­об­ре­тен Фон­дом Джо­зе­фа Пулит­це­ра и пере­дан в дар музею Мет­ро­по­ли­тен.

Описание:

РИМСКИЙ САРКОФАГ ИЗ БАДМИНТОН-ХАУСА

На трех сто­ро­нах это­го круп­но­го оваль­но­го сар­ко­фа­га мож­но насчи­тать сорок фигур людей и живот­ных, самые высо­кие из кото­рых изо­бра­же­ны в поло­ви­ну нату­раль­но­го раз­ме­ра. Высота релье­фа места­ми дости­га­ет пяти дюй­мов, боль­шая часть его почти пол­но­стью высту­па­ет над плос­ко­стью. Фигу­ры выпол­не­ны в двух кон­тра­сти­ру­ю­щих мас­шта­бах: круп­ные и мини­а­тюр­ные. Пер­вые харак­те­ри­зу­ют­ся сгла­жен­ным мышеч­ным релье­фом и зани­ма­ют боль­шие участ­ки, фор­ми­руя доволь­но про­стую архи­тек­то­ни­че­скую струк­ту­ру сар­ко­фа­га. Мини­а­тюр­ные фигу­ры, дра­пи­ров­ки и пред­ме­ты обста­нов­ки груп­пи­ру­ют­ся вокруг круп­ных фигур, запол­няя всю поверх­ность. Баланс меж­ду груп­па­ми и направ­ле­ния мно­же­ства взглядов спла­ни­ро­ва­ны столь уме­ло, что мно­го­фи­гур­ная ком­по­зи­ция вызы­ва­ет ощу­ще­ние един­ства и покоя. Все суще­ства на релье­фе собра­лись вме­сте, чтобы вос­сла­вить сво­его бога, Дио­ни­са, и щед­рость при­ро­ды. Бог рас­по­ла­га­ет­ся в цен­тре, окру­жен­ный по сто­ро­нам Вре­ме­на­ми года. Бог рек, Оке­ан, полу­ле­жит на крае ова­ла и льет на зем­лю воду из кув­ши­на; на про­ти­во­по­лож­ном крае, так­же в полу­ле­жа­щей позе, рас­по­ла­га­ет­ся Тел­лус, боги­ня Зем­ли. Эти шесть пер­со­на­жей вме­сте с богом дают уро­жай, спо­соб­ст­ву­ют сбо­ру вино­гра­да и пре­вра­ща­ют воду в вино.

Рельеф чита­ет­ся сле­дую­щим обра­зом: Дио­нис сидит на льви­це (с хво­стом с кисточ­кой), кото­рую ино­гда опи­сы­ва­ют как пан­те­ру, с тир­сом в одной руке и глу­бо­ким кув­ши­ном (kantharos) в дру­гой. Его укра­ша­ет гир­лян­да из вино­гра­да; через пле­чо пере­ки­ну­та коз­ли­ная шку­ра с голо­вой и копы­та­ми, хотя по тра­ди­ции его куль­та это долж­на быть шку­ра моло­до­го оле­ня (nebris). У его ног лежат атри­бу­ты мисте­рий, такие как кор­зин­ка со зме­ей, при­кры­тая крыш­кой. Его окру­жа­ют сатир, мена­да и Пан. Сатир (вид­но толь­ко его лицо в про­филь) дер­жит в руках бубен и посох (pedum). Мена­да, оде­тая в коз­ли­ную шку­ру, игра­ет на ким­ва­лах. Пан дер­жит на пле­че бур­дюк с вином, а в руке рог, кото­рый напол­ня­ет из сво­ей чаши Дио­нис. Четы­ре вре­ме­ни года пред­став­ле­ны кры­ла­ты­ми юно­ша­ми. Вес­на изо­бра­же­на с рогом изоби­лия и зай­цем; Лето — с кор­зин­кой с коло­сья­ми, сер­пом (сло­ман) и вен­ком из коло­сьев; Осень — с кор­зин­кой, пол­ной фиг и с вет­вью фиго­во­го дере­ва в руке; Зима — с парой уток, вод­ным рас­те­ни­ем и связ­кой камы­шей. Бог Реки, боро­да­тый и с коз­ли­ны­ми рож­ка­ми, дер­жит рог изоби­лия и вод­ное рас­те­ние. В руках у боги­ни Зем­ли так­же рог изоби­лия. С краю от бога Реки, в кон­це оваль­но­го закруг­ле­ния, сто­ят два кры­ла­тых юно­ши, один из них с уткой и пол­ной чашей, дру­гой — с фрук­то­вой кор­зин­кой и вет­вью. На про­ти­во­по­лож­ном кон­це сар­ко­фа­га рядом с Зем­лей сто­ят два сати­ра. Один из них свер­нул из коз­ли­ной шку­ры мешок для фрук­тов, вто­рой же, вытя­нув шею по-ути­но­му, дер­жит кор­зин­ку и посох. Рядом с ним пан­те­ра охра­ня­ет кор­зи­ну. Мини­а­тюр­ные фигу­ры, запол­ня­ю­щие пустые места в ком­по­зи­ции, вклю­ча­ют око­ло дюжи­ны неболь­ших существ, веду­щих себя как эроты, лас­каю­щие или драз­ня­щие живот­ных, музи­ци­ру­ю­щие, выпра­ши­ваю­щие фрук­ты или вору­ю­щие их. У неко­то­рых из них тела вполне взрос­лые, с раз­ви­той муску­ла­ту­рой, лица несколь­ко поро­ся­чье­го вида, у них нет кры­льев, у одно­го име­ет­ся хвост, дру­гой пере­ки­нул через руку коз­ли­ную шку­ру. Ины­ми сло­ва­ми, одни из них пред­став­ля­ют собой мини­а­тюр­ных взрос­лых сати­ров, дру­гие же напо­ми­на­ют эротов. Они про­тис­ки­ва­ют­ся меж­ду нога­ми круп­ных фигур или уст­ра­и­ва­ют­ся меж­ду их голо­ва­ми везде, где есть сво­бод­ное место. Они отли­ча­ют­ся от сво­их круп­ных соро­ди­чей не толь­ко раз­ме­ром, но и поведе­ни­ем. По срав­не­нию с юны­ми Вре­ме­на­ми года, мяг­кие и задум­чи­вые взгляды кото­рых устрем­ле­ны вдаль, они про­ныр­ли­вы, энер­гич­ны и пол­ны реши­мо­сти. Их актив­ность допол­ня­ет общую тему, как неуго­мон­ность юных пев­чих в боль­шом хоре. Пер­со­на­жей обо­их типов объ­еди­ня­ет общее свой­ство — отсут­ст­вие сму­ще­ния, что в наше вре­мя чаще мож­но встре­тить у живот­ных, чем у людей, утра­тив­ших врож­ден­ную есте­ствен­ность. Все они вовле­че­ны в одно заня­тие — празд­но­ва­ние мисте­рии чере­до­ва­ния вре­мен года.

В самом низу, на зем­ле мож­но видеть мини­а­тюр­ных взрос­лых живот­ных — быков со сви­саю­щи­ми склад­ка­ми шеи, соба­ку, двух оле­ней, утку и каба­на. Крыш­ка сар­ко­фа­га не сох­ра­ни­лась, а пото­му иден­ти­фи­ци­ро­вать его вла­дель­ца по над­пи­си невоз­мож­но. Зад­няя стен­ка сар­ко­фа­га, не несу­щая релье­фа, была обра­ще­на к стене гроб­ни­цы; верх­няя ее часть оста­лась необ­ра­ботан­ной, сох­ра­нив тот вид, какой она име­ла, когда посту­пи­ла из каме­но­лом­ни; ниж­няя часть была сте­са­на и сгла­же­на, види­мо, соот­вет­ст­вен­но фор­ме сте­ны гроб­ни­цы. На ней име­ют­ся мно­го­чис­лен­ные кру­ги, нане­сен­ные цир­ку­лем в антич­ные вре­ме­на: неко­то­рые кон­цен­три­че­ские, дру­гие — пере­се­каю­щи­е­ся: они рас­по­ло­же­ны в слу­чай­ном поряд­ке и пред­на­зна­че­ние их неяс­но. Воз­мож­но, их исполь­зо­ва­ли для вырав­ни­ва­ния.

Работа была дати­ро­ва­на 220—230 года­ми. Сар­ко­фа­ги изготав­ли­ва­ли в мастер­ских по шаб­ло­нам. Если чита­тель срав­нит иллю­ст­ра­ции с сар­ко­фа­гом Кас­се­ля, то заме­тит, что оба сар­ко­фа­га сде­ла­ны по одной и той же схе­ме с незна­чи­тель­ны­ми вари­а­ци­я­ми. Глад­кая обра­бот­ка поверх­но­стей харак­тер­на для третье­го века, когда в рав­ной мере исполь­зо­ва­ли бурав и резец. Бура­вом, почти как кистью в живо­пи­си, нано­си­ли глу­бо­кие тени во всех местах, где это тре­бо­ва­лось. Этот мяг­кий, чув­ст­вен­ный стиль зани­ма­ет место меж­ду стро­го­стью Сред­ней импе­рии и про­стотой и отсут­ст­ви­ем изли­шеств, харак­тер­ны­ми для позд­ней антич­но­сти. Рим­ское обще­ство того вре­ме­ни было про­ни­за­но духом мисте­ри­аль­ных куль­тов, про­из­рас­тав­ших на той же поч­ве, что и хри­сти­ан­ство; через три поко­ле­ния про­изо­шло кре­ще­ние Кон­стан­ти­на. В сти­ле и духе здесь при­сут­ст­ву­ет нечто близ­кое к Ренес­сан­су и совре­мен­но­му мыш­ле­нию. Этот пре­вос­ход­ный сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­я­ми Вре­мен года был при­ве­зен в Англию в нача­ле XVIII века и до недав­не­го вре­ме­ни не поль­зо­вал­ся вни­ма­ни­ем архео­ло­гов, в том чис­ле и Миха­эли­са в его путе­ше­ст­вии, пред­при­ня­том в 1870-х годах. Его пол­ная фото­гра­фия была опуб­ли­ко­ва­на в 1942 г. сэром Осбор­ном Сит­вел­лом, иссле­до­вав­шим ком­на­ту мону­мен­тов Бад­мин­тон-хау­са в Гло­стер­ши­ре и впер­вые опи­сав­шим сар­ко­фаг. Сар­ко­фаг являл­ся частью круп­ной кол­лек­ции, при­об­ре­тен­ной третьим гер­цо­гом Бофорт в его боль­шом турне 1726—1729 гг., пред­по­ло­жи­тель­но, в Риме, при содей­ст­вии кар­ди­на­лов Аль­ба­ни и Аль­бе­ро­ни. Моло­дой гер­цог рас­по­рядил­ся уста­но­вить его в боль­шом зале Бад­мин­тон-хау­са, где он оста­вал­ся в соб­ст­вен­но­сти гер­цо­гов Бофорт до недав­не­го пере­ме­ще­ния его в музей Мет­ро­по­ли­тен; деко­ра­тив­ная обста­нов­ка для сар­ко­фа­га была созда­на Уилья­мом Кен­том. На тыль­ной стен­ке име­ет­ся над­пись «1733 hic pos». Пред­по­ло­жи­тель­но, в это вре­мя рельеф был очи­щен от инк­ру­ста­ции, кото­рая до сих пор пок­ры­ва­ет тыль­ную сто­ро­ну и осно­ва­ние сар­ко­фа­га. Носы неко­то­рых фигур, отло­ман­ные в антич­ные вре­ме­на, были вос­ста­нов­ле­ны, одни из мра­мо­ра, дру­гие из гип­са. Послед­ние были уда­ле­ны после того как сар­ко­фаг посту­пил в музей. Моло­до­му гер­цо­гу сар­ко­фаг был пред­став­лен как «купаль­ня Авгу­ста», и вполне воз­мож­но, этой леген­де мы обя­за­ны утра­той крыш­ки с эпи­та­фи­ей, кото­рая была явно лиш­ним для ван­ны пред­ме­том.

Дли­на сар­ко­фа­га (соглас­но опи­си 55.11.5) 7 футов 334 дюй­ма, шири­на 3 фута 418 дюй­ма, высота 2 фута 1112 дюй­ма, тол­щи­на стен­ки от 58 до 558 дюй­ма. Голо­ва соба­ки была воз­вра­ще­на на место, но ее точ­ное поло­же­ние неиз­вест­но. Дати­ров­ка F. Matz.

(C. Alexander. A Roman Sarcophagus from Badminton House.
The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1955, 14 (2), с. 39—47).

Литература:
1. C. Alexander. A Roman Sarcophagus from Badminton House. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1955, 14 (2): с. 39—47.
2. E. Bartman. Carving the Badminton Sarcophagus. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1993, 28: с. 57—75.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные — музейная аннотация и сайт музея.
© 2013 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana дионис dionysus менада менады maenas maenades бог божество океан океана oceanus okeanos сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor богиня теллус теллура dea tellus mater terra вакх вакха бахус бахуса bacchus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi времена года время сезон мифологический мифологические с мифами мифом миф о белый мрамор дионисийский ленос lenos пан посох женская одежда хитон гиматий набедренная повязка чан пастушеский виноград виноградная гроздь дионисийские сцены мистерии корзина пантера тигр бадминтонский инв № 55.11.5