«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
Это произведение искусства, изумительно вырезанное из агата, прославляет Германика. Изначально оно находилось в сокровищнице цезарей в Риме, затем в сокровищнице византийских императоров. Император Константинополя Балдуин II продал камею королю Франции Луи Святому, который поместил ее в Сен-Шапель. Согласно христианизированной трактовке сюжета, на Великой камее был представлен триумф Иосифа при дворе фараона. В течение Авиньонского периода камея принадлежала Папам, а затем в правление Карла V была возвращена в Сен-Шапель.
Во времена Революции камея, которую в 1791 г. Национальная Ассамблея переместила в Кабинет медалей, была похищена. Полиции Наполеона удалось обнаружить ее в Амстердаме, где ее собирались продать за 60 тыс. долларов. Однако золотая оправа не сохранилась: похитители переплавили ее. Современную оправу по поручению Наполеона изготовил ювелир Делафонтен, ученик Делакруа.
Именно эта оправа из золоченой бронзы в форме портика, поддерживаемого двумя львами, и была найдена недавно. (Нью-Йорк Таймс, 22 сент. 1912 г.).
Пятислойный сардоникс.
Константинополь, около 23 (г. н. э.?).
Сокровищница Сен-Шапель, камея. 264.
Эта античная камея, самая крупная из известных, украшена 24 фигурами, которые разделены на три уровня, напоминающие три мира: наверху — мир героизированных усопших, в центре — мир живых и внизу — мир побеждённых.
Средневековая традиция видела здесь триумф Иосифа при египетском дворе. Начиная с XVII в. благодаря римским монетам главные персонажи были узнаны, однако некоторые из них точно не идентифицированы. В центре находится император Тиберий со своей матерью Ливией и наследниками. Над этой сценой нависают его предшественники Август (или Цезарь) и Германик. В нижней части изображены пленные варвары (германцы, парфяне).
Эта работа, несомненно, имеет определённое политическое значение: она утверждает династическую преемственность и легитимность Юлиев-Клавдиев в Римской империи.
Возможно, эту камею приобрёл Людовик Святой в Константинополе. Впервые она упоминается в V инвентарной описи сокровищницы Сен-Шапель около 1279 г. В XIV в. Карл V вставил эту камею в роскошную оправу из драгоценных металлов, которая пропала, когда камея была украдена в 1804 г.
Происхождение: Нью-Йорк Таймс, 22 сент. 1912 г. (пер. с англ. И. А. Шурыгин).
Данные — музейная аннотация (пер. с фр.: С. Э. Таривердиева.).