Оправа работы Джосии Белле, XVII в.Инв. № Camee. 276.Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей Фото: И. А. Шурыгин
Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
На камее изображено празднование брачного союза Клавдия и Агриппины как поворотного пункта принципата Клавдия. На этой гемме (Париж, Кабинет медалей, № 276) император представлен в образе Триптолема, а его супруга в образе Цереры. Они стоят на крылатой повозке без колес, запряженной змеями. В греческом искусстве, начиная с третьей четверти VI века до н. э., подобная повозка являлась главным атрибутом Триптолема. Император одет в палудаментум, край которого он держит в левой руке, и защищен панцирем, перевязанным ремнем (cingulum). На Агриппине хитон без рукавов и накидка. Она наклонилась вперед и держит в вытянутой руке какой-то широкий предмет, возможно, сосуд для раздачи зерна. В ее левой руке видны колосья и стебель мака — традиционные атрибуты Цереры.
Исследователи считают, что камея отражает интерес императора к Элевсинским мистериям, которые он, согласно Светонию (Claudius, 25. 5), пытался перенести из Греции в Рим. Кроме того, Alföldi, используя параллель с традицией Птолемеев изображать императора как «нового Триптолема», попытался связать этот художественный символизм либо с началом правления, либо с празднованием какого-то юбилея в течение этого правления, и нашел, что таковым могло явиться празднование Секулярных игр 47 года. Новый Триптолем, как выразительный символ, вполне также мог отражать и другое событие, произошедшее в правление Клавдия, а именно, низвержение Мессалины и последовавший за ним брак с Агриппиной, который мог восприниматься как новое начало. Миф о Триптолеме являлся сильной метафорой для этого начала. В отличие от гомеровского гимна Деметре, последовавшие за ним версии мифа о похищении Персефоны повествуют о появлении земледелия как награды от Деметры для тех, кто сообщил ей об этом похищении. Согласно мифу, Деметра обучила Триптолема земледелию и послала его на крылатой повозке, запряженной змеями, передать этот дар человеческому роду. Представление императора как нового Триптолема, приносящего людям зерно, наполнялось особым смыслом в обществе, где император принимал на себя и нес ответственность за снабжение народа зерном по доступным ценам. На данной камее зерно раздает не Клавдий, а Агриппина. Визуальный язык камеи сообщает нам, что брак с Агриппиной, «новой Деметрой», положил начало новому процветанию.
© 2005 г. Описание: J. Ginsburg. Representing Agrippina: Constructions of Female Power in the Early Roman Empire. Oxford University Press, 2005. P. 93—94.
© 2014 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Данные — музейная аннотация.