Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице»
Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Инв. № Camee. 276.Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей Фото: И. А. Шурыгин

Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».

Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Инв. № Camee. 276.

Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.

Происхождение:
Из кол­лек­ции Людо­ви­ка XIV.

Описание:
Спут­ни­ца Клав­дия на колес­ни­це иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся одни­ми иссле­до­ва­те­ля­ми как Мес­са­ли­на, дру­ги­ми — как Агрип­пи­на млад­шая. В музей­ной аннота­ции она пред­став­ле­на как Мес­са­ли­на. Ниже мы при­во­дим фраг­мент моно­гра­фии «Representing Agrippina», автор кото­рой сооб­ща­ет свои аргу­мен­ты в поль­зу про­ти­во­по­лож­ной вер­сии.

На камее изо­бра­же­но празд­но­ва­ние брач­но­го сою­за Клав­дия и Агрип­пи­ны как пово­рот­но­го пунк­та прин­ци­па­та Клав­дия. На этой гем­ме (Париж, Кабинет меда­лей, № 276) импе­ра­тор пред­став­лен в обра­зе Трип­то­ле­ма, а его супру­га в обра­зе Цере­ры. Они сто­ят на кры­ла­той повоз­ке без колес, запря­жен­ной зме­я­ми. В гре­че­ском искус­стве, начи­ная с третьей чет­вер­ти VI века до н. э., подоб­ная повоз­ка явля­лась глав­ным атри­бу­том Трип­то­ле­ма. Импе­ра­тор одет в палуда­мен­тум, край кото­ро­го он дер­жит в левой руке, и защи­щен пан­ци­рем, пере­вя­зан­ным рем­нем (cingulum). На Агрип­пине хитон без рука­вов и накид­ка. Она нак­ло­ни­лась впе­ред и дер­жит в вытя­ну­той руке какой-то широ­кий пред­мет, воз­мож­но, сосуд для разда­чи зер­на. В ее левой руке вид­ны коло­сья и сте­бель мака — тра­ди­ци­он­ные атри­бу­ты Цере­ры.

Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что камея отра­жа­ет инте­рес импе­ра­то­ра к Элев­син­ским мисте­ри­ям, кото­рые он, соглас­но Све­то­нию (Claudius, 25. 5), пытал­ся пере­не­сти из Гре­ции в Рим. Кро­ме того, Alföldi, исполь­зуя парал­лель с тра­ди­ци­ей Пто­ле­ме­ев изо­бра­жать импе­ра­то­ра как «ново­го Трип­то­ле­ма», попы­тал­ся свя­зать этот худо­же­ст­вен­ный сим­во­лизм либо с нача­лом прав­ле­ния, либо с празд­но­ва­ни­ем како­го-то юби­лея в тече­ние это­го прав­ле­ния, и нашел, что тако­вым мог­ло явить­ся празд­но­ва­ние Секу­ляр­ных игр 47 года. Новый Трип­то­лем, как выра­зи­тель­ный сим­вол, вполне так­же мог отра­жать и дру­гое собы­тие, про­изо­шед­шее в прав­ле­ние Клав­дия, а имен­но, низ­вер­же­ние Мес­са­ли­ны и после­до­вав­ший за ним брак с Агрип­пи­ной, кото­рый мог вос­при­ни­мать­ся как новое нача­ло. Миф о Трип­то­ле­ме являл­ся силь­ной мета­фо­рой для это­го нача­ла. В отли­чие от гоме­ров­ско­го гим­на Демет­ре, после­до­вав­шие за ним вер­сии мифа о похи­ще­нии Пер­се­фо­ны повест­ву­ют о появ­ле­нии зем­леде­лия как наг­ра­ды от Демет­ры для тех, кто сооб­щил ей об этом похи­ще­нии. Соглас­но мифу, Демет­ра обу­чи­ла Трип­то­ле­ма зем­леде­лию и посла­ла его на кры­ла­той повоз­ке, запря­жен­ной зме­я­ми, пере­дать этот дар чело­ве­че­ско­му роду. Пред­став­ле­ние импе­ра­то­ра как ново­го Трип­то­ле­ма, при­но­ся­ще­го людям зер­но, напол­ня­лось осо­бым смыс­лом в обще­стве, где импе­ра­тор при­ни­мал на себя и нес ответ­ст­вен­ность за снаб­же­ние наро­да зер­ном по доступ­ным ценам. На дан­ной камее зер­но разда­ет не Клав­дий, а Агрип­пи­на. Визу­аль­ный язык камеи сооб­ща­ет нам, что брак с Агрип­пи­ной, «новой Демет­рой», поло­жил нача­ло ново­му про­цве­та­нию.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2005 г. Описание: J. Ginsburg. Representing Agrippina: Constructions of Female Power in the Early Roman Empire. Oxford University Press, 2005. P. 93—94.
© 2014 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Данные — музейная аннотация.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma имперский греческая мифология mythologia graeca римская romana богиня деметра деметры dea demeter римский император клавдий i клавдия imperator claudius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица валерия мессалина мессалины valeria messalina юлия агриппина младшая g200 агриппины младшей julia iulia agrippina minor re556 римское римские камея камеи триптолем триптолема triptolemus triptolemos церера цереры ceres портрет портреты портретный портретная сардоникс и в образе на колеснице колесница крылатый змей крылатые змеи дракон драконы миф о триптолеме деметре военный плащ палудаментум paludamentum женская одежда хитон накидка ремень cingulum инв № camee. 276