Выс. 2,11 м.Инв. № Ma 399.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин
Венера Милосская.
Выс. 2,11 м.
Париж, Лувр.
Статуя была найдена в апреле 1820 г. на острове Мелос (совр. греч. Милос). Свидетелем находки был гардемарин Оливье Вутье. Его сообщение, переданное по дипломатическим каналам, побудило маркиза де Ривьер, посла Франции в Стамбуле, приобрести эту статую, чтобы преподнести ее в дар королю. 1 марта 1821 г. Людовик XVIII отправил ее в Лувр.
Статуя паросского мрамора была сделана способом, довольно широко распространенным в античности, а именно, собрана из двух частей. Нижняя часть (ноги до уровня бедер) была тщательно состыкована с верхней (туловище и голова) на уровне, где начинается круговая драпировка. Паз на левом плече свидетельствует о том, что эта рука была изваяна из отдельного куска мрамора; и наоборот, ровная поверхность скола правой руки дает основание предположить, что она составляла единое целое с верхним блоком и подвергалась реставрации в античности. Судя по оставшимся гнездам в мраморе, на статуе имелись металлические украшения: браслет на правой руке, кольца в ушах и лента-ободок на прическе. Возможно, цвет этих украшений дополнял полихромную раскраску мрамора, которая не сохранилась. Статуя была найдена без рук и левой стопы; к сожалению, впоследствии обнаружить их не удалось.
Долгое время недостающие части служили поводом для дискуссий об общем облике скульптуры и ее идентификации. Было предложено несколько вариантов: левая рука касается опоры или Ареса, либо держит какой-то атрибут. В зависимости от атрибута — лука, трезубца или амфоры — она представлялась как Артемида, Амфитрита, либо Данаида. Однако разумнее ограничиться тем, что статуя может сказать о себе ныне: положение плеч указывает на то, что правая рука достигала уровня драпировки бедер, левая же была отведена в сторону. Общий мотив — фигура обнаженная до бедер, демонстрирующая все великолепие своего сложения — очень хорошо соответствует Афродите, главными отличительными чертами которой являлись чувственность форм и женственность. Подтверждением этой гипотезы некоторое время служила рука с яблоком, обнаруженная в тех же местах, что и статуя. По яблоку можно было бы определить богиню как участницу суда Париса, если бы не выраженные отличия в технике ваяния. Можно с уверенностью утверждать, что этот фрагмент не имел отношения к Венере Милосской.
Описание: музейные информационные материалы (пер. с англ. И. А. Шурыгин).