Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Высота античной части 65 см; вместе с совр. основанием 78 см.Инв. №№ MR 987 / Ma 442.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин
Ваза Сосибия.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Высота античной части 65 см; вместе с совр. основанием 78 см.
Париж, Лувр.
Надпись: СОСИБИЙ АФИНЯНИН.
Ок. 50 г. до н. э.
Италия (?)
Аттика (территория Афин).
Пентелийский (аттический) мрамор, низкий рельеф, резьба.
Высота античной части 65 см, общая высота с современной ножкой 78 см.
Из бывшей коллекции французских королей. Конфискована после Революции и передана в Лувр в 1797 г.
Ваза Сосибия.
Инв. № MR 987 / Ma 442.
Эта ваза, в прошлом принадлежавшая Людовику XIV, служит отражением тяги римлян к роскошному украшению своих вилл и садов. Афинский скульптор Сосибий, чье имя вырезано на передней стороне вазы, без сомнения, являлся одним из греческих скульпторов, трудившихся в Риме в конце республиканского периода. Работая в «нео-аттическом» стиле, он использовал декоративный репертуар афинских мастерских и черпал вдохновение в античных моделях. На рельефе вазы Аполлон, Артемида и Гермес возглавляют процессию вакхических танцовщиков.
Форма и декор вазы Сосибия
Данный кратер с волютообразными ручками является мраморным воплощением известного типа металлических сосудов, производившихся с конца пятого века до н. э., таких как кратер Дервени (музей Салоник, ок. 320 г. до н. э.). Побеги плюща на горловине и орнамент из ряда овальных выпуклостей на верхней части тулова обнаруживают большое сходство с греческими образцами. Ручки в местах соединения с вазой имеют форму лебединых шей. Рельефный декор тулова несет изображение вакхического шествия, возглавляемого Артемидой и Гермесом, стоящими по сторонам алтаря с горящей жаровней. Богиня представлена в образе охотницы: с колчаном за спиной и луком в левой руке, она держит за ногу оленя. Гермес изображен с кадуцеем в руке и в хламиде, коротком одеянии путника. Менады, женщины-поклонницы Диониса, танцуют под звуки музыкальных инструментов вместе с сатиром, вооруженным воином и Аполлоном, играющим на кифаре.
Нео-аттический стиль
На греческом алтаре имеется подпись «Сосибий Афинянин». Не вызывает сомнения, что скульптор, известный только по данному произведению, работал в Риме в конце Республики. Обратившись к декоративному репертуару греческих мастерских, на рельефе он поместил модели, относящиеся к разным периодам. Кратер, изготовленный ок. 50 г. до н. э., является одним из редких примеров подписанной автором работы, выполненной в нео-аттическом стиле, столь высоко ценимом и любимом римлянами, особенно когда он использовался в декоративной скульптуре, украшавшей роскошные виллы и сады. Таковым, вероятно, было предназначение и данной вазы, которая могла служить фонтаном или урной, на что указывает просверленное отверстие на боковой поверхности, ныне частично закрытое. Эклектичность подборки и архаичный стиль изображения персонажей подтверждают, что в своих вкусах римляне тяготели как к старому, так и к новому греческому искусству. Архаические одежды Артемиды и Гермеса имитируют искусство VI века до н. э., тогда как менады явно исполнены под влиянием классической скульптуры конца V века, например, произведений Каллимаха (автора Венеры Прародительницы, копию которой можно видеть в Лувре). Их позы грациозны, а легкие, просвечивающие драпировки подчеркивают женские формы. Изображая лицо Аполлона и выбирая форму сосуда, Сосибий придерживался классической греческой традиции, о чем свидетельствует их выраженное сходство с произведениями IV века до н. э.
2. D. Grassinger, Römische Marmorkratere, Monumenta Artis Romanae, XVIII, Mayence-sur-Main, 1991, pp. 183—
3. M.-A. Zagdoun, La sculpture archaïsante dans l’art hellénistique et dans l’art romain du Haut-Empire, Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome, 1989, p. 246, n. 331, pl. 23, fig. 89.