Ваза Сосибия
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Высота античной части 65 см; вместе с совр. основанием 78 см.
Инв. №№ MR 987 / Ma 442.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин

Ваза Сосибия.

Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Высота античной части 65 см; вместе с совр. основанием 78 см.
Инв. №№ MR 987 / Ma 442.

Париж, Лувр.

Описание:
КРАТЕР С ВОЛЮТООБРАЗНЫМИ РУЧКАМИ

Над­пись: СОСИБИЙ АФИНЯНИН.
Ок. 50 г. до н. э.
Ита­лия (?)
Атти­ка (терри­то­рия Афин).
Пен­те­лий­ский (атти­че­ский) мра­мор, низ­кий рельеф, резь­ба.
Высота антич­ной части 65 см, общая высота с совре­мен­ной нож­кой 78 см.
Из быв­шей кол­лек­ции фран­цуз­ских коро­лей. Кон­фис­ко­ва­на после Рево­лю­ции и пере­да­на в Лувр в 1797 г.

Ваза Соси­бия.
Инв. № MR 987 / Ma 442.

Эта ваза, в про­шлом при­над­ле­жав­шая Людо­ви­ку XIV, слу­жит отра­же­ни­ем тяги рим­лян к рос­кош­но­му укра­ше­нию сво­их вилл и садов. Афин­ский скуль­п­тор Соси­бий, чье имя выре­за­но на пере­д­ней сто­роне вазы, без сомне­ния, являл­ся одним из гре­че­ских скуль­п­то­ров, трудив­ших­ся в Риме в кон­це рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да. Работая в «нео-атти­че­ском» сти­ле, он исполь­зо­вал деко­ра­тив­ный репер­ту­ар афин­ских мастер­ских и чер­пал вдох­но­ве­ние в антич­ных моде­лях. На релье­фе вазы Апол­лон, Арте­ми­да и Гер­мес воз­глав­ля­ют про­цес­сию вак­хи­че­ских тан­цов­щи­ков.

Фор­ма и декор вазы Соси­бия

Дан­ный кра­тер с волю­то­об­раз­ны­ми руч­ка­ми явля­ет­ся мра­мор­ным вопло­ще­ни­ем извест­но­го типа метал­ли­че­ских сосудов, про­из­во­див­ших­ся с кон­ца пято­го века до н. э., таких как кра­тер Дер­ве­ни (музей Сало­ник, ок. 320 г. до н. э.). Побе­ги плю­ща на гор­ло­вине и орна­мент из ряда оваль­ных выпук­ло­стей на верх­ней части туло­ва обна­ру­жи­ва­ют боль­шое сход­ство с гре­че­ски­ми образ­ца­ми. Руч­ки в местах соеди­не­ния с вазой име­ют фор­му лебеди­ных шей. Рельеф­ный декор туло­ва несет изо­бра­же­ние вак­хи­че­ско­го шест­вия, воз­глав­ля­е­мо­го Арте­ми­дой и Гер­ме­сом, сто­я­щи­ми по сто­ро­нам алта­ря с горя­щей жаров­ней. Боги­ня пред­став­ле­на в обра­зе охот­ни­цы: с кол­ча­ном за спи­ной и луком в левой руке, она дер­жит за ногу оле­ня. Гер­мес изо­бра­жен с каду­це­ем в руке и в хла­миде, корот­ком оде­я­нии пут­ни­ка. Мена­ды, жен­щи­ны-поклон­ни­цы Дио­ни­са, тан­цу­ют под зву­ки музы­каль­ных инстру­мен­тов вме­сте с сати­ром, воору­жен­ным вои­ном и Апол­ло­ном, играю­щим на кифа­ре.

Нео-атти­че­ский стиль

На гре­че­ском алта­ре име­ет­ся под­пись «Соси­бий Афи­ня­нин». Не вызы­ва­ет сомне­ния, что скуль­п­тор, извест­ный толь­ко по дан­но­му про­из­веде­нию, работал в Риме в кон­це Рес­пуб­ли­ки. Обра­тив­шись к деко­ра­тив­но­му репер­ту­а­ру гре­че­ских мастер­ских, на релье­фе он поме­стил моде­ли, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным пери­о­дам. Кра­тер, изготов­лен­ный ок. 50 г. до н. э., явля­ет­ся одним из ред­ких при­ме­ров под­пи­сан­ной авто­ром работы, выпол­нен­ной в нео-атти­че­ском сти­ле, столь высо­ко цени­мом и люби­мом рим­ля­на­ми, осо­бен­но когда он исполь­зо­вал­ся в деко­ра­тив­ной скульп­ту­ре, укра­шав­шей рос­кош­ные вил­лы и сады. Тако­вым, веро­ят­но, было пред­на­зна­че­ние и дан­ной вазы, кото­рая мог­ла слу­жить фон­та­ном или урной, на что ука­зы­ва­ет про­свер­лен­ное отвер­стие на боко­вой поверх­но­сти, ныне частич­но зак­ры­тое. Эклек­тич­ность под­бор­ки и арха­ич­ный стиль изо­бра­же­ния пер­со­на­жей под­твер­жда­ют, что в сво­их вку­сах рим­ляне тяго­те­ли как к ста­ро­му, так и к ново­му гре­че­ско­му искус­ству. Арха­и­че­ские одеж­ды Арте­ми­ды и Гер­ме­са ими­ти­ру­ют искус­ство VI века до н. э., тогда как мена­ды явно испол­не­ны под вли­я­ни­ем клас­си­че­ской скульп­ту­ры кон­ца V века, напри­мер, про­из­веде­ний Кал­ли­ма­ха (авто­ра Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы, копию кото­рой мож­но видеть в Лув­ре). Их позы гра­ци­оз­ны, а лег­кие, про­све­чи­ваю­щие дра­пи­ров­ки под­чер­ки­ва­ют жен­ские фор­мы. Изо­бра­жая лицо Апол­ло­на и выби­рая фор­му сосуда, Соси­бий при­дер­жи­вал­ся клас­си­че­ской гре­че­ской тра­ди­ции, о чем свиде­тель­ст­ву­ет их выра­жен­ное сход­ство с про­из­веде­ни­я­ми IV века до н. э.

Astier Marie-Bénédicte

Литература:
1. M. Hamiaux, Les sculptures grecques, II, Paris, Editions de la Réunion des musées nationaux, 1998, pp. 197—199, n. 216.
2. D. Grassinger, Römische Marmorkratere, Monumenta Artis Romanae, XVIII, Mayence-sur-Main, 1991, pp. 183—185, n. 25 et passim, fig. 7, 24, 25 and pl. 16—21.
3. M.-A. Zagdoun, La sculpture archaïsante dans l’art hellénistique et dans l’art romain du Haut-Empire, Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome, 1989, p. 246, n. 331, pl. 23, fig. 89.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание: сайт Лувра (пер. с англ. И. А. Шурыгин.)
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф копия греческая мифология mythologia graeca romana бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня артемида артемиды dea artemis гермес гермеса hermes менада менады maenas maenades сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus диана diana декор декоративный декоративная декоративное декоративные пентелийский мрамор marmor pentelicum ваза кратер сосибия sosibios sosibius скульптор сосибий пляшущий танцующий воин пиррический танцор танцовщик курет нео-аттическое неоаттическое искусство нео-аттический неоаттический репертуар дионисийское вакхическое шествие тиаз фиаз дионисийская процессия жертвоприношение горящий алтарь плющ лебедь пальметта розетка волюта инв № mr 987 ma 442