Саркофаг с изображением морского тиаза и портретами покойных супругов в клипеусе
Мрамор. 2-я пол. III в. н. э.
Дл. 200 см, выс. 38 см, шир. 57 см.
Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением морского тиаза и портретами покойных супругов в клипеусе.

Мрамор. 2-я пол. III в. н. э.
Дл. 200 см, выс. 38 см, шир. 57 см.

Салерно, Кафедральный собор.

Происхождение:
Салер­но, мест­ное про­из­вод­ство.

Описание:
Над­пись:

SEPULCRUM SERGII CAPO CRASSI ET HEREDU(M) MASCULINI SEXUS

Гроб­ни­ца Сер­джо Капо­грас­со и его наслед­ни­ков муж­ско­го пола.

Сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­ем мор­ско­го тиа­за и порт­ре­та­ми покой­ных супру­гов в круг­лом меда­льоне.

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, атрий, южная сто­ро­на.
Соглас­но L. Staibano (1871 г.), изна­чаль­но нахо­дил­ся на антич­ном клад­би­ще к югу от Дуо­мо.
Про­ис­хож­де­ние: мест­ное.
Цвет: белый.
Раз­ме­ры: выс. 0,38 м, дл. 2,00 м, шир. 0,57 м (раз­ме­ры не соот­вет­ст­ву­ют ука­зан­ным в ката­ло­ге).

Внеш­ние дан­ные.

a (сар­ко­фаг). Поверх­ность с мно­же­ст­вен­ны­ми дефек­та­ми. Следы крас­ки на поверх­но­сти: чер­ной на бук­вах над­пи­си, голу­бой на бюсте муж­чи­ны, крас­ной на бюсте жен­щи­ны. Фигу­ра пра­во­го эрота при­креп­ле­на к верх­ней части релье­фа на цемент­ном рас­т­во­ре. На левом тор­це име­ет­ся отвер­стие. На реб­рах тыль­ной поверх­но­сти в Сред­ние века были высе­че­ны две витые колон­ны. В эпо­ху Воз­рож­де­ния на ниж­нюю листель была нане­се­на над­пись «SEPULCRUM SERGII CAPO CRASSI ET HERED(UM) MAXULINI SEXUS» (так в тек­сте — И. Ш.). Нали­чие над­пи­си было зафик­си­ро­ва­но в 1598 г. (v. CAPONE I, 1927, p. 200).

b (крыш­ка). Совре­мен­ная работа из пли­ты мра­мо­ра чипол­ло.

Опи­са­ние.

Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы изготов­лен из моно­ли­та. На пере­д­ней стен­ке, огра­ни­чен­ной сни­зу листе­лью, изо­бра­же­на сце­на мор­ско­го тиа­за: четы­ре пары три­то­нов и нере­ид, мча­щих­ся по мор­ским вол­нам. В цен­траль­ной части два ихтио­кен­тав­ра дер­жат в руках диск с бюсто­вы­ми порт­ре­та­ми покой­ных супру­гов (imago clipeato), под кото­рым нахо­дит­ся кор­зин­ка из листьев акан­та. Два без­бо­ро­дых три­то­на дуют в рако­ви­ны, на их спи­нах сидят две нере­иды. Нере­ида сле­ва обна­же­на, ее оде­я­ние лишь при­кры­ва­ет ее пра­вую ногу. Пра­вой рукой она дотра­ги­ва­ет­ся до волос, в то вре­мя как малень­кий кры­ла­тый пут­ти дер­жит перед ней зер­ка­ло. Пра­вая нере­ида повер­ну­лась спи­ной к три­то­ну; ее пра­вая нога при­кры­та дра­пи­ров­кой, а рукой она поправ­ля­ет воло­сы. Малень­кий пут­ти дела­ет ей при­чес­ку (в пуб­ли­ка­ции автор опре­де­ля­ет «лево» и «пра­во» по отно­ше­нию к зри­те­лю — И. Ш.). По сто­ро­нам от цен­траль­ной ком­по­зи­ции рас­по­ла­га­ют­ся две пары боро­да­тых три­то­нов с нере­ида­ми, зани­маю­щи­е­ся любов­ны­ми игра­ми; рядом с ними вид­ны два кры­ла­тых пут­ти. По кра­ям фрон­таль­но­го релье­фа, отде­лен­ные от него неболь­ши­ми пиляст­ра­ми, сто­ят, опи­ра­ясь на обра­щен­ные вниз факе­лы, два кры­ла­тых гения. Боко­вые поверх­но­сти сар­ко­фа­га глад­кие.

Обсуж­де­ние.

Сар­ко­фаг, по-види­мо­му, был обна­ру­жен на антич­ном клад­би­ще, нахо­див­шем­ся к югу от Дуо­мо, и после обна­ру­же­ния был исполь­зо­ван два­жды: сна­ча­ла, соглас­но Paoletti, в Сред­ние века, когда на реб­рах были высе­че­ны две витые колон­ны с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, а тыль­ная стен­ка была пере­ра­бота­на таким обра­зом, чтобы сар­ко­фаг мож­но было осмат­ри­вать со всех сто­рон. При повтор­ном исполь­зо­ва­нии на ниж­нюю листель фрон­таль­ной сто­ро­ны была нане­се­на над­пись о том, что сар­ко­фаг при­над­ле­жит ноби­лю Сер­джо Капо­грас­со, пред­ста­ви­те­лю могу­ще­ст­вен­но­го семей­ства, исполь­зо­вав­ше­го в каче­стве груп­по­вых гроб­ниц еще два сар­ко­фа­га в Дуо­мо. Сар­ко­фаг отно­сит­ся к типу «Meerwesensarkophage» с рас­по­ло­жен­ным в цен­тре круг­лым меда­льо­ном-кли­пе­усом, под­дер­жи­вае­мым мор­ски­ми кен­тав­ра­ми. Подоб­ные сар­ко­фа­ги Rumph свел в одну груп­пу по ико­но­гра­фи­че­ским при­зна­кам, а так­же по сим­мет­рич­но­сти ком­по­зи­ции мор­ско­го кор­те­жа. Дан­ный тип сар­ко­фаж­но­го релье­фа полу­чил весь­ма широ­кое рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря воль­ной схе­ме кор­те­жа, допус­каю­щей раз­но­об­раз­ные вари­ан­ты. Основ­ной мотив кор­те­жа, обра­зо­ван­ный четырь­мя груп­па­ми по два пер­со­на­жа (нере­ида и три­тон) в каж­дой, с кон­ца вто­ро­го века н. э. допол­ня­ет­ся кли­пе­усом с бюсто­вым изо­бра­же­ни­ем покой­но­го, а с третье­го века — еще и малень­ки­ми эрота­ми в раз­ных позах. В соче­та­нии тиа­за с кли­пе­усом, содер­жа­щим порт­рет покой­но­го, обна­ру­жи­ва­ет­ся сим­во­ли­че­ский смысл. Cumont интер­пре­ти­ро­вал эту ком­по­зи­цию как путе­ше­ст­вие души покой­но­го по морям и вет­рам на Ост­ро­ва бла­жен­ных (le isole dei Beati); Brandenburg, нао­бо­рот, наста­и­вал на том, что она выпол­ня­ет чисто деко­ра­тив­ную функ­цию и не име­ет ника­кой свя­зи ни с мифа­ми, ни с соци­аль­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми. Sichtermann, в про­ти­во­по­лож­ность тео­рии Brandenburg’а, рас­смат­ри­вал мор­ской кор­теж как соп­ро­вож­де­ние покой­но­го в поту­сто­рон­ний мир; Wrede и Matz счи­та­ли кли­пе­ус в соче­та­нии с мор­ским кор­те­жем про­стым сим­во­ли­че­ским выра­же­ни­ем лич­но­го апо­фе­о­за покой­но­го.

Неко­то­рые дета­ли ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы салерн­ско­го сар­ко­фа­га, име­ю­щие, в основ­ном, част­ный харак­тер, могут быть сопо­став­ле­ны с тако­вы­ми на дру­гих сар­ко­фа­гах. Напри­мер, весе­ля­щих­ся амур­чи­ков, зани­маю­щих­ся туа­ле­та­ми нере­ид, мож­но видеть так­же на сар­ко­фа­гах в рим­ском музее Терм и в палац­цо Алтье­ри. Тра­ур­ные эроты, с факе­ла­ми, обра­щен­ны­ми вниз (сим­во­лы кон­ца жиз­ни), име­ют­ся на сар­ко­фа­ге из Остии, где они так­же постав­ле­ны по кра­ям фрон­таль­но­го релье­фа с мифом об Энди­ми­оне, и на сар­ко­фа­ге с кры­ла­ты­ми ника­ми из Кви­ри­наль­ско­го двор­ца. В целом же дан­ный тип ком­по­зи­ции явля­ет­ся резуль­та­том вза­им­ной кон­та­ми­на­ции двух схем: темы мор­ско­го кор­те­жа и темы сто­я­щих тра­ур­ных эротов, обыч­но флан­ки­ру­ю­щих сце­ну на сар­ко­фа­гах с ника­ми или эрота­ми-кли­пе­о­фо­ра­ми или релье­фы типа стри­ги­ла­то. Рас­ти­тель­ный мотив, пред­став­лен­ный листья­ми акан­та под кли­пе­усом, тоже явно явля­ет­ся чуже­род­ным по отно­ше­нию к мор­ской теме; обыч­но это место быва­ет заня­то мини­а­тюр­ны­ми аму­ра­ми на лод­ках, дель­фи­на­ми и про­чи­ми эле­мен­та­ми мор­ской тема­ти­ки. Три­то­нов, дую­щих в рако­ви­ны, было при­ня­то изо­бра­жать так­же и на тор­цо­вых пане­лях сар­ко­фа­гов. В сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии кар­ти­на полу­чи­лась гру­бо­ва­той и несколь­ко бес­по­рядоч­ной; рельеф весь­ма невы­со­кий. Ико­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти бюстов покой­ных, харак­тер­ные для моды и вку­сов в одеж­де и при­чес­ках третье­го века (несоот­вет­ст­вие это­му пери­о­ду обна­ру­жи­ва­ет, прав­да, при­чес­ка муж­чи­ны в фор­ме круг­лой шапоч­ки), поз­во­ля­ют опре­де­лить сар­ко­фаг как про­дукт мест­но­го про­из­вод­ства и дати­ро­вать его вто­рой поло­ви­ной третье­го века н. э.

Angela Palmentieri

Литература:
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 261—262.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 261—262.
© 2014 г. Перевод с лат. и итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana морская нимфа морские нимфы нереида нереиды nymphe nereis nereides эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata тритон тритоны тритонов tritones мрамор с портретом покойной покойного супружеская пара супружеской пары портрет клипеусе морской тиаз фиаз кортеж процессия зеркало ихтиокентавр ихтиокентавры кентавро-тритон акант листья аканта sepulcrum sergii capo crassi et heredum masculini sexus capograsso