1-я пол. III в. н. э.
Дл. 210 см, выс. 63 см, шир. 58 см.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с изображением эротов-гирландофоров и портретом покойного в клипеусе.
1-я пол. III в. н. э.
Дл. 210 см, выс. 63 см, шир. 58 см.
Салерно, Кафедральный собор.
Саркофаг с эротами-гирляндофорами и портретом покойного в круглом медальоне
Местонахождение: Салерно, Дуомо, атрий, южная сторона. Ранее находился на античном кладбище к востоку от кампанилы Дуомо.
Производство: местное.
Цвет: белый.
Размеры: выс. 0,63 м; дл. 2,10 м; шир. 0,58 м.
Состояние:
a) Саркофаг: поверхностные дефекты. Многие части рельефа утрачены. Верхняя и нижняя листели с множественными сколами. Внутри клипеуса по сторонам от портрета читаются буквы надписи: DEPOSITUS / IOANIS TETTONI COLONIBUS NOSTRIS POSITUS TESTAMENTO.
b) Крышка не принадлежит данному саркофагу, представляет собой переработанную в современную эпоху плиту из чиполло, закрывающую саркофаг.
Описание: Саркофаг выполнен в виде монолитного ящика прямоугольной формы, передняя поверхность которого ограничена сверху и снизу тонкими листелями. На фронтальном рельефе изображены четыре обнаженных эрота-гирляндофора с пышными шевелюрами, образующие симметричную композицию. Каждый из них держит в руке гирлянду из фруктов и цветов, перевязанную длинной волнистой лентой. Два крайних путти как будто в танце движутся кнаружи, перенося вес на наружную ногу; двое других образуют симметричную схему. Голова каждого эрота обращена в сторону соседа. В центре рельефа расположен круглый медальон с бюстом покойного, ограниченный двойной листелью. Черты лица четко очерчены. На покойном характерное одеяние — туника и toga contabulata; у него имеется бородка, прическа короткая, спереди образующая «шапочку». На правом торце саркофага изображен в профиль гриф, сидящий на задних лапах с высокоподнятой головой.
Обсуждение: Согласно Staibano, который впервые интерпретировал надпись в клипеусе по сторонам от портрета покойного, саркофаг был использован семейством Теттоне (Tettone), известным в Салерно в VIII в.; данный факт подтверждает, что одна из древнейших салернских семей использовала античные саркофаги в качестве усыпальниц. В древности этот саркофаг, как и остальные салернские саркофаги, находился на античном кладбище рядом с Дуомо, а в настоящее время он стоит в правом крыле монументального атрия собора. Рельеф данного экземпляра, произведенного в кампанской мастерской, функционировавшей в конце II в. н. э., представляет собой свободную композицию из различных тем (мотив гирлянд, традиционный для Малой Азии, смешан с темой эротов, олицетворяющих времена года). Его иконография определенно напоминает некоторые типичные черты саркофагов с темой «Времена года», такие как форма клипеуса, представляющего собой окантованный медальон с вогнутой поверхностью, или расположение четырех пританцовывающих эротов, держащих в руках вместо типичных корзинок пышные гирлянды с фруктами и цветами. Matz подчеркивал аллегоричность и символичность этого жанра, не имеющего никакого отношения к мифологическому типу саркофагов. Hanfmann и Turcan интерпретировали гениев в качестве Времен года, приносящих дары покойному. Представляется полезным сравнение с некоторыми другими саркофагами, несущими рельефы на тему Времен года, выполненными по схожей иконографической схеме: один из них выставлен в пизанском монументальном Кампосанто, другой — в Остии, третий — в римском палаццо Маттеи, четвертый — в глиптотеке Копенгагена. Согласно схеме Krantz’а, в начале III в. н. э. появляется тип с четырьмя танцующими либо стоящими эротами—
Типология портрета и изображенная на нем toga contabulata с горизонтальной складкой драпировки соответствуют вкусам и моде середины III века н. э.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 256—257.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.