Саркофаг с летящими эротами и портретом покойного в клипеусе — фронтальная панель
Мрамор. Вторая половина II в. н. э.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с летящими эротами и портретом покойного в клипеусе — фронтальная панель.

Мрамор. Вторая половина II в. н. э.

Салерно, Кафедральный собор.

Остия.
Описание:

Сар­ко­фаг с порт­ре­том покой­но­го в круг­лом меда­льоне и летя­щи­ми эрота­ми

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, атрий, восточ­ная гале­рея.
Исто­рия: ранее нахо­дил­ся внут­ри собо­ра во вто­рой капел­ле пра­во­го нефа.
Про­ис­хож­де­ние: суще­ст­ву­ет гипо­те­за о про­ис­хож­де­нии сар­ко­фа­га из Остии.
Цвет: белый.
Раз­ме­ры:
a) сар­ко­фаг — выс. 0,75 м, дл. 2,32 м, шир. 0,70 м;
b) крыш­ка — выс. 0,21 м, дл. 2,36 м, шир. 0,74 м.

Опи­са­ние:

a) сар­ко­фаг — неко­то­рые участ­ки релье­фа отсут­ст­ву­ют: у обо­их эротов-кли­пе­о­фо­ров части рук и ног; у обо­их боко­вых эротов части рук и атри­бу­ты. Попе­рек и чуть наис­кось фрон­таль­но­го релье­фа идут две тре­щи­ны. Мини­а­тю­ри­сти­че­ская ком­по­зи­ция сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но: утра­че­ны голо­ва левой сфинкс и лево­го пут­ти; у обе­их собак отсут­ст­ву­ют голо­вы. В 1229 г. антич­ный порт­рет­ный бюст покой­но­го в кли­пе­усе был сте­сан, а на его месте был высе­чен герб с лен­той наис­кось. В 1998 г. сар­ко­фаг был под­верг­нут чист­ке и рестав­ра­ции;

b) крыш­ка — поверх­ность со ско­ла­ми, деко­ра­тив­ные эле­мен­ты полу­стер­ты. У левой Ники отсут­ст­ву­ет голо­ва. На верх­ней поверх­но­сти выре­зан крест, а так­же нане­се­на над­пись лон­го­бард­ским шриф­том: CORPUS GEORGII NEPO. ROBI VICARIIS DE VENOSA OB AN MICCXCVI.

Обсуж­де­ние.

Моно­лит­ный сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы свер­ху и сни­зу огра­ни­чен тон­ки­ми листе­ля­ми и с трех сто­рон укра­шен релье­фа­ми. На фрон­таль­ном релье­фе изо­бра­же­ны летя­щие эроты-кли­пе­о­фо­ры. Их тела рас­по­ло­же­ны наис­кось, ноги вытя­ну­ты по направ­ле­нию к кра­ям, голо­вы повер­ну­ты кна­ру­жи. Шеве­лю­ры пыш­ные, на лбах обра­зу­ют наче­сы. По кра­ям релье­фа нахо­дят­ся два обна­жен­ных пут­ти с лен­та­ми через пле­чо; каж­дый из них опи­ра­ет­ся на ногу, ближ­нюю к краю, тела обра­ще­ны фрон­таль­но к зри­те­лю, голо­вы повер­ну­ты на 34 к цен­тру ком­по­зи­ции. Под круг­лым меда­льо­ном (тон­до) изо­бра­же­ны со спи­ны две сфинкс и два малень­ких пут­ти. Каж­дая тор­цо­вая панель несет изо­бра­же­ние сфинкс, сидя­щей на ска­ле, с длин­ны­ми воло­са­ми и круп­ны­ми кры­лья­ми, пок­ры­ты­ми перья­ми.

Сар­ко­фаг был повтор­но исполь­зо­ван в 1229 г., когда в нем был похо­ро­нен Джор­джо де Вика­ри­ис, знат­ный воин из Вено­зы. Дан­ный экзем­пляр отно­сит­ся к типу сар­ко­фа­гов с изо­бра­же­ни­ем летя­щих эротов, под­дер­жи­ваю­щих изо­бра­же­ние покой­но­го в кли­пе­усе (imago clipeata). Подоб­ные сар­ко­фа­ги были широ­ко рас­про­стра­не­ны в горо­дах, начи­ная с эпо­хи Анто­ни­нов. Мотив, заим­ст­во­ван­ный у почет­ных офи­ци­аль­ных мону­мен­тов, пред­став­ля­ет в рим­ском погре­баль­ном искус­стве тему рас­по­ло­жен­ных сим­мет­рич­но тра­ур­ных эротов с сим­во­ли­че­ски­ми атри­бу­та­ми и вос­при­ни­ма­ет­ся как геро­иза­ция покой­но­го. Дан­ный сар­ко­фаг отли­ча­ет­ся от дру­гих отно­ся­щих­ся к это­му типу атри­бу­та­ми эротов (факе­лы либо вен­ки), а так­же ком­по­зи­ци­ей под кли­пе­усом. Мож­но отме­тить сар­ко­фа­ги в Риме (Нацио­наль­ный музей и палац­цо Сак­кет­ти), на Кам­по­сан­то Пизы, а так­же лувр­ский сар­ко­фаг из кол­лек­ции Бор­ге­зе. Счи­та­ет­ся, что сфинк­сы под кли­пе­усом име­ют апотро­пе­и­че­ское зна­че­ние; этот мотив объ­еди­ня­ет наш сар­ко­фаг с груп­пой, изу­чен­ной Schauenburg’ом, в кото­рую вхо­дят сход­ные сар­ко­фа­ги из Карлс­берг­ской глип­то­те­ки Копен­га­ге­на и из музея Терм в Риме. Типо­ло­гия и стиль изо­бра­же­ния эротов с мяси­сты­ми инфан­тиль­ны­ми тела­ми и пыш­ны­ми шеве­лю­ра­ми с наче­са­ми сход­ны с тако­вы­ми на сар­ко­фа­ге с пут­ти, дер­жа­щи­ми гир­лян­ды, хра­ня­щим­ся в церк­ви S. Maria Antiqua в Риме, дати­ру­е­мым при­бл. 180 г. н. э. На осно­ва­нии сопо­став­ле­ния типо­ло­ги­че­ских и сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей сар­ко­фаг мож­но опре­де­лить как про­дук­цию город­ской мастер­ской середи­ны эпо­хи Анто­ни­нов. Тема деко­ра крыш­ки — эроты с гир­лян­да­ми, мифо­ло­ги­че­ские или куль­то­вые сце­ны, дио­ни­сий­ские мас­ки или Гор­го­ны на люне­тах — была рас­про­стра­не­на иск­лю­чи­тель­но на сар­ко­фа­гах нача­ла эпо­хи Адри­а­на. Мотив дио­ни­сий­ских масок, зак­лю­чен­ных в вен­ки, свя­зан с тра­ди­ци­ей эпо­хи Адри­а­на, достиг­шей рас­цве­та в кон­це сто­ле­тия, насы­щен­ной эсха­то­ло­ги­че­ским смыс­лом, верой в бес­смер­тие и в зна­чи­мость апотро­пе­и­че­ских сим­во­лов. Ико­но­гра­фи­че­ская схе­ма лав­ро­вых гир­лянд в руках эротов обна­ру­жи­ва­ет явное вли­я­ние Малой Азии и явля­ет­ся общей для серии сар­ко­фа­гов, опи­сан­ных в кор­пу­се Herdejurger’а; из них два хра­нят­ся в музе­ях Вати­ка­на, один в палац­цо Кви­ри­на­ле, и один в Грот­та­фер­ра­те. В музе­ях Вати­ка­на хра­нит­ся крыш­ка, похо­жая как в типо­ло­ги­че­ском, так и в ико­но­гра­фи­че­ском отно­ше­нии; дру­гую такую мож­но видеть в Капи­то­лий­ских музе­ях; еще две нахо­дят­ся в Нацио­наль­ном музее Рима и одна, име­ю­щая неко­то­рые ори­ги­наль­ные осо­бен­но­сти — в хра­ни­ли­щах Вати­ка­на. На осно­ва­нии сти­ля работы с харак­тер­ной сим­мет­ри­ей про­стран­ст­вен­но­го рас­по­ло­же­ния фигур и тяже­ло­вес­но­стью гир­лянд, а так­же по резуль­та­там срав­ни­тель­но­го иссле­до­ва­ния, работу мож­но дати­ро­вать середи­ной — кон­цом эпо­хи Анто­ни­нов. При­над­леж­ность крыш­ки сар­ко­фа­гу, несмот­ря на то, что она име­ет слег­ка бо́льшие раз­ме­ры, может быть обос­но­ва­на типо­ло­ги­че­ским сход­ством двух пут­ти, нахо­дя­щих­ся под кли­пе­усом с тако­вы­ми на крыш­ке; в про­тив­ном слу­чае при­шлось бы при­знать выдаю­щи­е­ся спо­соб­но­сти к интер­пре­та­ции у пред­ста­ви­те­лей эпо­хи Воз­рож­де­ния, кото­рым уда­лось без­упреч­но подо­брать пару, части кото­рой обна­ру­жи­ва­ют пол­ное соот­вет­ст­вие меж­ду собой как по дио­ни­сий­ско­му репер­ту­а­ру, так и по сред­не­му каче­ству испол­не­ния.

Дати­ров­ка: вто­рая поло­ви­на II века н. э.

Angela Palmentieri

Литература:
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, С. 253—255.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 253—255.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor сфинкс сфинга sphinx саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata мрамор с портретом покойного портрет клипеусе клипеофоры клипеофор гирлянда гирлянды гирландофор гирландофоры маска маски сфинксы corpus georgii nepo robi vicariis de venosa ob an miccxcvi