Саркофаг с летящими эротами и портретом покойного в клипеусе — фронтальная панель.
Салерно, Кафедральный собор.
Саркофаг с портретом покойного в круглом медальоне и летящими эротами
Местонахождение: Салерно, Дуомо, атрий, восточная галерея.
История: ранее находился внутри собора во второй капелле правого нефа.
Происхождение: существует гипотеза о происхождении саркофага из Остии.
Цвет: белый.
Размеры:
a) саркофаг — выс. 0,75 м, дл. 2,32 м, шир. 0,70 м;
b) крышка — выс. 0,21 м, дл. 2,36 м, шир. 0,74 м.
Описание:
a) саркофаг — некоторые участки рельефа отсутствуют: у обоих эротов-клипеофоров части рук и ног; у обоих боковых эротов части рук и атрибуты. Поперек и чуть наискось фронтального рельефа идут две трещины. Миниатюристическая композиция сохранилась фрагментарно: утрачены голова левой сфинкс и левого путти; у обеих собак отсутствуют головы. В 1229 г. античный портретный бюст покойного в клипеусе был стесан, а на его месте был высечен герб с лентой наискось. В 1998 г. саркофаг был подвергнут чистке и реставрации;
b) крышка — поверхность со сколами, декоративные элементы полустерты. У левой Ники отсутствует голова. На верхней поверхности вырезан крест, а также нанесена надпись лонгобардским шрифтом: CORPUS GEORGII NEPO. ROBI VICARIIS DE VENOSA OB AN MICCXCVI.
Обсуждение.
Монолитный саркофаг прямоугольной формы сверху и снизу ограничен тонкими листелями и с трех сторон украшен рельефами. На фронтальном рельефе изображены летящие эроты-клипеофоры. Их тела расположены наискось, ноги вытянуты по направлению к краям, головы повернуты кнаружи. Шевелюры пышные, на лбах образуют начесы. По краям рельефа находятся два обнаженных путти с лентами через плечо; каждый из них опирается на ногу, ближнюю к краю, тела обращены фронтально к зрителю, головы повернуты на
Саркофаг был повторно использован в 1229 г., когда в нем был похоронен Джорджо де Викариис, знатный воин из Венозы. Данный экземпляр относится к типу саркофагов с изображением летящих эротов, поддерживающих изображение покойного в клипеусе (imago clipeata). Подобные саркофаги были широко распространены в городах, начиная с эпохи Антонинов. Мотив, заимствованный у почетных официальных монументов, представляет в римском погребальном искусстве тему расположенных симметрично траурных эротов с символическими атрибутами и воспринимается как героизация покойного. Данный саркофаг отличается от других относящихся к этому типу атрибутами эротов (факелы либо венки), а также композицией под клипеусом. Можно отметить саркофаги в Риме (Национальный музей и палаццо Саккетти), на Кампосанто Пизы, а также луврский саркофаг из коллекции Боргезе. Считается, что сфинксы под клипеусом имеют апотропеическое значение; этот мотив объединяет наш саркофаг с группой, изученной Schauenburg’ом, в которую входят сходные саркофаги из Карлсбергской глиптотеки Копенгагена и из музея Терм в Риме. Типология и стиль изображения эротов с мясистыми инфантильными телами и пышными шевелюрами с начесами сходны с таковыми на саркофаге с путти, держащими гирлянды, хранящимся в церкви S. Maria Antiqua в Риме, датируемым прибл. 180 г. н. э. На основании сопоставления типологических и стилистических особенностей саркофаг можно определить как продукцию городской мастерской середины эпохи Антонинов. Тема декора крышки — эроты с гирляндами, мифологические или культовые сцены, дионисийские маски или Горгоны на люнетах — была распространена исключительно на саркофагах начала эпохи Адриана. Мотив дионисийских масок, заключенных в венки, связан с традицией эпохи Адриана, достигшей расцвета в конце столетия, насыщенной эсхатологическим смыслом, верой в бессмертие и в значимость апотропеических символов. Иконографическая схема лавровых гирлянд в руках эротов обнаруживает явное влияние Малой Азии и является общей для серии саркофагов, описанных в корпусе Herdejurger’а; из них два хранятся в музеях Ватикана, один в палаццо Квиринале, и один в Гроттаферрате. В музеях Ватикана хранится крышка, похожая как в типологическом, так и в иконографическом отношении; другую такую можно видеть в Капитолийских музеях; еще две находятся в Национальном музее Рима и одна, имеющая некоторые оригинальные особенности — в хранилищах Ватикана. На основании стиля работы с характерной симметрией пространственного расположения фигур и тяжеловесностью гирлянд, а также по результатам сравнительного исследования, работу можно датировать серединой — концом эпохи Антонинов. Принадлежность крышки саркофагу, несмотря на то, что она имеет слегка бо́льшие размеры, может быть обоснована типологическим сходством двух путти, находящихся под клипеусом с таковыми на крышке; в противном случае пришлось бы признать выдающиеся способности к интерпретации у представителей эпохи Возрождения, которым удалось безупречно подобрать пару, части которой обнаруживают полное соответствие между собой как по дионисийскому репертуару, так и по среднему качеству исполнения.
Датировка: вторая половина II века н. э.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 253—255.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.