Саркофаг с летящими Никами (фронтальная панель)
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с летящими Никами (фронтальная панель).

Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.

Салерно, Кафедральный собор.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:

Сар­ко­фаг с летя­щи­ми Ника­ми

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, атрий, север­ная гале­рея.

Исто­рия: в 1600 г. нахо­дил­ся в левом нефе собо­ра. В прав­ле­ние Бур­бо­нов был пере­ме­щен в атрий, а в 1700 г. был уста­нов­лен в т. н. «Хра­ме Помо­ны» в каче­стве поиль­ни для лоша­дей (MAZZA 1681, p. 52). Оттуда был пере­ме­щен во двор епи­ско­пии, и лишь в 1930—1937 гг. был воз­вра­щен обрат­но в атрий Дуо­мо (De Angelis 1937).

Про­ис­хож­де­ние: неиз­вест­но.

Цвет: белый.

Раз­ме­ры: выс. 0,53 м; дл. 1,87 м; шир. 0,58 м.

Опи­са­ние:

a. Сар­ко­фаг: поверх­ность с мно­же­ст­вен­ны­ми повреж­де­ни­я­ми и ско­ла­ми. Левый эрот сох­ра­нил­ся фраг­мен­тар­но; у пра­во­го отсут­ст­ву­ют нога и руки. Пол­но­стью утра­че­ны лица обе­их Вик­то­рий. В XIV в. на месте антич­ной эпи­та­фии был выре­зан рельеф­ный герб в фор­ме готи­че­ско­го щита, пере­се­чен­но­го дву­мя кана­та­ми, обра­зу­ю­щи­ми бук­ву V. В эту же эпо­ху была пере­ра­бота­на зад­няя, исход­но глад­кая, лишен­ная укра­ше­ний поверх­ность сар­ко­фа­га, на кото­рой были выре­за­ны три разде­лен­ных рас­ти­тель­ным орна­мен­том рельеф­ных семей­ных гер­ба домов Баль­бо и Орси­ни, а вдоль кра­ев была нане­се­на над­пись:

HIC JACET MAGNIFICA MULIER D. NA MARQUISIA DE GAUDIO CONTISSA MILETI AC TERRANOVA ANNO DOMINI MCCCLXVII. DIE MENSIS SEPTEMBRIS.

b. Крыш­ка со ска­том совре­мен­ная, из гру­бо обра­ботан­но­го кам­ня.

Обсуж­де­ние:

Сар­ко­фаг име­ет пря­мо­уголь­ную удли­нен­ную фор­му, свер­ху и сни­зу огра­ни­чен глад­ки­ми листе­ля­ми. Три поверх­но­сти укра­ше­ны релье­фа­ми. На фрон­таль­ной поверх­но­сти изо­бра­же­ны две Ники в поле­те, дер­жа­щие одной рукой таб­лич­ку с руч­ка­ми в фор­ме «ласточ­ки­ных хво­стов» («tabula ansata»). Лица двух Вик­то­рий пока­за­ны в про­филь, тела в 34, ноги вытя­ну­ты гори­зон­таль­но кна­ру­жи; на каж­дой Вик­то­рии наде­та накид­ка, нис­па­даю­щая с пле­ча и поло­щу­ща­я­ся меж­ду нога­ми. По кра­ям релье­фа сто­ят два обна­жен­ных тра­ур­ных эрота груз­но­го тело­сло­же­ния, опи­ра­ясь на наруж­ную ногу, внут­рен­няя полу­со­гну­та. Под Вик­то­ри­я­ми лежат два опро­ки­ну­тых кра­те­ра, пол­ных фрук­тов и укра­шен­ных ром­бо­ид­ным узо­ром; по кра­ям от них лежат две паль­мо­вые вет­ви. На каж­дой из боко­вых сто­рон изо­бра­же­на пара гри­фо­нов, сидя­щих друг про­тив дру­га и разде­лен­ных кан­де­ляб­ром.

Исто­рия:

Судя по гер­бу и над­пи­си, сар­ко­фаг был исполь­зо­ван в 1367 г. для погре­бе­ния остан­ков мар­ки­зы Баль­цо, гра­фи­ни Мели­то и Тер­ра­но­вы. Дан­ный экзем­пляр отно­сит­ся к груп­пе сар­ко­фа­гов с tabula ansata, под­дер­жи­вае­мой летя­щи­ми Ника­ми или эрота­ми, извест­ной в Риме начи­ная с эпо­хи Анто­ни­нов. У наше­го сар­ко­фа­га име­ет­ся ряд отли­чий от экзем­пля­ров, хра­ня­щих­ся в Риме и его окрест­но­стях, пред­став­ля­ю­щих несколь­ко вари­ан­тов одной ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы. Несколь­ко сар­ко­фа­гов со сход­ны­ми атри­бу­та­ми нахо­дят­ся в Нацио­наль­ном музее Рима (MUS. NAZ. ROM, I/2 p. 104 s. n. 13 (L. Musso), у них отсут­ст­ву­ют эроты, сто­я­щие по кра­ям, одна­ко име­ют­ся опро­ки­ну­тые кра­те­ры (кото­рые автор опре­де­ля­ет как кор­зин­ки); I/10, p. 209 s. nn. 222—223 (M. Sapelli), где кра­те­ры не опро­ки­ну­ты). Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние типо­ло­ги­че­ское и сти­ли­сти­че­ское сход­ство с экзем­пля­ром, хра­ня­щим­ся в церк­ви S. Frediano a Lucca, исполь­зу­е­мым в каче­стве реликва­рия Св. Рик­кар­до (CHIARLO 1984, p. 122 fig. 122). На терри­то­рии Кам­па­нии один подоб­ный сар­ко­фаг мест­но­го про­из­вод­ства нахо­дит­ся в Равел­ло в церк­ви S. Giovanni del Toro, и фраг­мент еще одно­го вмон­ти­ро­ван в коло­коль­ню кафед­раль­но­го собо­ра Соррен­то. Мотив гри­фо­нов с кан­де­ляб­ром посе­редине, играю­щих роль стра­жей гроб­ни­цы, часто встре­ча­ет­ся на тор­цах сар­ко­фа­гов; один такой нахо­дит­ся на мону­мен­таль­ном Кам­по­сан­то в Пизе (ARIAS 1977, p. 59 A8 est fig. 15), дру­гой в Риме в Кви­ри­наль­ском двор­це, и еще один, неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния, с мифом об Иппо­ли­те и Фед­ре — в Лув­ре. Мас­сив­ность тел эротов и Вик­то­рий с удли­нен­ны­ми конеч­но­стя­ми не име­ет отно­ше­ния к дет­ской пол­но­те тра­ур­ных гени­ев и свиде­тель­ст­ву­ет о небреж­но­сти сти­ля, что осо­бен­но замет­но в отдел­ке кра­те­ра и листьев пере­д­ней паль­мо­вой вет­ви сле­ва, не соот­вет­ст­ву­ю­щей тем же атри­бу­там спра­ва.

Дати­ров­ка: вто­рая поло­ви­на II в. н. э.

Angela Palmentieri

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 241—242.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana крылатая богиня нике ника ники nice nike эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor виктория виктории победа персонификация победы dea victoria саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор крылатый крылатого alatus alata пальмовая ветвь пальмовый лист крылатой цветок цветы flos flores летящая опрокинутый сосуд опрокинутая ваза ласточкин хвост табличка надписью tabella tabula ansata семейный фамильный герб экю треугольный щит готический hic jacet magnifica mulier d na marquisia de gaudio contissa mileti ac terranova anno domini mccclxvii die mensis septembris маркиза бальцо графиня мелито и террановы