Ганимед и орел
Белый мрамор.
Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.
Инв. № 128.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Ганимед и орел.

Белый мрамор.
Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.
Инв. № 128.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:
111. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ГАНИМЕД И ОРЕЛ» (инв. № 128).

Белый мра­мор с про­жил­ка­ми. Высота 1,41 м.

Опи­са­ние рестав­ра­ции ослож­ня­ет­ся тем, что Dütschke, осно­вы­ва­ясь на инвен­тар­ной опи­си Capranica-Valle, утвер­ждал, что до при­об­ре­те­ния скульп­ту­ры рестав­ра­ции под­верг­лась толь­ко голо­ва, а осталь­ные части были вос­ста­нов­ле­ны позд­нее; одна­ко в опи­си Capranica рестав­ра­ция зафик­си­ро­ва­на поверх­ност­но, тогда как опи­са­ние скульп­ту­ры соот­вет­ст­ву­ет ее совре­мен­но­му виду. Поэто­му мож­но счи­тать, что все рестав­ра­ци­он­ные работы были выпол­не­ны в тот пери­од, когда груп­па нахо­ди­лась в соб­ст­вен­но­сти семей­ства Капра­ни­ка или ранее. Без сомне­ния, совре­мен­ны­ми явля­ют­ся: голо­ва и шея Гани­меда, левые пле­чо и рука вме­сте с верх­ней частью лево­го кры­ла пти­цы; то, что эти части не были изготов­ле­ны одним бло­ком, объ­яс­ня­ет­ся слож­но­стью под­гон­ки недо­стаю­щих частей, объ­еди­нен­ных в одно целое, пост­ро­ен­ное по слож­ной схе­ме; про­ще было изгото­вить и смон­ти­ро­вать все части по-отдель­но­сти. Про­чие следы рестав­ра­ции: пра­вое пред­пле­чье и локоть Гани­меда с креп­ле­ни­ем к тор­су, сто́пы и часть осно­ва­ния под фигу­рой и поза­ди нее, ствол дере­ва, рас­по­ло­жен­ный в зад­ней части (двой­ное отвер­стие ∞ в верх­ней части поверх­но­сти ство­ла); у орла голо­ва, шея и упо­мя­ну­тая выше часть пра­во­го кры­ла, а так­же верх­ний край лево­го кры­ла, кото­рое в боль­шей сво­ей части явля­ет­ся отре­ста­ври­ро­ван­ным антич­ным. Поверх­ность ста­туи Гани­меда была под­верг­ну­та агрес­сив­ной очист­ке; очист­ка поверх­но­сти орла не про­из­во­ди­лась.

Груп­па посту­пи­ла из кол­лек­ции Capranica-Valle (точ­нее, Valle-Bufalo); деталь­но опи­са­на в соот­вет­ст­ву­ю­щей инвен­тар­ной опи­си (DocIned, IV, cit. infra); более древним свиде­тель­ст­вом слу­жит гра­вю­ра работы Кука, кото­рую опуб­ли­ко­вал Michaelis (cit. infra). Груп­па нахо­ди­лась на Вил­ле Меди­чи (Mercurio Errante, Perrier), затем в 1780 г. была пере­ме­ще­на во Фло­рен­цию (AG, III, 13 и IV, 71; Robert, cit. infra). В Гале­рее ее посто­ян­ное место в I Коридо­ре.

Клас­си­фи­ка­ция этой груп­пы, фор­мы кото­рой в резуль­та­те избы­точ­ной рестав­ра­ции были иска­же­ны (впро­чем, изме­не­ния пред­по­ла­гае­мых очер­та­ний ори­ги­на­ла не слиш­ком вели­ки) пред­став­ля­ет про­бле­му. Бли­жай­шим ана­ло­гом слу­жит груп­па из Архео­ло­ги­че­ско­го музея в Неа­по­ле (Ruesch G, fig. 39), кото­рая, тем не менее, не явля­ет­ся точ­ной копи­ей: наклон Гани­меда впе­ред более выра­жен, орел име­ет мень­шие раз­ме­ры. Фигу­ра Гани­меда, как отме­ти­ли Amelung и W. Klein, явля­ет­ся про­из­вод­ной от фигу­ры Апол­ло­на, уби­ваю­ще­го яще­ри­цу (Sauroktonos) работы Пра­к­си­те­ля; в обе­их груп­пах отсут­ст­вие голов слу­жит пре­пят­ст­ви­ем для точ­но­го ана­ли­за. Уро­вень моде­ли­ров­ки тела юно­ши опре­де­лен­но выше и с. 143 убеди­тель­нее у неа­по­ли­тан­ско­го экзем­пля­ра, в то вре­мя как в отно­ше­нии обра­бот­ки опе­ре­ния хищ­ной пти­цы пре­вос­ход­ство у фло­рен­тий­ской ста­туи. Груп­па отли­ча­ет­ся завер­шен­но­стью, почти ося­за­тель­ной явля­ет­ся чув­ст­вен­ная связь меж­ду дву­мя про­та­го­ни­ста­ми, чело­ве­ком и дикой пти­цей, высту­паю­щих здесь на рав­ных.

Пред­став­ля­ет­ся сомни­тель­ным отне­се­ние подоб­ной ситу­а­ции к IV веку, кото­рым мож­но было бы дати­ро­вать созда­ние этой груп­пы, и даже к несколь­ко более позд­не­му вре­ме­ни, если при­нять ее типо­ло­ги­че­скую связь с Апол­ло­ном Сау­р­ок­то­ном. Было бы логич­ным искать ее место в эпо­хе элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства: на это ука­зы­ва­ют обра­щен­ные друг к дру­гу тела обна­жен­но­го юно­ши сто­я­щей рядом с ним пти­цы; сли­я­ние же фигур Леды и пти­цы (см. № 31) не поз­во­ля­ет опре­де­лить их как истин­ную груп­пу. Но, с дру­гой сто­ро­ны, про­ис­хож­де­ние фигу­ры Гани­меда (тип Фло­рен­ция-Неа­поль) от Сау­р­ок­то­на (и более совре­мен­ное дока­за­тель­ство: живость нак­ло­нен­ной фигу­ры брон­зо­во­го Сау­р­ок­то­на) вынуж­да­ет спу­стить­ся из позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ской эпо­хи в эпо­ху обра­ще­ния к клас­си­ци­за­ции. В любом слу­чае оче­вид­но, что скульп­ту­ра Гани­мед с Орлом (тип Фло­рен­ция-Неа­поль) не отно­сит­ся к чис­лу под­ра­жа­тель­ных поде­лок копи­и­ста, но явля­ет­ся весь­ма удач­ной работой, не лишен­ной син­те­ти­че­ских черт.

Биб­лио­гра­фия:

F. Perrier, Icones et segmenta, Romae, 1645, tav. 70;
P. Rossini, Mercurio Errante delle grandezze di Roma, tanto antiche che moderne, Roma, 1776, 10, 1776, p. 406;
[G. B. Zannoni] Reale Galleria di Firenze, Serie IV, Firenze, 1840, IV, tav. 102, p. 260;
Tableaux, Statues, Bas-reliefs etc. de la Galerie de Florence … dessinés par M. Wicar avec explanation de M. Mongez, Paris, 1782;
C. O. F. de Clarac, Musée de sculpture, Paris, 1826—1832 e 1833—1847 (Rst, I), tav. 408, 705 (S. Reinach, Répertoire de la Statuaire grecque et romaine, I—V, Paris, 1916—1924, I, p. 191);
J. Overbeck, Griechische Kunstmythologie, Leipzig, 1871—1889, Zeus, p. 541;
A. Gotti, Le Gallerie e i Musei di Firenze, Firenze, 1872, p. 314;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 115;
Michaelis, Jahrbuch des Deutschen Archaeologischen Instituts, Berlin, 1891, p. 236, n. 161;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 51;
G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878, IV, p. 381;
K. Robert, 20 Hallische Winckelmannsprogramm, Halle S, p. 31, I, 34, n. 104;
R. Lanciani, Storia degli scavi di Roma, Roma, 1902 e ss, III, p. 117;
W. Klein, Praxiteles, Leipzig, 1898, p. 128, 2;
Ch. Picard, La sculpture antique, I—II, Paris, 1923—1926, p. 100.

Доку­мен­ты:

1583 (DocIned, cit.) Inventario Capranica-Valle: un ganimede con l’aquila et uno folgore nell’altra mano, grande di naturale, con tutti i suoi membri, solo la testa moderna;

1600 (Inventario di Villa Medici): figura nuda di giovane con aquila, forse Ganimede;

1771, AG, III, 13 (Rapporto del Mengs sulle sculture di Villa Medici): di statue poi ve ne sono assai di buone, come il Ganimede con l’Aquila…

1780 (DocIned, IV, p. 77, n. 3).

Disegni e incisioni: cfr. Michaelis e Robert, citt.; Episcopius 50; Perrier, RGF, Clarac, Mongez-Wicar, cit.


Фото: Sopraintendenza alle Gallerie, Firenze, 102174.


СОКРАЩЕНИЯ:

AG — Archivio della Galleria degli Uffizi.
DocIned — G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878.
Mercurio Errante — P. Rossini, Mercurio Errante delle grandezze di Roma, tanto antiche che moderne, Roma, 1776.
Perrier — F. Perrier, Icones et segmenta, Romae, 1645.
RGF — [G. B. Zannoni] Reale Galleria di Firenze, Serie IV, Firenze, 1840.
Rst — S. Reinach, Répertoire de la Statuaire grecque et romaine, I—V, Paris, 1916—1924.
Ruesch G — Museo Nazionale di Napoli, estratto della Guida, a cura di A. Ruesch, Napoli, s. d.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1958 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958, с. 142—143, кат. № 111, илл. 111.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae ганимед ганимеда ganymede ganymedes catamitus белый мрамор орел орла aquila пастух пастуха pastor бенвенуто челлини benvenuto cellini инв № 128