Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.Инв. № 128.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Ганимед и орел.
Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.
Флоренция, Галерея Уффици.
Белый мрамор с прожилками. Высота 1,41 м.
Описание реставрации осложняется тем, что Dütschke, основываясь на инвентарной описи Capranica-Valle, утверждал, что до приобретения скульптуры реставрации подверглась только голова, а остальные части были восстановлены позднее; однако в описи Capranica реставрация зафиксирована поверхностно, тогда как описание скульптуры соответствует ее современному виду. Поэтому можно считать, что все реставрационные работы были выполнены в тот период, когда группа находилась в собственности семейства Капраника или ранее. Без сомнения, современными являются: голова и шея Ганимеда, левые плечо и рука вместе с верхней частью левого крыла птицы; то, что эти части не были изготовлены одним блоком, объясняется сложностью подгонки недостающих частей, объединенных в одно целое, построенное по сложной схеме; проще было изготовить и смонтировать все части по-отдельности. Прочие следы реставрации: правое предплечье и локоть Ганимеда с креплением к торсу, сто́пы и часть основания под фигурой и позади нее, ствол дерева, расположенный в задней части (двойное отверстие ∞ в верхней части поверхности ствола); у орла голова, шея и упомянутая выше часть правого крыла, а также верхний край левого крыла, которое в большей своей части является отреставрированным античным. Поверхность статуи Ганимеда была подвергнута агрессивной очистке; очистка поверхности орла не производилась.
Группа поступила из коллекции Capranica-Valle (точнее, Valle-Bufalo); детально описана в соответствующей инвентарной описи (DocIned, IV, cit. infra); более древним свидетельством служит гравюра работы Кука, которую опубликовал Michaelis (cit. infra). Группа находилась на Вилле Медичи (Mercurio Errante, Perrier), затем в 1780 г. была перемещена во Флоренцию (AG, III, 13 и IV, 71; Robert, cit. infra). В Галерее ее постоянное место в I Коридоре.
Классификация этой группы, формы которой в результате избыточной реставрации были искажены (впрочем, изменения предполагаемых очертаний оригинала не слишком велики) представляет проблему. Ближайшим аналогом служит группа из Археологического музея в Неаполе (Ruesch G, fig. 39), которая, тем не менее, не является точной копией: наклон Ганимеда вперед более выражен, орел имеет меньшие размеры. Фигура Ганимеда, как отметили Amelung и W. Klein, является производной от фигуры Аполлона, убивающего ящерицу (Sauroktonos) работы Праксителя; в обеих группах отсутствие голов служит препятствием для точного анализа. Уровень моделировки тела юноши определенно выше и с. 143 убедительнее у неаполитанского экземпляра, в то время как в отношении обработки оперения хищной птицы превосходство у флорентийской статуи. Группа отличается завершенностью, почти осязательной является чувственная связь между двумя протагонистами, человеком и дикой птицей, выступающих здесь на равных.
Представляется сомнительным отнесение подобной ситуации к IV веку, которым можно было бы датировать создание этой группы, и даже к несколько более позднему времени, если принять ее типологическую связь с Аполлоном Сауроктоном. Было бы логичным искать ее место в эпохе эллинистического искусства: на это указывают обращенные друг к другу тела обнаженного юноши стоящей рядом с ним птицы; слияние же фигур Леды и птицы (см. № 31) не позволяет определить их как истинную группу. Но, с другой стороны, происхождение фигуры Ганимеда (тип Флоренция-Неаполь) от Сауроктона (и более современное доказательство: живость наклоненной фигуры бронзового Сауроктона) вынуждает спуститься из позднеэллинистической эпохи в эпоху обращения к классицизации. В любом случае очевидно, что скульптура Ганимед с Орлом (тип Флоренция-Неаполь) не относится к числу подражательных поделок копииста, но является весьма удачной работой, не лишенной синтетических черт.
Библиография:
F. Perrier, Icones et segmenta, Romae, 1645, tav. 70;
P. Rossini, Mercurio Errante delle grandezze di Roma, tanto antiche che moderne, Roma, 1776, 10, 1776, p. 406;
[G. B. Zannoni] Reale Galleria di Firenze, Serie IV, Firenze, 1840, IV, tav. 102, p. 260;
Tableaux, Statues, Bas-reliefs etc. de la Galerie de Florence … dessinés par M. Wicar avec explanation de M. Mongez, Paris, 1782;
C. O. F. de Clarac, Musée de sculpture, Paris, 1826—
J. Overbeck, Griechische Kunstmythologie, Leipzig, 1871—
A. Gotti, Le Gallerie e i Musei di Firenze, Firenze, 1872, p. 314;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 115;
Michaelis, Jahrbuch des Deutschen Archaeologischen Instituts, Berlin, 1891, p. 236, n. 161;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 51;
G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878, IV, p. 381;
K. Robert, 20 Hallische Winckelmannsprogramm, Halle S, p. 31, I, 34, n. 104;
R. Lanciani, Storia degli scavi di Roma, Roma, 1902 e ss, III, p. 117;
W. Klein, Praxiteles, Leipzig, 1898, p. 128, 2;
Ch. Picard, La sculpture antique, I—
Документы:
1583 (DocIned, cit.) Inventario Capranica-Valle: un ganimede con l’aquila et uno folgore nell’altra mano, grande di naturale, con tutti i suoi membri, solo la testa moderna;
1600 (Inventario di Villa Medici): figura nuda di giovane con aquila, forse Ganimede;
1771, AG, III, 13 (Rapporto del Mengs sulle sculture di Villa Medici): di statue poi ve ne sono assai di buone, come il Ganimede con l’Aquila…
1780 (DocIned, IV, p. 77, n. 3).
Disegni e incisioni: cfr. Michaelis e Robert, citt.; Episcopius 50; Perrier, RGF, Clarac, Mongez-Wicar, cit.
Фото: Sopraintendenza alle Gallerie, Firenze, 102174.
AG — Archivio della Galleria degli Uffizi.
DocIned — G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878.
Mercurio Errante — P. Rossini, Mercurio Errante delle grandezze di Roma, tanto antiche che moderne, Roma, 1776.
Perrier — F. Perrier, Icones et segmenta, Romae, 1645.
RGF — [G. B. Zannoni] Reale Galleria di Firenze, Serie IV, Firenze, 1840.
Rst — S. Reinach, Répertoire de la Statuaire grecque et romaine, I—
Ruesch G — Museo Nazionale di Napoli, estratto della Guida, a cura di A. Ruesch, Napoli, s. d.
© 1958 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958, с. 142—143, кат. № 111, илл. 111.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин