Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры
Мрамор. Конец II в. н. э.Инв. № А 432.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.

Мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № А 432.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Най­ден в Риме в 1853 г. на виа Ауре­лиа. Посту­пил в Эрми­таж в 1862 г. из кол­лек­ции Кам­па­на.

Описание:

Сар­ко­фаг: Иппо­лит (илл. 14—17)

Инв. № А. 432.

Раз­ме­ры: высота 1,25 м; дли­на 2,30 м; шири­на 1,19 м.

Мате­ри­ал: мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор.

Про­ис­хож­де­ние: Посту­пил в Эрми­таж в 1862 г. из кол­лек­ции Кам­па­на, после того, как был най­ден в Риме в 1853 г. на виа Ауре­лиа. В том же скле­пе нахо­ди­лись еще два сар­ко­фа­га, кото­рые сего­дня хра­нят­ся в Лув­ре1. У сар­ко­фа­га неко­гда была крыш­ка в фор­ме ложа с поко­я­щей­ся на нем муж­ской фигу­рой; одна­ко она была раз­ру­ше­на и поте­ря­лась2.

Сте­пень сохран­но­сти: Крыш­ка отсут­ст­ву­ет; релье­фы повтор­но отпо­ли­ро­ва­ны; отсут­ст­ву­ю­щие части были заме­не­ны в рестав­ра­ци­он­ной мастер­ской, работав­шей на кол­лек­цию Кам­па­на. — На пере­д­ней стен­ке вос­ста­нов­ле­ны: у пер­вой фигу­ры сле­ва — нос, верх­няя губа и кисть левой руки, голо­ва соба­ки и мор­да лоша­ди; у вто­рой фигу­ры — нос, паль­цы пра­вой руки с уздеч­кой и кисть левой руки с верх­ним кон­цом копья; у третьей и чет­вер­той фигу­ры соот­вет­ст­вен­но — носы; у пятой фигу­ры — пере­д­ние части голо­вы, шея, верх­няя часть груди, четы­ре паль­ца пра­вой руки, кисть левой руки с уздеч­кой, заплат­ка на левой сто­роне тела и руко­ять меча, у соба­ки — пере­д­ние лапы, фраг­мент неда­ле­ко от шеи, левое ухо и глаз, а так­же с. 27 лошадь цели­ком; шестая фигу­ра вос­ста­нов­ле­на цели­ком, за иск­лю­че­ни­ем ступ­ней; у седь­мой фигу­ры — пра­вая рука, фраг­мен­ты голо­вы, шеи и груди, а так­же пра­вая нога, голо­ва соба­ки и лошадь; у вось­мой фигу­ры — нос и фраг­мент пра­вой руки; нако­нец, у девя­той фигу­ры — нос и левая рука с копьем. — На пра­вой узкой стен­ке допол­не­ны в новое вре­мя: у пер­вой фигу­ры сле­ва — нос, пра­вая рука без кисти и левая рука от лок­тя вниз; у вто­рой фигу­ры — нос и кисть пра­вой руки с пись­мом; у третьей фигу­ры — нос, левый край диа­де­мы и фраг­мент оде­я­ния; пра­вая рука и пра­вая нога сидя­ще­го Эрота; у чет­вер­той фигу­ры — вся верх­няя часть голо­вы и фраг­мент левой руки; у пятой фигу­ры — верх­ний край вее­ра; нос у сто­я­ще­го Эрота; у шестой фигу­ры — голо­ва, пле­чо, левая сто­ро­на тела до бед­ра и фраг­мент хито­на; седь­мая фигу­ра — пол­но­стью, за иск­лю­че­ни­ем ступ­ней, а так­же боль­шой фраг­мент верх­ней части зад­ней стен­ки. — В середине левой узкой стен­ки вос­ста­нов­ле­на вся верх­няя часть; кро­ме это­го, у всех фигур новые носы. — На зад­ней стен­ке обнов­ле­на почти вся левая поло­ви­на, где толь­ко левый ниж­ний угол име­ет антич­ное про­ис­хож­де­ние.

Лите­ра­ту­ра:
Г. Кизе­риц­кий, Импе­ра­тор­ский Эрми­таж. Музей древ­ней скульп­ту­ры, 4-е изд., Санкт-Петер­бург 1901. С. 90—91, № 191, илл.
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 2. Einzelmythen: Hippolytos — Meleagros, Berlin 1904. S. 182—185 Nr. 154, Taf. 48 Abb. 154.
О. Ф. Вальд­гау­ер, Государ­ст­вен­ный Эрми­таж. Антич­ная скульп­ту­ра, Пет­ро­град 1923. С. 149 № 377, илл.
G. Rodenwaldt, AA. 1940, Sp. 605—606 Abb. 6 (пра­вая боко­вая стен­ка), Sp. 607—608.
G. Rodenwaldt, JdI. 51, 1936, S. 84.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 6 Anm. 2.
R. Redlich, Die Amazonensarkophage des 2. und 3. Jahrhunderts n. Chr. (= Schriften zur Kunst des Altertums 4), Berlin 1942. S. 82—83.
И. И. Савер­ки­на, Мра­мор­ный сар­ко­фаг из Мир­ме­кия // Труды Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа. Т. 7. Куль­ту­ра и искус­ство антич­но­го мира 3, Л.: Изд-во Гос. Эрми­та­жа, 1962. С. 259—260, илл. 10.
Куль­ту­ра и искус­ство Антич­но­го мира. Путе­во­ди­тель, Ленин­град 1963, илл. на с. 172 и 174.

Хотя архи­тек­тур­ное чле­не­ние коро­ба сар­ко­фа­га сла­бо выра­же­но, но зато он бога­то укра­шен. На пере­д­ней и пра­вой узкой стен­ках свер­ху про­хо­дит узкий кар­низ с орна­мен­том, кото­рый состо­ит из вью­щих­ся побе­гов акан­та, пре­ры­вае­мых цве­та­ми, а свер­ху над ними ряд вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­ных акан­то­вых листьев. На обе­их дру­гих стен­ках кар­низ не име­ет орна­мен­та. У пере­д­ней и пра­вой узкой стен­ки цоколь с выра­жен­ным про­фи­лем укра­шен зуб­ча­тым фри­зом, кима­ти­ем, пле­те­ным орна­мен­том и лен­той из побе­гов акан­та. В угло­вых полях попар­но рас­по­ло­же­ны изо­бра­же­ния живот­ных. Левая узкая сто­ро­на име­ет орна­мент из широ­кой поло­сы акан­та. На зад­ней стен­ке рас­по­ло­же­ны побе­ги акан­та и гир­лян­да из лав­ро­вых листьев.

Все четы­ре стен­ки сар­ко­фа­га заня­ты тема­ти­че­ски объ­еди­нен­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми, свя­зан­ны­ми со ска­за­ни­ем об Иппо­ли­те. Пере­д­няя и пра­вая узкая стен­ки выпол­не­ны при этом как горе­льеф, а левая узкая и зад­няя стен­ки — как баре­льеф.

В ком­по­зи­ции пере­д­ней стен­ки объ­еди­не­ны две темы: пер­вая — отправ­ле­ние Иппо­ли­та и его дру­зей на охоту, вто­рая — их встре­ча с кор­ми­ли­цей Фед­ры. При этом фигу­ры кор­ми­ли­цы и Иппо­ли­та сдви­ну­ты вле­во. Меж­ду ними вид­на голо­ва одно­го из дру­зей Иппо­ли­та. Сле­ва ком­по­зи­цию замы­ка­ют два дру­гих спут­ни­ка, в то вре­мя как чет­ве­ро сто­я­щих в доволь­но оди­на­ко­вых позах юно­шей зани­ма­ют пра­вую часть сце­ны.

Пра­вая узкая стен­ка пред­став­ля­ет стра­даю­щую Фед­ру посреди ее слу­жа­нок, при этом пра­вая груп­па на эрми­таж­ном сар­ко­фа­ге вос­ста­нов­ле­на невер­но. Дать пра­виль­ную рекон­струк­цию поз­во­ля­ет фраг­мент соот­вет­ст­ву­ю­ще­го сар­ко­фа­га в Лув­ре3, где девуш­ки пред­став­ле­ны играю­щи­ми на музы­каль­ных инстру­мен­тах.

На левой узкой стен­ке изо­бра­же­на смерть Иппо­ли­та. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит на фоне гор­но­го пей­за­жа, тра­ди­ци­он­но наме­чен­но­го на ниж­нем краю. Место дей­ст­вия харак­те­ри­зу­ет­ся к тому же тре­мя дере­вья­ми, выпол­нен­ны­ми в умень­шен­ном виде. Четы­ре рас­по­ло­жен­ные по диа­го­на­ли лоша­ди, раз­би­тая бое­вая колес­ни­ца и фигу­ра Иппо­ли­та в самом углу запол­ня­ют почти все изо­бра­же­ние; из спут­ни­ков Иппо­ли­та при­сут­ст­ву­ют толь­ко двое.

На зад­ней стен­ке изо­бра­же­на охота на веп­ря.

Пред­став­лен­ные на релье­фе сце­ны взя­ты из тра­гедии Еври­пида «Иппо­лит». К. Вейц­ман4 под­чер­ки­ва­ет, что худож­ни­ки и скуль­п­то­ры клас­си­че­ско­го вре­ме­ни чаще исполь­зо­ва­ли эпо­сы Гоме­ра, чем тра­гедии Еври­пида. Но со вре­ме­ни элли­низ­ма начи­на­ют доми­ни­ро­вать еври­пидов­ские темы, при этом они оформ­ля­ют­ся либо как отдель­ные сце­ны, либо как цикл. Цик­лы пред­став­ле­ны, в основ­ном, на релье­фах сар­ко­фа­гов. На эрми­таж­ном сар­ко­фа­ге изо­бра­же­ны стра­да­ния Фед­ры, выступ­ле­ние в путь Иппо­ли­та, с. 28 встре­ча с кор­ми­ли­цей, охота и смерть Иппо­ли­та. Эти сце­ны как бы иллю­ст­ри­ру­ют ход дей­ст­вия тра­гедии. А. Стронг очень точ­но заме­тил: «Таким обра­зом, про­из­веде­ния II и III вв. н. э. сле­ду­ют Гоме­ру и Пин­да­ру, Эсхи­лу или Еври­пиду гораздо более бук­валь­но, чем совре­мен­ные этим поэтам работы, посвя­щен­ные той же теме»5.

Одна­ко пред­став­лен­ные на сар­ко­фа­ге сце­ны из тра­гедии Еври­пида не вызы­ва­ют у зри­те­ля глу­бо­ких чувств. Тако­го же мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Г. Роден­вальдт, назвав­ший этот сар­ко­фаг холод­но-клас­си­ци­сти­че­ским6. Клас­си­цизм эрми­таж­но­го сар­ко­фа­га выра­жа­ет­ся не столь­ко в обра­бот­ке фигур, кото­рую мож­но было бы объ­яс­нить работой рестав­ра­то­ра в кол­лек­ции Кам­па­на, сколь­ко в обра­ще­нии с ком­по­зи­ци­ей. Изо­ля­ция тема­ти­че­ски не свя­зан­ных фигур осо­бен­но чув­ст­ву­ет­ся на пере­д­ней стен­ке. Из семи спут­ни­ков Иппо­ли­та толь­ко трое про­яв­ля­ют опре­де­лен­ный инте­рес к его раз­го­во­ру с кор­ми­ли­цей. Все осталь­ные как бы пози­ру­ют скуль­п­то­ру и их чис­ло без малей­ших потерь для пред­ме­та изо­бра­же­ния мог­ло бы быть умень­ше­но или уве­ли­че­но.

Эрми­таж­ный сар­ко­фаг по теме, ком­по­зи­ции и сти­лю почти иден­ти­чен сар­ко­фа­гам в Агри­джен­то7, Тар­ра­гоне8 и Вобурн­ском аббат­стве9. Сти­ли­сти­че­ски близ­ки ему и дру­гие сар­ко­фа­ги, на кото­рых изо­бра­же­на та же тема10, или сар­ко­фа­ги, свя­зан­ные с мифа­ми о Меле­а­г­ре11 и Ахил­ле12. Боль­шое коли­че­ство сар­ко­фа­гов этой груп­пы свиде­тель­ст­ву­ет о том, что в третьем сто­ле­тии клас­си­ци­сти­че­ское направ­ле­ние зани­ма­ло веду­щее поло­же­ние сре­ди над­гроб­ной скульп­ту­ры Атти­ки.

Атти­че­ский сар­ко­фаг. При­бли­зи­тель­но середи­на III века.

И. И. Савер­ки­на
1C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 2. Einzelmythen: Hippolytos — Meleagros, Berlin 1904. S. 198—200 Nr. 161, Taf. 51 Abb. 161 [см. № 5725]; S. 247—249 Nr. 198, Taf. 64 Abb. 198.

2H. Brunn, Kleine Schriften, Bd. 1, Leipzig 1898, S. 22.

3C. Robert, loc. cit., S. 181—182 Nr. 153, Taf. 47 Abb. 153.

4K. Weizmann, Hesperia 18, 1949, S. 159.

5A. Strong, Roman Sculpture from Augustus to Constantine, London 1907, S. 256.

6G. Rodenwaldt, AA. 1940, Sp. 608.

7C. Robert, loc. cit., S. 178—181 Nr. 152, Taf. 47 Abb. 152.

8H. Sichtermann, AA. 1954, Sp. 423—426 Abb. 101—104.

9C. Robert, loc. cit., S. 189—191 Nr. 156, Abb., Taf. 49 Abb. 156.

10C. Robert, loc. cit., S. 194—197 Nr. 160, Taf. 50 Abb. 160.

11C. Robert, loc. cit., S. 282—285 Nr. 220, Taf. 73 Abb. 220.

12C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, II. Mythologische Cyklen, Berlin 1890, S. 35—39 Nr. 25, Taf. 14—15 Abb. 25; S. 39—43 Nr. 26, Taf. 16—17 Abb. 26; S. 57—61 Nr. 47, Taf. 22 Abb. 47.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 26—28, Kat. Nr. 6, Taf. 14—17.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca федра федры phaedra ипполит ипполита hippolytus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор мифологический саркофаг фронтальная панель миф федре и ипполите ипполит отправление на охоту встреча кормилицей федры кормилица служанка лист акант аканф аканта аканфа акантовый аканфовый акантовые аканфовые листья цветы отправление охотники юноша юноши лошадь конь охотничья собака поводья узда уздечка копье меч хитон охотничья обувь эндромиды полусапожки калкеи калцеи calceus calcei коллекция кампана инв № а 432