Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Саркофаг: Ипполит (илл. 14—17)
Инв. № А. 432.
Размеры: высота 1,25 м; длина 2,30 м; ширина 1,19 м.
Материал: мелкозернистый белый мрамор.
Происхождение: Поступил в Эрмитаж в 1862 г. из коллекции Кампана, после того, как был найден в Риме в 1853 г. на виа Аурелиа. В том же склепе находились еще два саркофага, которые сегодня хранятся в Лувре1. У саркофага некогда была крышка в форме ложа с покоящейся на нем мужской фигурой; однако она была разрушена и потерялась2.
Степень сохранности: Крышка отсутствует; рельефы повторно отполированы; отсутствующие части были заменены в реставрационной мастерской, работавшей на коллекцию Кампана. — На передней стенке восстановлены: у первой фигуры слева — нос, верхняя губа и кисть левой руки, голова собаки и морда лошади; у второй фигуры — нос, пальцы правой руки с уздечкой и кисть левой руки с верхним концом копья; у третьей и четвертой фигуры соответственно — носы; у пятой фигуры — передние части головы, шея, верхняя часть груди, четыре пальца правой руки, кисть левой руки с уздечкой, заплатка на левой стороне тела и рукоять меча, у собаки — передние лапы, фрагмент недалеко от шеи, левое ухо и глаз, а также с. 27 лошадь целиком; шестая фигура восстановлена целиком, за исключением ступней; у седьмой фигуры — правая рука, фрагменты головы, шеи и груди, а также правая нога, голова собаки и лошадь; у восьмой фигуры — нос и фрагмент правой руки; наконец, у девятой фигуры — нос и левая рука с копьем. — На правой узкой стенке дополнены в новое время: у первой фигуры слева — нос, правая рука без кисти и левая рука от локтя вниз; у второй фигуры — нос и кисть правой руки с письмом; у третьей фигуры — нос, левый край диадемы и фрагмент одеяния; правая рука и правая нога сидящего Эрота; у четвертой фигуры — вся верхняя часть головы и фрагмент левой руки; у пятой фигуры — верхний край веера; нос у стоящего Эрота; у шестой фигуры — голова, плечо, левая сторона тела до бедра и фрагмент хитона; седьмая фигура — полностью, за исключением ступней, а также большой фрагмент верхней части задней стенки. — В середине левой узкой стенки восстановлена вся верхняя часть; кроме этого, у всех фигур новые носы. — На задней стенке обновлена почти вся левая половина, где только левый нижний угол имеет античное происхождение.
Литература:
Г. Кизерицкий, Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры,
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 2. Einzelmythen: Hippolytos — Meleagros, Berlin 1904. S. 182—
О. Ф. Вальдгауер, Государственный Эрмитаж. Античная скульптура, Петроград 1923. С. 149 № 377, илл.
G. Rodenwaldt, AA. 1940, Sp. 605—
G. Rodenwaldt, JdI. 51, 1936, S. 84.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 6 Anm. 2.
R. Redlich, Die Amazonensarkophage des 2. und 3. Jahrhunderts n. Chr. (= Schriften zur Kunst des Altertums 4), Berlin 1942. S. 82—
И. И. Саверкина, Мраморный саркофаг из Мирмекия // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 7. Культура и искусство античного мира 3, Л.:
Культура и искусство Античного мира. Путеводитель, Ленинград 1963, илл. на с. 172 и 174.
Хотя архитектурное членение короба саркофага слабо выражено, но зато он богато украшен. На передней и правой узкой стенках сверху проходит узкий карниз с орнаментом, который состоит из вьющихся побегов аканта, прерываемых цветами, а сверху над ними ряд вертикально расположенных акантовых листьев. На обеих других стенках карниз не имеет орнамента. У передней и правой узкой стенки цоколь с выраженным профилем украшен зубчатым фризом, киматием, плетеным орнаментом и лентой из побегов аканта. В угловых полях попарно расположены изображения животных. Левая узкая сторона имеет орнамент из широкой полосы аканта. На задней стенке расположены побеги аканта и гирлянда из лавровых листьев.
Все четыре стенки саркофага заняты тематически объединенными композициями, связанными со сказанием об Ипполите. Передняя и правая узкая стенки выполнены при этом как горельеф, а левая узкая и задняя стенки — как барельеф.
В композиции передней стенки объединены две темы: первая — отправление Ипполита и его друзей на охоту, вторая — их встреча с кормилицей Федры. При этом фигуры кормилицы и Ипполита сдвинуты влево. Между ними видна голова одного из друзей Ипполита. Слева композицию замыкают два других спутника, в то время как четверо стоящих в довольно одинаковых позах юношей занимают правую часть сцены.
Правая узкая стенка представляет страдающую Федру посреди ее служанок, при этом правая группа на эрмитажном саркофаге восстановлена неверно. Дать правильную реконструкцию позволяет фрагмент соответствующего саркофага в Лувре3, где девушки представлены играющими на музыкальных инструментах.
На левой узкой стенке изображена смерть Ипполита. Действие происходит на фоне горного пейзажа, традиционно намеченного на нижнем краю. Место действия характеризуется к тому же тремя деревьями, выполненными в уменьшенном виде. Четыре расположенные по диагонали лошади, разбитая боевая колесница и фигура Ипполита в самом углу заполняют почти все изображение; из спутников Ипполита присутствуют только двое.
На задней стенке изображена охота на вепря.
Представленные на рельефе сцены взяты из трагедии Еврипида «Ипполит». К. Вейцман4 подчеркивает, что художники и скульпторы классического времени чаще использовали эпосы Гомера, чем трагедии Еврипида. Но со времени эллинизма начинают доминировать еврипидовские темы, при этом они оформляются либо как отдельные сцены, либо как цикл. Циклы представлены, в основном, на рельефах саркофагов. На эрмитажном саркофаге изображены страдания Федры, выступление в путь Ипполита, с. 28 встреча с кормилицей, охота и смерть Ипполита. Эти сцены как бы иллюстрируют ход действия трагедии. А. Стронг очень точно заметил: «Таким образом, произведения II и III вв. н. э. следуют Гомеру и Пиндару, Эсхилу или Еврипиду гораздо более буквально, чем современные этим поэтам работы, посвященные той же теме»5.
Однако представленные на саркофаге сцены из трагедии Еврипида не вызывают у зрителя глубоких чувств. Такого же мнения придерживается Г. Роденвальдт, назвавший этот саркофаг холодно-классицистическим6. Классицизм эрмитажного саркофага выражается не столько в обработке фигур, которую можно было бы объяснить работой реставратора в коллекции Кампана, сколько в обращении с композицией. Изоляция тематически не связанных фигур особенно чувствуется на передней стенке. Из семи спутников Ипполита только трое проявляют определенный интерес к его разговору с кормилицей. Все остальные как бы позируют скульптору и их число без малейших потерь для предмета изображения могло бы быть уменьшено или увеличено.
Эрмитажный саркофаг по теме, композиции и стилю почти идентичен саркофагам в Агридженто7, Таррагоне8 и Вобурнском аббатстве9. Стилистически близки ему и другие саркофаги, на которых изображена та же тема10, или саркофаги, связанные с мифами о Мелеагре11 и Ахилле12. Большое количество саркофагов этой группы свидетельствует о том, что в третьем столетии классицистическое направление занимало ведущее положение среди надгробной скульптуры Аттики.
Аттический саркофаг. Приблизительно середина III века.
Информация: музейная аннотация.
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 26—28, Kat. Nr. 6, Taf. 14—17.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.