Бюст Калигулы
Каррарский (лунский) мрамор.
37—41 гг.
Высота 16 см.
Инв. № 4256.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: С. И. Сосновский

Бюст Калигулы.

Каррарский (лунский) мрамор.
37—41 гг.
Высота 16 см.
Инв. № 4256.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Най­ден в р. Тибр.

Описание:
Бюстик импе­ра­то­ра.

Из Тиб­ра, в рай­оне виа Джу­лиа. Порт­рет не повреж­ден; во вре­мя наход­ки он все еще хра­нил следы пер­во­на­чаль­ной мно­го­цвет­но­сти.
Каррар­ский (лун­ский) мра­мор.
Высота 16 см.
Inv. No. 4256.

Малень­кий бюст на тра­пе­цие­вид­ной базе, угло­ва­тая голо­ва изо­бра­же­на повер­ну­той впра­во. Лицо вытя­ну­тое, с высо­ким ров­ным лбом, боль­ши­ми неглу­бо­ко поса­жен­ны­ми гла­за­ми и длин­ным носом. Отли­чи­тель­ным при­зна­ком малень­ко­го рта явля­ет­ся впа­лая ниж­няя губа, кото­рая под­чер­ки­ва­ет выступ под­бо­род­ка. Воло­сы изо­бра­же­ны корот­ки­ми локо­на­ми, при­ле­гаю­щи­ми к чере­пу и обрам­ля­ю­щи­ми широ­кий лоб, с пря­мой чел­кой, разде­лен­ной посе­редине про­бо­ром в виде «ласточ­ки­но­го хво­ста». Пер­во­на­чаль­но порт­рет был иден­ти­фи­ци­ро­ван как Тибе­рий во вре­мя его при­хо­да к вла­сти из-за харак­тер­но­го рас­по­ло­же­ния чел­ки попе­рек лба и т. н. «нож­ниц» над внут­рен­ним угол­ком лево­го гла­за. Одна­ко дру­гие дета­ли — мор­щи­ны вдоль лба и склад­ки вокруг носа и рта — гово­рят о зре­лом порт­ре­те импе­ра­то­ра.

Недав­но Джа­кер (Jucker) и Хер­тель (Hertel) отме­ти­ли схо­жесть ста­туи с раз­лич­ны­ми порт­ре­та­ми Кали­гу­лы и при­ве­ли дово­ды, на осно­ве порт­ре­тов на моне­тах, выпу­щен­ных в 37—38 гг., что это обра­зец типа «Фаза­не­ри», создан­но­го в нача­ле его прав­ле­ния.

Пер­во­на­чаль­ная пута­ни­ца объ­яс­ня­ет­ся пора­зи­тель­ным сход­ством меж­ду изо­бра­же­ни­я­ми двух прин­цеп­сов; Кали­гу­ла, фак­ти­че­ски, созна­тель­но под­чер­ки­вал это сход­ство, чтобы уси­лить свою дина­сти­че­скую леги­тим­ность. По этой при­чине мы нахо­дим мно­же­ство осо­бен­но­стей, харак­тер­ных для послед­них ста­туй Тибе­рия (рас­по­ло­же­ние чел­ки, про­пор­ции лица и спе­ци­фи­че­ский тип впа­лой ниж­ней губы). И если быть точ­ным, ста­туя не лише­на отли­чи­тель­ных черт обра­за Кали­гу­лы, таких как вытя­ну­тое худое лицо, близ­ко сдви­ну­тые бро­ви, при­да­вав­шие моло­до­му импе­ра­то­ру страш­ный и мрач­ный вид, опи­сан­ный лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми. Пред­став­лен­ный бюст кажет­ся фак­ти­че­ски иден­тич­ным брон­зо­во­му порт­ре­ту, так­же най­ден­но­му в Тиб­ре и хра­ня­ще­му­ся в Цюри­хе, кото­рый дати­ру­ет­ся 37—41 гг. н. э. B. Di Leo выдви­га­ет гипо­те­зу, что они оба были бро­ше­ны в реку после про­кля­тия памя­ти (damnatio memoriae) Кали­гу­лы. Весь­ма веро­ят­но, что пер­во­на­чаль­но бюст нахо­дил­ся в одном из рос­кош­ных домов на бере­гах Тиб­ра, где изо­бра­же­ния пра­ви­те­лей слу­жи­ли ося­зае­мым зна­ком импер­ско­го пок­ро­ви­тель­ства, кото­рым поль­зо­ва­лись вла­дель­цы.

Brunella Germini

Литература:
Felletti Maj 1953, p. 61, no. 98; Museo Nazionale Romano I, 9. 1 (1987), pp. 141—143, R 98 (B. Di Leo) (in addition to the preceding biography).

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 48.
© 2010 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii император гай цезарь калигула калигулы imperator caius caligula скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст каррарский лунский мрамор оттопыренные уши инв № 4256