Мрамор. 204 г.Рим, Арка аргентариев Фото: И. А. Шурыгин
Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме).
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
Императору Цезарю, Луцию Септимию Северу Пию Пертинаксу, Августу, [завоевателю] арабов, адиабенов и парфян, величайшему, сильнейшему, счастливейшему Великому Понтифику, 12 раз облеченному трибунской властью, 11 раз провозглашенному императором, трижды консулу, Отцу Отечества, а также Императору Цезарю, Марку Аврелию Антонину Пию Феликсу, Августу, 7 раз облеченному трибунской властью, трижды консулу, Отцу Отечества, сильнейшему, счастливейшему повелителю, а также Юлии Августе, матери нашего Августа, императорских резиденций, сената, Отечества и Императора Цезаря, Марка Аврелия Антонина Пия Феликса, Августа, великого завоевателя парфян и бритов, аргентарии и торговцы Бычьего [форума], которые приносят на это место [свои деньги и товары], благоговейно [посвящают] их божественности.
Самым выразительным и убедительным свидетельством уничтожения изображений Плавциллы и посвященных ей надписей служит арка аргентариев. Стесанный участок рельефа правой части западной внутренней панели соответствует фигуре Плавциллы, стоящей рядом с Плавцианом, ее отцом. Кроме того, упоминание о Плавцилле в четвертой строке надписи на аттике было стерто и в 211 г. н. э. заменено новым титулом Юлии Домны (Mater Senatus et Patriae). Изначально эта строка читалась так:
IVLIAE AVG. MATRI AVGG. ET CASTRORVM ET FVLVIAE PLAVTILLAE AVG. IMP. CAES. M. AVRELI ANTONINI PII FELECIS AVG. (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 4—
Было высказано вполне убедительное предположение о том, что арка несла групповое скульптурное изображение императорской семьи, и, в таком случае, статуя Плавциллы была демонтирована (и переплавлена) в то же самое время, когда был стесан ее рельефный портрет и стерто упоминание о ней в надписи (De Maria, 1988). Присутствие имени Плавциана в надписи и его портретов на рельефах внутренних панелей арки дает основание предположить, что его статуя также украшала аттик и, вероятно, была уничтожена после его смерти в 205 г.
В античную эпоху надпись на аттике южной стороны арки аргентариев по крайней мере дважды подвергалась изменениям (CIL VI 1035;
PARTHICI MAXIMI BRITANNICI MAXIMI.
Под буквами и в межбуквенных промежутках явно просматриваются следы стесывания. Эта строка короче пяти остальных и содержит значительно меньше букв. В настоящее время строка 5 состоит из 30 букв. Остальные строки, в порядке убывания:
строка 2 (не изменялась в античности) = 47
строка 6 (изменена в античности) = 57
строка 1 (не изменялась в античности) = 81
строка 4 (изменена в античности) = 84.
Вероятно, изначально в пятой строке упоминался Плавциан в качестве comes augustorum и отца Плавциллы, новой августы. Наибольшим признанием пользуется следующий ее исходный вариант:
VXORI FILLIAE PLAVTIANI PONTIFICIS NOBILISSIMI PR. PR. COS. II NECESSARII ET COMITIS AVGG (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 5—
Пятая строка была стесана после смерти Плавциана в 205 г. и в течение нескольких лет оставалась пустой. Она могла быть заполнена вновь не раньше 210 г. н. э., когда Каракалла получил титул Britannicus Maximus (
С арки аргентариев были также удалены все визуальные и эпиграфические упоминания о Гете таким же образом, как это было сделано в отношении Плавциана и Плавциллы. Третья строчка посвятительной надписи, прославлявшая Каракаллу и Гету, в исходном варианте читалась так:
IMP. CAES. M. AVRELIO ANTONINO PIO FELICI AVG. TRIB. POTEST. VII COS. ET P. SEPTIMIO GETAE NOBILISSIMO CAESARI ET (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 4—
Титул Геты Nobilissimus Caesar был удален и заменен новыми титулами Каракаллы:
III P. P. PROCOS. FORTISSIMO FELICISSIMOQVE PRINCIPI
После COS строка остается стертой и незаполненной (in rasura). Третий консульский срок Каракаллы начался 1 января 208 г., а четвертый — 1 января 213 г. Поскольку в измененной надписи он именуется COS III, ее переработку можно надежно датировать 208—
Обращение к Каракалле, как к Fortissimus Princeps, заставляет вспомнить переработанную надпись на арке, стоящей на Forum Romanum, в которой Септимий и Каракалла названы fortissimi principes. Из надписи было удалено и второе упоминание о Гете. В четвертой строке Юлия Домна изначально именовалась как «Мать августов и военных городков (либо императорских резиденций —
После проклятия памяти о Гете (damnatio memoriae) упоминание о нем и о Каракалле как об августах AVGG в множественном числе было заменено на AVG в единственном числе; титул Юлии Домны был изменен на «Мать нашего августа и военных городков» (MATER AVG. N. ET CASTRORUM). По подобному незначительному изменению в надписи можно судить о той тщательности с которой уничтожались все упоминания о Гете.
После удаления из надписи посвящений Гете и ее переработки в ней появились новые упоминания о Каракалле и Юлии Домне. В строках 3 и 4 Каракалла назван felix и felicissimus, т. е. счастливый и счастливейший одновременно. В четвертой строке имя и титулы Каракаллы приведены в генетиве, поскольку в первоначальном варианте они относились к Плавцилле, его супруге. Однако после того как имя Плавциллы было заменено именем Юлии Домны, имена и титулы Каракаллы стали читаться вместе с именем Юлии Домны, которая получила титул «Матери нашего августа (Каракаллы) и военных городков, и сената, и отечества, и императора цезаря Марка Аврелия Антонина Пия, счастливого августа (Каракаллы)»:
IVLIAE AVG. MATRI AVG. N. ET CASTRORVM ET SENATVS ET PATRIAE ET IMP. CAES. M. AVRELI ANTONINI PII FELICIS AVG.
В результате Юлия Домна оказалась дважды упомянутой как мать Каракаллы.
By Eric R. Varner Brill/Leiden. Boston 2004. (пер. с англ.
© 2004 г. Описание: Eric R. Varner. Mutilation and Transformation. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill/Leiden. Boston 2004.
Пер. с лат. и англ.: И. А. Шурыгин.